Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Если 20-й век можно смело охарактеризовать как век борьбы населения Земли за основные права человека, за право не умирать от голода и холода, за право жить в человеческих условиях - а не в землянках, хибарах и бараках, то в 21-м веке безработные люди в отчаянии говорят: «Я всего лишь хочу получить работу!». Многие из них считают, что право иметь работу - естественно, и что государство обязано обеспечить гражданам рабочие места. А ведь право каждого человека на труд тоже было завоёвано (именно завоёвано) только в прошлом веке. И эта борьба была тяжёлой и кровавой. Даже за такую привычную сегодня вещь, как 8-часовой рабочий день, пришлось бороться очень упорно. В начале 20-о века такие явления, как голодные бунты, марши безработных, были рядовыми практически во всех западных странах. Это тоже стоит помнить - ведь с этими приятными вещами скоро будем знакомы не понаслышке.
За свои права все боролись по-разному, и с разными результатами. В центре этой борьбы в середине прошлого века было противостояние между блоком социалистических стран и блоком западных стран. На момент обострения «холодной войны» и в одном лагере, и в другом уже были полноценные социальные государства - разного уровня, и с разными источниками благосостояния. Социалистические страны обеспечивали свой весьма скромный по сравнению с Западом уровень жизни за счёт внутренних резервов и общего экономического пространства (СЭВ). Благосостояние же западных стран в основном базировалось на эксплуатации стран третьего мира, где оплата и условия труда работников были несравнимо хуже европейских. До «холодной войны» ведущие страны западного мира имели многочисленные колонии и подконтрольные страны в Азии, Африке, Восточной и Южной Европе. Поэтому коммунистическое движение 20-о века во многом было восстанием периферийных стран против их эксплуатации со стороны индустриально развитых стран. Рабочие западных стран имели блага, предоставляемые государством для того, чтобы избежать внутреннего бунта. Сесил Родс говорил об этом так: «Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами». Таким образом, блага рабочим предоставлялись за счёт людей, которые работали по 16 часов в день где-нибудь в Индии.
Здесь есть один интересный момент. Широкомасштабность коммунистического движения заставила элиты капиталистических стран даже пойти на создание своего рода квазисоциализма. После окончания второй мировой войны произошёл передел сфер влияния, в результате которого Запад потерял много подконтрольных ему стран и рынков сбыта. Коммунизм уже стал угрожать самому Западу. Элитам нужно было «стравить пар», чтобы уже их собственные страны не стали коммунистическими. Это значило не только дать отпор особо буйным личностям и организациям вроде Rote Armee Fraktion. Надо было создать у себя «безопасный социализм», чтобы показать: у нас то же самое, и даже лучше! По-европейски, без азиатчины и всяких репрессий! Именно благодаря этому на Западе появились такие вещи, как еврокоммунизм, социалистические трудовые коммуны и профсоюзные движения, под завязку набитые марксистами-«шестидесятниками». Тот самый «социализм с человеческим лицом» который настойчиво рекламировал Горбачев еще до съемок в рекламе McDonald’s.
Но как только социалистический блок был уничтожен совместными действиями советского руководства и руководства западных стран, все эти симулякры стали не нужны. Впрочем, социальные государства на Западе продолжали существовать, поскольку надобности в их «разборке» не было. Люди привыкли жить хорошо, сыто и спокойно. Для обеспечения этого было всё необходимое. Были передовые технологии, финансы, квалифицированные кадры. Имелись дешёвые ресурсы и дешёвая рабочая сила из стран третьего мира. А после уничтожения социалистического блока западные страны получили ещё больше ресурсов и рынков сбыта для своей продукции. «Социализм с человеческим лицом» процветал пока не стало насаждаться корпоративное государственное устройство. Профсоюзные деятели Европы едва не лопались от гордости: их-то социализм оказался круче! Но кое-что изменилось: поддерживать данный уровень благосостояния больше не было необходимости. Поэтому он просуществовал практически без изменений, по инерции, до первой финансовой бури, которой стала нынешняя Великая Депрессия-2.
В странах бывшего социалистического блока происходили немного другие процессы. Их статус после ликвидации СССР незаметно, но резко изменился. Они (включая РФ) снова возвращались к статусу экономических колоний, какими и были до начала великого противостояния 20-о века. Поддерживать социальное государство в экономической колонии нет никакой необходимости - надо лишь следить за соблюдением достаточной стабильности в регионе. Но и ликвидировать социальное государство тоже не имело смысла. Это было бы опасно: любое излишне резкое движение на тот момент могло бы мгновенно мобилизовать мощное протестное движение, что поставило бы под вопрос весь проект раздела собственности убитого СССР - ведь большинство людей по инерции продолжали жить советскими стереотипами и считали, что рыночная экономика будет неким приятным дополнением к тому стандарту жизни, к которому они привыкли. Разочаровывать их в тот момент было нельзя. Кроме того, все республики располагали какими-то ресурсами, которыми некоторое время можно было бы распоряжаться и жить на это.
При взгляде на постсоветскую историю России невольно сравниваешь происходившее: пока Европа объединялась в Евросоюз, мы свой Союз рушили. Пока Запад усиливал систему соцстрахования, мы разрушали свое бесплатное образование и медицину. Пока США и страны Европы принуждали корпорации блюсти закон, мы грезили о свободном рынке, который по страннейшей логике демократов должен был накормить всех голодных и исцелить страждущих, а любые беззакония списывали на побочные эффекты первичного накопления капитала. Рыночники не признают своих ошибок и продолжают неистово лобировать в правительстве отказ от каких либо обязательств государства перед населением.
Характерным признаком ослабления государства является деградация института независимой экспертизы, подмена ее лоббизмом экономико-политических группировок. Ограниченная способность противостоять лоббистскому давлению влечет за собой дезинтеграцию государства, которое, по выражению экономиста Юрия Яременко, превращается в совокупность мафий, бесконтрольно поглощающих государственные ресурсы.
Можно, конечно, утверждать, что это общемировой экономический тренд, хотя бы вспомнив как самый молодой монарх в Европе сказал, что люди должны сами взять ответственность за своё собственное будущее и взять на себя ответственность за свою социальную и финансовую безопасность.
Король Виллем-Александр впервые обратился по национальному телевидению с посланием к народу Голландии после того как Королева Беатрикс сложила свои полномочия в апреле 2013г и он наследовал трон, - “социальное государство 20 века больше не существует”.
На его месте появляется “общество участия”, в котором люди должны взять ответственность за свое собственное будущее, заботиться и создавать свою собственную социальную и финансовую безопасность, с меньшей помощью от национального правительства.
Сдвиг к “государству участия” особенно заметен в социальном страховании и лечении хронических больных - сказал король, читая законодателям речь написанную для него правительством Премьер Министра Марка Рютта.
Классическое социальное государство всеобщего благосостояния второй половины 20-го века не может поддерживать эти области в их нынешнем виде. "
Как сообщает "Рамблер": Расходы России на цели здравоохранения никогда не поднимались выше 3,5% ВВП, временами опускаясь даже ниже, это привело к обнищанию российской медицины. Счетная палата то и дело публикует сведения о том, что многие медицинские здания и сооружения находятся в плачевном состоянии. Износ оборудования и основных фондов по многим учреждениям доходит до 80-90%. И, главное, просто нищенские зарплаты медработников - если убрать компенсационные и стимулирующие выплаты, базовые оклады многих врачей не превысят 15 тысяч рублей в месяц. Из-за этого серьезный дефицит кадров, особенно в первичном звене - поликлиниках, амбулаториях, фельдшерских пунктах.
Как утверждает руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова в России детская смертность, в полтора раза выше, чем в странах Евросоюза, сопоставимых с нами по уровню экономического развития, а, помимо ковида, от таких инфекций, как ВИЧ, туберкулез и вирусные гепатиты у нас умирает почти в 4 раза больше людей, чем в тех же странах Европы.
В системе финансирования текущих расходов здравоохранения доля федерального бюджета составляет меньшую часть, это все равно очень существенная сумма. Анализ ситуации говорит о том, что если даже сейчас увеличить трансфер из государственной казны на медицину самое малое в полтора-два раза, то кадровая проблема в отрасли как минимум в ближайшие два года все равно не будет решена, - поделился своим видением ситуации сопредседатель и оргсекретарь профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал.
-Не говоря уже о том, что государство отдельно через специальные федеральные программы нередко финансирует строительство новых медучреждений, приобретение оборудования для поликлиник, а также транспорта для службы скорой медицинской помощи, самое малое, к чему может привести дальнейший секвестр расходов госбюджета на медицину, так это к тому, что мы лишимся даже тех кадров, которые в этой сфере имеются сейчас.
На начало 2021года только по официальным данным в первичном звене не хватало 25 тысяч врачей, а нехватка среднего персонала составила 130 тысяч. В реальности картина еще более удручающая. Ведь еще до пандемии была проведена оптимизация здравоохранения, в рамках которой пускали под нож штаты структурных подразделений, закрывались целые больницы, особенно в регионах. И все это ранее урезанное, естественно, не было включено в официальные сводки по кадровому дефициту.
Тяжелая ситуация и с участковыми врачами, и с узкими специалистами в поликлиниках. В районных стационарах просто не бывает специалистов. А младший медперсонал вообще практически ликвидирован. Чтобы не платить повышенные зарплаты, как того требовали президентские «майские указы», медсестер массово переводили в уборщицы и увольняли, так что ухаживать за тяжелыми пациентами и работать с биологическими жидкостями становится банально некому.
Действующий федеральный норматив предусматривает наличие одной полноценной дежурной бригады общей помощи в среднем на каждые 10 тысяч населения, чтобы медики могли работать в адекватном режиме, без диких перенагрузок. Но еще до того, как началась вся эта история с коронавирусом, в большинстве населенных пунктов этот показатель был меньше в полтора-два раза. Вместо 70 бригад общей помощи на городе с населением в 700 тысяч человек работало примерно 35-38. А реанимационных бригад, вместо одной на каждые 100 тысяч населения по нормативу, могло и вовсе не существовать официально. Так, например, было в Орле еще полгода назад.
Еще до пандемии скорая работала практически с тройной перегрузкой. Об эмоциональном и физическом состоянии работавших в таких условиях медиков и говорить не приходится. Особенно если учесть, что зачастую вместо двух положенных по нормативу сотрудников бригады состояли всего из одного, работающего на полторы-две ставки. А теперь на фоне паники из-за пандемии коронавируса количество вызовов бригад выросло еще в несколько раз, да еще и сами врачи из-за болезни вынуждены уходить на карантин. В результате подъезда «Скорой» приходится ждать от 8-10 часов до нескольких суток.
Между тем, напомню, правительство РФ отменило свои постановления №№ 415 и 484, которыми были установлены стимулирующие выплаты медикам за риск работы в так называемых «красных зонах» и дополнительную нагрузку в условиях коронавирусной инфекции. Вместо них с 1 ноября 2020 года вступило в силу постановление кабинета министров №1762, которое приведет к сокращению выплат для большинства той части медработников, которые эти выплаты получали.
Сейчас видно, к чему привело стремление властей сэкономить на медицине, а если еще и дальше на ней экономить, мы получим просто полное разрушение государственной медицины.
Окончательно дискредитировать систему государственной медицинской помощи, чтобы объявить о необходимости более активного допуска к деньгам ОМС частных медицинских организаций. Возможно, и вообще полностью зачистить площадку под внедрение коммерческой, платной медицины. Для которой государственные медучреждения даже в том плачевном состоянии, в котором они существуют сейчас, все равно являются конкурентами, поскольку пока оказывают медпомощь преимущественно бесплатно.
Открытое решение в сложившихся условиях маловероятно:
Во-первых, это приведет к социальному взрыву.
Во-вторых, совсем недавно в Конституцию были внесены соответствующие поправки, которые вроде бы наоборот гарантируют гражданам улучшение предоставления медпомощи за счет средств государства. Да и в условиях коронавируса вряд ли решаться на подобный шаг, по крайней мере в ближайший год.
Вот тихой сапой, через всевозможные усиления государственно-частные партнерства, расширения доступа к системе ОМС для негосударственных компаний, проникновение частного бизнеса в сферу здравоохранения вполне закономерно.
Так все это напоминает речь для короля Нидерландов подготовленную правительством Премьер Министра Марка Рютта еще в 2013 году. Вот это и называют чиновники российского правительства мировым экономическим трендом.
Премьер-министр Михаил Мишустин, говоря о проекте бюджета 2022 года, отмечал, что в его основе «одна простая идея - рост благополучия людей». Оценить, так это или нет, можно по законопроекту о федеральном бюджете, который поступил в Государственную Думу. В нем правительство резко сократило расходы на медицину, соцподдержку и экономику в общей сложности на 640 млрд руб. Почти все «сэкономленные» деньги пойдут на увеличение финансирования правоохранительных органов. «Ведь главное - это забота о наших гражданах», - подчеркивал Мишустин.
Забота о гражданах и сокращение расходов
• Законопроект о федеральном бюджете на 2022-24 годы появился на сайте Госдумы 30 сентября 2021г. Перед принятием он должен пройти одобрение депутатами. Нет сомнений, что проблем с этим не будет - 324 кресла из 450 контролируют депутаты «Единой России» по итогам выборов 19 сентября. Остальные партии могут выступить против такого варианта бюджета: в нем заложено сокращение расходов на медицину, соцподдержку и развитие экономики.
• В пояснительной записке к бюджету указано, что на медицину в следующем году, несмотря на пандемию и четвертую волну, будет потрачено 1,245 трлн руб., или на 117 млрд руб. меньше, чем в текущем году. На социальную поддержку (пособия, пенсии, выплаты семья с детьми) уйдет 5,837 трлн руб., или на 371 млрд руб. меньше, чем в 2021 году.
• В частности, расходы на пенсии будут сокращены до 3,162 трлн руб., или на 152 млрд. Но вместе с тем на военных пенсионеров потратят на 427 млрд руб. больше, говорится в пояснительной записке. На развитие экономики потратят 3,261 трлн руб., что на 152 млрд руб. меньше расходов текущего года. В общей же сложности правительство сократило расходы на социально важные статьи на 640 млрд руб.
• Однако логику бюджета легко прочитать из представленного документа: в год выборов власти нарастили расходы на соцподдержку, чтобы добиться нужного результата для «Единой России». После выборов возникла угроза протестов, в связи с чем бюджет переориентировался на поощрение правоохранительных органов, которые должны подавить протестные настроения. Так, почти все «сэкономленные» на гражданах деньги пойдут на увеличение расходов на силовиков - их финансирование вырастет с 2,384 до 2,799 трлн руб., или на 17%.
• Показательно, что еще в прошлом году в бюджете на 2021-23 годы правительство собиралось заморозить расходы на силовиков. Но «призрак» Болотной появился в начале 2021 года, когда в стране прошли самые массовые митинги за 20 лет. Важно и то, что ради силовиков чиновники решили экономить и на себе: на президента из налогов россиян потратят не 15,9 млрд руб., как в 2021 году, а 14,7 млрл, на правительство 8,59 млрд руб. (в этом году 8,55 млрд), на Госдуму 12,4 млрд (13 млрд), а на Совет Федерации - 6,6 млрд (6,58 млрд).
• Помимо силовиков больше денег правительство потратит на образование (1,237 трлн руб., рост на 90 млрд руб.), на ЖКХ (463 млрд руб., рост на 7 млрд) и на 100 млрд руб. увеличит финансирование по статье «охрана окружающей среды». На культуру пойдет ровно столько же - 154,9 млрд руб.
• Главной проблемой бюджета становится государственный долг. Правительство рассказывает о его низком уровне, но даже при долге в размере около 20% ВВП на его обслуживание уходит все больше средств: в этом году выплаты по процентам стоили бюджету 1,156 трлн руб., а в 2022-м они обойдутся в 1,403 трлн. Самое интересное, что бюджет России профицитный: в 2022 году в казне должно остаться 1,327 трлн руб., которые пойдут на пополнение Фонда национального благосостояния.
Еще год назад в октябре 2020г экономисты предупреждали, что с ростом госзаймов увеличатся расходы на обслуживание долга с 0,7% ВВП в среднем в 2013-2020 гг. до 1,2% в 2023 г. «Рост объема госдолга за период 2020-2023 гг. и расходов на его обслуживание при одновременном накоплении резервов в ФНБ является результатом следования действующему бюджетному правилу, которое в условиях невысоких цен на углеводородное сырье и неблагоприятной макроэкономической ситуации не способно ограничить рост долга при существующем спросе на общественные блага и необходимости реализации национальных целей», - подчеркивают в РАНХиГС. Поэтому бюджетное правило необходимо пересмотреть.
24 ноября в Государственной Думе депутаты рассмотрели и приняли в третьем, окончательном, чтении закон о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов:
2022 год
Доходы: 25,02 трлн рублей
Расходы: 23,69 трлн рублей
Профицит: 1,32 трлн рублей (1 % ВВП)
Объем ВВП: 133,3 трлн рублей (рост на 3 %)
На реализацию нацпроектов: 2,74 трлн рублей
Уровень инфляции: 4 %
Объем ФНБ на начало года: 13,89 трлн рублей (10,4 % ВВП)
2023 год
Доходы: 25,54 трлн рублей
Расходы: 25,24 трлн рублей
Профицит: 299,1 млрд рублей (0,2 % ВВП)
Объем ВВП: 141,88 трлн рублей (рост на 3 %)
На реализацию нацпроектов: 2,88 трлн рублей
Уровень инфляции: 4 %
Объем ФНБ на начало года: 16,48 трлн рублей (11,6 % ВВП)
2024 год
Доходы: 25,83 трлн рублей
Расходы: 26,35 трлн рублей
Дефицит: 522,7 млрд рублей (0,3 % ВВП)
Объем ВВП: 151,51 трлн рублей (рост на 3 %)
На реализацию нацпроектов: 2,98 трлн рублей
Уровень инфляции: 4 %
Объем ФНБ на начало года: 20,1 трлн рублей (13,3 % ВВП)
Между тем по данным ФНС России на 1.11.2021г
В январе-октябре 2021 года поступление доходов, администрируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет Российской Федерации составило 23 762,1 млн. руб. или 120,5% (+4 041,2 млн. руб.) к аналогичному периоду 2020 года.
Доходы федерального бюджета в январе-октябре 2021 года составили 8 048,9 млн. руб. или 115,9% (+1 101,3 млн.руб.) к уровню поступлений января-октября 2020 года, доходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл - 15 713,2 млн. руб., что на 23% или на 2 939,9 млн. руб. больше поступлений аналогичного периода 2020 года.
Поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование, администрируемых налоговыми органами, в январе-октябре 2021 года составило 15 596,3 млн. руб. или 105,5% (+812,8 млн. руб.) к уровню поступлений января - октября 2020 года (14 783,5 млн. руб.).
Основная доля доходов, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации, обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц - 31,9% (7 585,3 млн.руб.) и НДС - 32,2% (7 646,3 млн.руб.), налога на прибыль организаций - 19% (4 681,5 млн.руб.), налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов, - 8% (2 181,4 млн.руб.) и налога на имущество организаций - 6% (1 382,3 млн.руб.).
Рост поступлений в январе-октябре 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года обеспечен по всем основным доходным источникам: по НДС - на 22,6% или на 1 409,2 млн. руб., по налогу на прибыль организаций - в 1,8 раза или на 2 056,7 млн. руб., по НДФЛ - на 8% или на 560,9 млн. руб., по налогам, взимаемым в связи с применением специальных налоговых режимов, - на 32% или на 528,8 млн. руб., по налогу на имущество организаций - на 19,3% или на 223,7 млн.руб.
Динамика поступления налогов и сборов, администрируемых ФНС России, по состоянию на 01.11. 2021
doc (427 кб)
Даже несмотря на нищающее, в результате правительственных мер по удушению малого и среднего бизнеса под предлогом пандемии, население продолжают поддерживать растущим налогообложением, справедливо считая, что если и по выросшим ценам продолжают покупать насущные товары, то можно не церемонится с увеличением налогового бремени.
Хотя не для кого не секрет, что рост ВВП в этом году произошел благодаря росту цен, не только на нефть и газ.