В качестве авторского анонса приведу эпиграфы к главам данной книги. На них обычно не обращают внимания, а напрасно - я всегда стараюсь подобрать для них фразы, максимально отражающие суть дальнейшего рассказа.
Начиная с 1920-х годов, кораблестроительная политика [Италии] базировалась на создании быстроходных кораблей, чтобы обеспечить им неоспоримое превосходство над зарубежными… Большие усилия прилагались к созданию легких и мощных силовых установок и мерам по уменьшению веса корпусов и других элементов конструкции кораблей. Результат был свойственен темпераментной природе народа: в хороших условиях достигались впечатляющие результаты, которые так же разительно терялись при повседневной изнурительной работе.
Джон Робертс
Крейсера типа «Кондоттьери» при водоизмещении чуть более 5000 тонн имели великолепную скорость, достигая почти 40 узлов при неполной нагрузке, и вооружались восемью 6-дюймовыми орудиями. Но с течением времени они теряли скорость все больше и больше из-за износа механизмов. Кроме того, они были очень слабо защищены. В бою с «контрминоносцами» их скорость и вооружение позволяли им выбирать и диктовать дистанцию, но по мере старения их скорость падала, и встретившись лицом к лицу с британскими крейсерами, имевшими аналогичное вооружение, но лучшую защиту, они оказались в невыгодном положении.
Джек Грин, Алессандро Массиньяни
«Война на Средиземном море 1940-1943»
Возможности ПВО были в целом недостаточными, хотя это маскировалось за тем фактом, что наиболее важные надводные корабли Реджиа Марина редко сталкивались с серьезной угрозой с воздуха… Орудия были удовлетворительными, но их система управления огнем, изначально полученная из Британии, устарела.
Марк Стилл
«Итальянские крейсера Второй мировой»
Британский флот имел на своем счету целый список побед, одержанных вопреки всем обстоятельствам, а у итальянцев был не меньший список поражений от уступающего им по всем статьям противника.
Сесил Скот Форестер
«Корабль»
Философия учит нас с невозмутимостью относиться к неудачам других.
Оскар Уайльд