"Оспрейка" по японским эскортным кораблям

Nov 08, 2021 10:32


Сегодня в нашем литературном обозрении «оспреек» рассмотрим 248-й выпуск серии «New Vanguard», посвященный противолодочным кораблям Японского Императорского флота периода Второй мировой войны. Автор текста - Марк Стилл.



Сразу нужно оговориться: хотя на обложке и значатся сугубо противолодочные корабли, охват выпуска несколько шире, и по факту он посвящен всем эскортным кораблям специальной постройки, включая старые переоборудованные эсминцы 2-го класса, миноносцы и кайбоканы.

Структурно выпуск начинается со введения, где характеризуется японская военно-морская стратегия в целом и вытекающее из нее пренебрежение к эскортным кораблям, буквально в двух абзацах разобрана тактика японских противолодочников, дана общая характеристика конструкции противолодочных кораблей и их вооружению. Немного сказано про японские гидроакустические станции, есть таблица с характеристиками японских глубинных бомб.

Далее следует описание разных типов эскортных кораблей в хронологическом порядке: переоборудованные эсминцы типов «Моми» и «Вакатаке», миноносцы типов «Томодзуру» и «Отори», кайбоканы типов «Симусю», «Эторофу», «Микура», «Укуру», «C» и «D». Эта часть написана в стиле энциклопедий Майкла Уитли и примерно эквивалентна им по информативности. ТТХ кораблей даны предельно сжато и, разумеется, в идиотской футовой системе, зато сводные таблицы с построечными датами и судьбой каждого корабля можно однозначно записать в большой плюс выпуску.

Любопытно, что первые японские специализированные эскортные корабли типа «Симусю» (Шумшу по-нашему) создавались как корабли охраны рыболовства для службы в районе Курильских островов, по названиям которых и получали свои наименования. Их основным назначением считалось патрулирование, "чтобы освободить от этой функции эсминцы, дабы те могли выполнять более приоритетные задачи". На втором месте стояло траление, для чего корабли оснащались параванами, и только на третьем - защита конвоев.

Еще один любопытный факт, не припомню, чтобы ранее встречал об этом упоминания: на японские эскортные корабли перед рубкой устанавливались 80-мм минометы, дабы дать им хоть какое-то средство поражения подводных лодок прямо по курсу. Эдакий эрзац-«Хэджехог»!

Завершает всё небольшое заключение, где автор анализирует как же мы докатились до жизни такой. В качестве основных причин откровенного провала японской противолодочной обороны называются:
а) низкий приоритет защиты коммуникаций в стратегических планах;
б) вытекающая из этого недостаточная численность противолодочных кораблей;
в) отсталая доктрина и тактика;
г) недостаточная натренированность противолодочников.

В частности, Стилл обращает внимание, что за всю войну японский флот ввел в строй 173 кайбокана, тогда как американцы располагали 440 эскортными миноносцами и еще 78 передали Британии - и это не считая других кораблей аналогичного назначения! Размер провала иллюстрирует статистика. За всю войну американцы потеряли 52 подводные лодки, большинство из них - на Тихом океане. Из них только 17 были потоплены японскими надводными кораблями, а эскортными кораблями всего шесть. Столько же потопили эсминцы Объединенного флота, для которых ПЛО являлась вторичной задачей. Со своей стороны, американские субмарины потопили 1113 японских судов от 500 тонн и выше общим тоннажем 4 779 902 брт.

Резюмирую. Выпуск на твердую «четверку», мне в целом понравился и даже оказался полезным (по крайней мере, построечными таблицами, больше не надо будет их искать при необходимости). Иллюстрации Пола Райта - куда же без них - показались едва ли не самыми лучшими из всех его работ в «оспрейках». Со временем мы еще разберем их отдельно.
Для примера - миноносцы "Тидори" на 1941 год и "Отори" на 1944 год.

эскортные корабли, nihon kaigun, Вторая мировая война, "Оспрей", книги

Previous post Next post
Up