Закончив с германскими плавбазами торпедных катеров, переходим к другой серии - плавучим базам подводных лодок. Текст, как и прежде, взят из специального выпуска "Marine-Arsenal" авторства Зигфрида Брейера, иллюстрации собраны отовсюду.
Тайно задумывавшееся с начала 30-х годов восстановление подводного флота (оно планировалось в рамках «Плана реконструкции Рейхсмарине» от 15 ноября 1932 г.) дало толчок к созданию первой плавучей базы подводных лодок, чтобы сделать обслуживаемые подводные лодки независимыми от береговых баз и расширить их операционную зону. В итоге, вскоре после прихода Гитлера к власти такой корабль, получивший условное обозначение «Флотский тендер А» (Flottentender A), был включен в бюджет 1933 года. В том же году заказ на постройку получила верфь «Крупп-Германияверфт» в Киле. Закладка состоялась 19 сентября 1933 г., спуск на воду - 5 апреля 1934 г., при этом корабль получил название «Саар» («Saar») - в честь одноименной реки на западе Германии. Ввод в строй состоялся 1 октября того же года.
На борту «Саара» были обеспечены все условия для размещения до 253 человек личного состава подводных лодок.
После завершения цикла боевой подготовки, 26 ноября 1934 г. корабль был передан Школе противолодочной обороны, которая использовала его в качестве учебного корабля-мишени для первых подводных лодок. В 1935 году «Саар» вошел в состав 1-й флотилии подводных лодок («Веддиген»), а с октября 1937 по июль 1940 года передавался 2-й флотилии.
Во время войны «Саар» служил плавучей базой в различных флотилиях подводных лодок, а на завершающем периоде войны являлся местом пребывания Начальника подводных лодок на Востоке (F.d.U.Ost). После окончания войны корабль отошел по репарациям к США, которые приняли его 1 сентября 1947 г. в Бремерхафене.
В октябре 1947 года американцы передали корабль Франции, где он получил имя «Гюстав Зеде» («Gustav Zede») и первоначально использовался в качестве штабного корабля для противолодочной группы, дислоцированной в Средиземном море. Затем недолго он являлся флагманским кораблем учебных соединений флота, а 15 декабря 1970 г. был выведен из состава флота по возрасту.
26 февраля 1976 г. «Гюстав Зеде» был потоплен в качестве корабля-мишени в результате попадания торпед с подводной лодки «Дорис».
Тактико-технические характеристики:
Водоизмещение: стандартное 2710 т, боевое 3250 т.
Длина по ватерлинии 95,02 м, наибольшая 100,50 м; ширина 13,54 м, высота борта 8,50 м, осадка нормальная 4,29 м, наибольшая 4,63 м.
Силовая установка: два 8-цилиндровых четырехтактных дизеля MAN.
Мощность: 3700 л.с. (на испытаниях 4800 л.с.).
Скорость: 16 уз (на испытаниях 18,3 уз).
Запас соляра: 282 т.
Дальность плавания 7265 (16) миль.
Вооружение: три 105-мм/45 орудия Utof L/45, четыре 20-мм/65 автомата С/30;
в 1945 году: три 105-мм/45 орудия С/32 в установках MPL C/32, два 40-мм автомата «Бофорс» С/28, шестнадцать 20-мм автоматов С/38 (3×4, 2×2 и 2×1).
Экипаж 228 чел.
"Саар" в Лабо (Киль). Судя по флагу, фото сделано до 1935 года.
Плавбаза "Гюстав Зеде" (бывш. "Саар") в 1953 году [Tim Webb]