Вдогонку к теме о кораблях Тихоокеанской войны. Приведенный ниже текст был нарыт где-то на просторах тырнета, автор, если правильно помню, Ю.Ф. Каторин. Авторов схем не знаю.
Броненосец «Лоа» в гавани Кальяо вскоре после ввода в строй
Готовясь к возможной войне с Испанией в начале 60-х годов XIX века, правительство Перу предприняло меры по усилению своего флота. В их числе была произведена перестройка шхуны «Лоа» в броненосец (по национальной классификации, Goleta blindada - бронированная шхуна).
Деревянная военная шхуна «Лоа» («Loa») была построена в 1854-1855 гг. по заказу Перу на верфи «Richard & Harvey Green» в Лондоне. Она имела водоизмещение 648 т, оснащалась паровой машиной фирмы «John Penn & Sons», развивала скорость до 10 уз и вооружалась четырьмя 32-фнт гладкоствольными дульнозарядными пушками.
Перестройка началась в апреле 1864 г., а закончилась уже в ноябре. При этом со шхуны срезали надводную часть и демонтировали мачты. В носу укрепили литой чугунный таран. В центре корпуса соорудили длинный приземистый каземат с наклонными стенками, защищенный 3-дюймовой броней, сделанной из железнодорожных рельсов. В носовой части каземата установили 110-фнт пушку, в кормовой 68-фнт.
Новоиспеченный корабль был очень похож на казематный броненосец-таран Конфедерации «Ричмонд» («Richmond», 1862 г), что не удивительно, поскольку работами руководил американец Джордж Бэкус (1831-1896). Однако «Лоа» был проще своего североамериканского прототипа и нес менее мощное вооружение. На нем отсутствовали бортовые орудия, а погонная и ретирадная пушки не имели поворотных платформ, поэтому могли стрелять только вперед и назад с небольшими углами горизонтальной наводки. Кроме того, на перуанском броненосце не имелось принудительной вентиляции котельного и машинного отделений.
Переделка обошлась перуанцам в 365 тысяч солей, что примерно соответствовало 70 тысячам британских фунтов - немногим меньше, чем стоила постройка «Уаскара» (406 тыс. солей)!
«Лоа» вошел в строй в конце 1865 г., но в боевом составе флота практически не был задействован. 5 февраля 1866 г. он сел на мель в порту Кальяо, «попытавшись пройти вокруг залива», и после этого происшествия использовался только как плавучая батарея для защиты порта. Самым ярким событием в карьере броненосца стало участие в отражении атаки на Кальяо испанской эскадры 2 мая 1866 г. При этом пушки испанцев поразили его десять раз, но броня выдержала попадания, и корабль не пострадал.
В начале 1877 г. с «Лоа» сняли броню и стали использовать его как учебный корабль для курсантов. 16 января 1881 г. он был затоплен в Кальяо, чтобы избежать захвата вооруженными силами Чили.
Тактико-технические характеристики:
Водоизмещение: 648 т (bom)
Длина 62,9 м, ширина 11,58 м, осадка 5,12 м
Одна горизонтальная паровая машина простого расширения
Скорость 8 уз
Бронирование: корпус и каземат - 76 мм
Вооружение: одно 110-фнт и одно 68-фнт гладкоствольные дульнозарядные орудия
Экипаж 100 чел.
Боковой вид броненосца «Лоа». Его окраска сделана по масштабной модели, выставленной в перуанском военно-морском музее.