Продолжаем рассматривать переводы из сборника "Marine-Arsenal" о вспомогательных кораблях Кригсмарине. Сегодня - очередная плавбаза. Можно было бы объявить китайский вторник... (шутка. ну, почти).
Китай намеревался к середине 30-х годов создать флотилию торпедных катеров и предоставить ей плавучую базу. В качестве последней рассматривалась несколько увеличенная версия немецкой «Циндао». Специально для этого в 1935 году был основан консорциум HARPO, на который возлагалось выполнение функций заказчика. В 1936 году заказ на постройку такого корабля получила верфь «Нептун» в Ростоке; закладка состоялась 13 апреля 1937 г., спуск на воду - 4 декабря 1937 г.
Однако, поскольку в то время между Японией и Китаем шла война, германское правительство сделало выбор в пользу японцев, в связи с чем уже не было уверенности, что судно когда-либо сможет попасть в Китай. Поэтому руководство HARPO предложило Рейху выкупить почти готовый корабль. Соответствующее соглашение было заключено в 1938 году, и 21 декабря 1938 г. плавбаза получила наименование «Танга» («Tanga») - в честь порта в бывшей Германской Восточной Африке. Месяцем позже, 21 января 1938 г., она вошла в состав Кригсмарине. Данная сделка стала причиной отказа от переоборудования грузового парохода «Альтаир» в плавбазу торпедных катеров «Самоа»; вместо этого он стал
учебно-артиллерийским кораблем «Марс».
Для передачи на «шнелльботы» на «Танге» имелись погреба на 24 торпеды, а также 30 боевых зарядных отделений и глубинных бомб. Кроме того, на борту имелось 178 мест для размещения катерников.
Первоначально «Танга» служила в составе 2-й флотилии торпедных катеров; с которой действовала в Северном море сразу после начала войны. В марте 1941 года она была передана 6-й флотилии торпедных катеров, а с октября 1941 года по май 1942 года являлась штабным кораблем «Адмирала Полярного моря» в Киркенесе. Она благополучно пережила войну без повреждений и потерь.
После окончания войны корабль использовался Германской минно-тральной администрацией (GM/SA). 3 декабря 1947 г. он был списан и, в соответствии с межсоюзническими соглашениями, передан США. Однако американцы передали его Дании, где он 20 июня 1948 г. был введен в строй в качестве плавбазы подводных лодок «Эгир» («Aegir»). В составе датского флота он служил в течение восемнадцати лет, пока в 1967 году его не списали, а вскоре после этого сдали на слом.
Тактико-технические характеристики:
Водоизмещение: стандартное 2190 т, боевое 2620 т.
Длина по ватерлинии 91,10 м, наибольшая 96,20 м; ширина 13,50 м, высота борта 8,20 м, осадка нормальная 3,65 м, наибольшая 4,14 м.
Силовая установка: два 4-цилиндровых четырехтактных дизеля MAN с муфтой «Vulkan».
Мощность: 4100 л.с.
Скорость: 17,5 уз.
Запас соляра: 244 т.
Дальность плавания 10 000 (15) миль.
Вооружение: два 105-мм/45 орудия С/32 на станке MPL C/32, две 37-мм/83 зенитки С/30 в спаренной установке С/30, четыре 20-мм/65 автомата С/30.
Экипаж 225 чел.
"Танга" со шнелльботом, 1938 год
"Танга" в море, около 1940 года
"Танга" в камуфляжной окраске в годы войны