Одним из главных уроков Первой мировой войны для итальянского флота стал пересмотр отношения к вспомогательным судам, которые традиционно рассматривались как придаток организации сети военно-морских баз. Если ранее считалось, что при необходимости можно будет реквизировать или, на худой конец, купить нескольких торговых судов, адаптированных к потребностям момента, то сразу после войны за дело взялись всерьез, и в 1919-1922 годах был сформирован полноценный плавучий тыл.
Важную роль в этом сыграли многочисленные вспомогательные суда австрийского и немецкого происхождения, как полученные по репарациям, так и специально построенные в счет компенсации военных расходов. Но не только. Воспользовавшись произошедшей в начале 1921 года отменой программы Государственных железных дорог по постройке двух серий почтовых пакетботов по две единицы, флот смог с относительно небольшими затратами получить четыре весьма ценных единицы:
- две плавбазы подводных лодок («Антонио Пачинотти» и «Алессандро Вольта»),
- гидроавианосец «Джузеппе Миралья» и
- новую королевскую яхту «Савойя», которая вплоть до своей гибели в 1943 году оставалась самым большим в мире кораблем своего класса.
Плавбазы подводных лодок «Alessandro Volta» (вверху) и «Antonio Pacinotti» (внизу).
Заложены на Королевской верфи в Кастелламаре-ди-Стабия как почтовые пароходы «Citta di Sassari» и «Caprera», вошли в состав флота в 1924 и 1925 годах соответственно. При одинаковых размерах (длина 93,1 м) и компоновке построенный первым «Вольта» имел четыре котла и две турбины мощностью 3500 л.с. и развивал 14 узлов. На «Пачинотти» оставили всего два котла, поэтому он имел одну дымовую трубу вместо двух, его турбины развивали мощность всего 2300 л.с., из-за чего скорость упала до 12 узлов - впрочем, для плавбазы этого сочли достаточным. Оба судна вооружались четырьмя 76-мм орудиями.
«Вольта» в 1943 году был потоплен надводными кораблями, «Пачинотти» служил до списания в 1952 году.
Гидроавианосец «Giuseppe Miraglia»
Заложен в Арсенале Специи как почтовый пароход «Citta di Messina», вошел в строй в 1928 году. Водоизмещение 5913 т, длина 121,2 м, восемь котлов вырабатывали пар для двух групп турбин общей мощностью 16 700 л.с., скорость 18 узлов. К началу Второй мировой войны корабль нес четыре 102-мм/35 орудия и шесть спаренных 13,2-мм пулеметов, имел две катапульты и мог принимать на борт до 11 гидросамолетов (плюс шесть в разобранном виде).
«Джузеппе Миралья» благополучно пережил войну и пошел на слом в 1950 году.
Королевская яхта «Savoia»
Заложена в Арсенале Специи как почтовый пароход «Citta di Palermo», вошла в строй в 1925 году. Водоизмещение 5907 т, длина 136,5 м, восемь котлов, две турбины, мощность 12 000 л.с., скорость 21 узел, четыре 76-мм орудия.
В сентябре 1943 года взорвана в Анконе.