Вновь пришел китайский вторник. Сегодня рассмотрим корабль вполне известный, по нему даже была статья Дмитрия Киселева - кстати, это вообще была самая первая в нашей шиплаверской периодике статья о китайском корабле, написанная профессиональным историком-китаеведом.
Броненосец береговой обороны, в ряде справочников классифицируется как броненосный крейсер или броненосная канонерская лодка. Строился арсеналом Фучжоу под названием «Лунвэй» (Мощь дракона), став 29-м боевым кораблем, построенным на данной верфи. Первый крупный броненосный корабль, построенный в Китае по собственному проекту, разработанному Вэй Ханем, Чжэн Цинлянем, У Дэчжаном на основе французской броненосной канонерской лодки «Acheron». Стоимость постройки - 524 тыс. лян.
«Лунвэй» (龙威) заложен 7 декабря 1886 г., спущен на воду 29 января 1888 г., вошел в строй 28 сентября 1889 г.
Корпус - стальной, гладкопалубный, с развитой кормовой надстройкой. В средней части борта имели заметный завал внутрь. Двойное дно занимало две трети длины. Броневой пояс высотой 2,1 м и толщиной 203-мм прикрывал машины, котлы и погреба. В носу он утончался до 125 мм при той же высоте, а корме - до 150 мм при высоте 1,22 м. Броневая палуба имела толщину 51 мм по всей длине.
В носовом барбете было установлено 260-мм 22-тонное орудие Круппа С/83. Его дополняли два 150-мм орудия Круппа С/80 в бортовых спонсонах, четыре 47-мм пушки Гочкиса и две десятиствольные митральезы Гатлинга. Два торпедных аппарата размещались в штевнях.
На испытаниях корабль показал максимальную скорость 12,5 уз, но отличался низкой надежностью механизмов и в реальных условиях развивал не более 11 уз.
Весной 1889 года под первоначальным названием «Лунвэй» включен в состав Фуцзяньской эскадры. 16 мая 1890 г. переведен в Бэйянский флот и переименован в «Пинъюань» (平远, Простирающий благополучие).
Участвовал в японо-китайской войне. В бою у Ялу 17 сентября 1894 г. тяжело поврежден, выведено из строя 260-мм орудие (15 убитых и раненых). 17 февраля 1895 г. передан японцам в Вэйхайвэе.
16 марта 1895 г. включен в состав японского флота в качестве канонерской лодки I класса под названием «Хэйен» (что являлось японским прочтением тех же китайских иероглифов). Принимал участие в русско-японской войне. 18 сентября 1904 г. подорвался на русской мине и затонул в бухте Цзювань (Голубиная) под Порт-Артуром.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: нормальное 2150 т, полное 2640 т;
длина 59,9 м, ширина 12,1 м, осадка 4,1 м;
2 вертикальные паровые машины простого расширения, 4 цилиндрических котла;
мощность 2400 инд. л.с.;
скорость 10,5 уз;
запас угля: нормальный 300 т;
дальность плавания: 3000 (8) миль
бронирование: пояс 203-125 мм, барбет 125 мм, купол и щиты орудий 25 мм, палуба 50 мм, боевая рубка 125 мм;
вооружение: одно 260-мм/25, два 150-мм/35 орудия, четыре 47-мм/40 пушки, две 11,43-мм картечницы, два 350-мм торпедных аппарата;
экипаж 204 чел.
Броненосец "Лунвэй", плывущий по реке Мацзян (рисунок современного китайского художника)