Китайские минные крейсера (часть 3)

Jan 25, 2022 10:02

Третья и последняя часть рассказа о китайских минных крейсерах. Эти два корабля собственной постройки отличались, пожалуй, самой интересной судьбой, включавшей модернизацию, до неузнаваемости изменившую их внешний облик.



Минный крейсер «Цзянвэй»


Минные крейсера «Цзянвэй» и «Цзянъань» строились на верфи в Фучжоу по проекту французского инженера Шарля Дуаэ, разработанному на основе французских минных крейсеров типа «D’Iberville». Являлись 37-м и 38-м боевыми кораблями, построенными данной верфью.

«Цзянвэй» (建威, Мощь Фуцзяни) заложен 7 апреля 1898 г., спущен на воду 29 января 1899 г.
«Цзянъань» (建安, Спокойствие Фуцзяни) заложен 3 марта 1899 г., спущен на воду 3 марта 1900 г.

Как видно, стапельный период постройки оказался вполне сопоставимым с кораблями аналогичного размера, строившимися в Европе. Тем не менее, начавшееся вскоре Боксерское восстание привело к приостановке достроечных работ. В результате оба корабля были переданы на испытания только в конце 1902 г. и вошли в строй в 1904 и 1905 гг. соответственно.

Минные крейсера китайской постройки имели стальные корпуса с полубаком и полуютом, скругленным таранным форштевнем, сильным завалом бортов в кормовой части, двумя трубами и двумя мачтами. Высота корпуса от киля до верхней палубы на миделе составляла 5,2 м. Борт и палуба в районе машинно-котельных отделений защищались 25-мм броней.

Силовые установки были изготовлены французской фирмой «Forges & Chantiers de Méditerranée» из Гавра; причем паровые машины были четырехцилиндровыми. Проектная скорость составляла 23 уз, однако на испытаниях «Цзянвэй» показал только 20,3 уз, «Цзянъань» - 19,8 уз. В условиях службы оба корабля развивали не более 18 уз.

Первоначальное вооружение состояло из одного 100-мм орудия системы Шнейдер-Канэ, установленного на баке, трех 65-мм (9-фнт) пушек Шнейдер-Крезо, две из которых стояли на бортовых спонсонах на главной палубе, третья - на юте, шести 37-мм пушек Гочкиса и двух 350-мм надводных траверсных торпедных аппаратов, стоявших по бортам в средней части.

В 1930-1931 гг. оба корабля были перестроены на Цзяннаньском арсенале в Шанхае в «быстроходные канонерские лодки». Работы на «Цзянъань» начались 23 марта 1930 г. и завершились в ноябре 1930 г.; на «Цзянвэй» начались 26 января 1931 г. и закончились 15 июня 1931 г.

В ходе модернизации была изменена архитектура - срезан полуют, уменьшена средняя надстройка, трубы и мачты уменьшены по высоте и лишены наклона, установлена новая носовая надстройка. Торпедные аппараты и бортовая броня сняты. Полностью заменена артиллерия: на баке и юте поставлено по 120-мм орудию Армстронга, перед грот-мачтой - 76-мм зенитка, на полубаке - две 57-мм пушки Гочкиса, на кормовой надстройке - 20-мм зенитный автомат Эриксена американского производства; кроме того, корабли получили по шесть пулеметов Максима. Ввиду износа механизмов мощность упала до 3884 инд. л.с., а скорость составила около 17 уз (по другим сведениям - всего 12 уз). Стоимость работ составила 875 тыс. юаней.

20 января 1931 г. корабли были переименованы: «Цзянъань» стал называться «Датун» (大同, Великое единение; или же в честь города Датун), а «Цзянвэй» получил наименование «Цзыцян» (自強, Самоусиление; Опора на собственные силы).

Несмотря на произведенную модернизацию, к 1937 г. оба корабля находились фактически в небоеспособном состоянии и 11 августа 1937 г. были затоплены вместе со старыми крейсерами на Янцзы у Цзянъиня для заграждения фарватеров. При этом с «Датун» и «Цзыцян» были демонтированы только 20-мм автоматы, которые установили на канонерских лодках «Цзянъюань» и «Чжуншань» соответственно.

Остов «Датун» в 1957 г. взорван для обеспечения свободы судоходства, остов «Цзыцян» тогда же разобран на месте.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: нормальное 871 т, полное 900 т (в 1931 г. 1050 т)
длина между перпендикулярами 77,72 м, наибольшая 78,58 м (после модернизации 79,24 м), ширина 8,13 м, осадка 3,3 м (после модернизации 3,84 м);
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла Нормана;
мощность 6500 инд. л.с.;
скорость 20,5 уз (в 1931 г. - 17 уз);
запас угля: нормальный 180 т, полный 360 т;
бронирование: борт 25 мм, палуба 25 мм;
вооружение:
 1905 г. одно  100-мм/45 и три 65-мм/50 орудия, шесть 37-мм/17 револьверных пушек, два 350-мм ТА;
 1931 г. два 120-мм/45 орудия, одна 76-мм/40 зенитка, две 57-мм/40 пушки, один 20-мм автомат, шесть пулеметов;
экипаж: 136-139 чел. (1905 г.), 168 чел. (в т.ч. 20 офицеров) (1931 г.)



«Цзянвэй» на стапеле в Мавэе в готовности к спуску



«Цзянвэй»: вид с кормы



«Цзянъань» в кикторианской окраске



«Датун» на испытаниях близ Шанхая в 1930 г.



«Датун» в 1931 г. (из справочника "Jane's")



«Цзыцян» на испытаниях



«Цзыцян» в Цзяньине. Обратите внимание, как писалось название латиницей - никогда не догадаешься и не узнаешь!

Китай, минные крейсера

Previous post Next post
Up