"Забытые" броненосцы (ч.21)

Jan 26, 2022 09:43

Продолжим рассказ о броненосцах, не удостоившихся упоминания в броненосно-линкорной серии "Моделист-конструктора" начала 1990-х годов. Так уж получилось, что сейчас нам предстоит сделать второй заход на Королевский флот.



Броненосный корабль "Вайверн" на реке Хамоаз в Плимуте в 1865 г.


В 1862 году представители Конфедеративных Штатов Америки заказали британской фирме «Лэрдз» два небольших башенных броненосных корабля с развитым парусным рангоутом, получившие наименования «Норт Каролина» (CSS «North Carolina») и «Миссисипи» (CSS «Mississippi»). Оба были заложены на верфи в Биркенхеде в апреле 1862 г. (заводские номера 294 и 295).

Когда корабли уже были начаты постройкой, министр иностранных дел наложил запрет на их передачу заказчику, поскольку Великобритания соблюдала нейтралитет в американской гражданской войне. Агенты конфедератов договорились о фиктивной продаже кораблей Египту, чтобы обеспечить им возможность покинуть Британию, после чего они должны были в открытом море перейти под флаг Конфедерации. Им даже присвоили наименования «Эль Туссан» («El Toussan») и «Эль Монассир» («El Monnassir»). Под этими именами они и сошли на воду 4 июля и 28 августа 1863 г. соответственно. Однако план стал известен британскому МИДу, и во избежание провокаций в октябре 1863 г. броненосцы были выкуплены у фирмы-строителя британским правительством и в 1864 г. включены в состав Королевского флота под наименованиями «Скорпион» («Scorpion») и «Вайверн» («Wyvern»). Формально оба вошли в строй 10 октября 1865 г.

Корабли имели железный корпус с полубаком, полуютом и парусным вооружением трехмачтового барка. Высота надводного борта на миделе составляла 6 футов (1,8 м), а между полубаком и полуютом имелся откидной фальшборт высотой 5 футов (1,5 м). «Вайверн» и «Скорпион» отличались хорошей мореходностью, однако из-за небольшой высоты надводного борта в средней части и порывистой качки их боевая эффективность в свежую погоду резко падала, что послужило поводом их быстрого перевода в разряд кораблей береговой обороны.

Броневой пояс проходил по всей длине корпуса, начинаясь от верхней палубы и углубляясь на 3,5 фута (1,05 м) ниже ватерлинии. Его толщина в средней части составляла 4,5 дюйма, уменьшаясь до 3 дюймов в носу и 2 дюймов в корме. Основное вооружение - четыре 9-дюймовых нарезных дульнозарядных орудия Армстронга - размещалось в двух башнях восьмиугольной формы, имевших 10-дюймовую лобовую броню и 5-дюймовые стенки. Перед дымовой трубой располагалась бронированная боевая рубка.

«Вайверн» имел по две дополнительных опоры на фок- и грот-мачтах, чтобы полностью поставленные паруса не мешали стрельбе башенных орудий. Тем самым он стал первым в мире кораблем с треногими мачтами. В 1866-1868 гг. его парусную оснастку сократили, а также установили легкий переходной мостик между полубаком и полуютом.

«Скорпион» с 1869 по 1899 г. служил в качестве брандвахты на Бермудских о-вах, в 1901 г. был потоплен в качестве цели, но в 1902 г. поднят и годом позже продан на слом, однако 17 июня 1903 г. затонул на переходе в Бостон.

«Вайверн» также использовался в качестве брандвахты - поначалу в ряде баз в метрополии, а затем был переведен в Гонконг, где в 1898 г. был разоружен и переформирован в блокшив, а в 1922 г. продан на слом.



Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 2751 т;
длина между перпендикулярами 68,43 м, ширина 12,9 м, осадка 4,95 м;
1 двухцилиндровая паровая машина фирмы «Лэрд» двойного действия, 4 котла;
мощность 1450 инд. л.с.;
скорость 10,5 уз;
бронирование: пояс 115-50 мм на деревянной подкладке толщиной 254-203 мм, башни 254-127 мм;
вооружение: четыре 9-дм нарезных дульнозарядных орудия (2×2);
экипаж 153 чел.



Модель броненосца "Вайверн"



"Вайверн" в штормовом Ла-Манше (гравюра из еженедельника "The Illustrated London News")



"Скорпион" в качестве брандвахты на Бермудах в 1901 г.

"Забытые" броненосцы, британские линкоры, royal navy, Викторианская эпоха

Previous post Next post
Up