Китайские минные крейсера (часть 1)

Jan 11, 2022 21:07

Давненько я ничего не писал про ужасно интересный и ужасно неизвестный китайский флот. Между тем, подобралась непохая информация по всем трем типам минных крейсеров, у него имевшихся. Посему, приступим...
Сначала, наверное, самый известный из них. Все фотографии и схемы в той или иной степени кликабельны.



Минный крейсер "Фэйтин" в Гибралтаре по пути в Китай, 2 июля 1895 г.


Заложен в 1887 г. на верфи «J.Samuel White» в Коузе (заводской номер 746) по проекту Сэмюэля Уайта по частной инициативе как экспериментальный «200-футовый ловец миноносцев (torpedo catcher) со скоростью более 20 узлов» под названием «Sea Serpent». Ожидалось, что скорость в полном грузу составит не менее 22 уз при водоизмещении 300 т. Спущен на воду в 1888 г., после чего постройка была остановлена. Перекуплен фирмой «Армстронг» 21.03.1894 для достройки с целью последующей продажи иностранному заказчику, получив заводской номер 621.

Согласно первоначальному проекту, «Sea Serpent» имел длину по ватерлинии 60,73 м, ширину 7,01 м и осадку 1,83 м, однако в ходе достройки на верфи в Эльсвике получил дополнительные подкрепления корпуса, высокий фальшборт и более мощное вооружение, что привело к увеличению ширины на 0,2 м и осадки на 0,6 м.

Очень необычным оказался внешний вид корабля. Стальной гладкопалубный корпус с выраженной седловатостью, имел таранный форштевень и зауженную «каноэобразную» корму. Вся центральная часть, включая носовое  и кормовое орудия главного калибра, на всю ширину была закрыта высоким фальшбортом, что должно было уменьшить заливаемость низкобортного корабля и, тем самым, повысить мореходность. Вокруг орудий фальшборт выполнялся откидным, а в местах установки торпедных аппаратов в нем имелись крышки. Дымоходы котлов выводились в две узкие и высокие дымовые трубы, расположенные поперек корпуса. Позади них, примерно в центре палубы, размещалась двухъярусная надстройка с ходовым мостиком. Боевая рубка имела 45-мм бронирование.

Вооружение включало два 3¾-дюймовых 25-фнт скорострельных орудия Армстронга со щитами и четыре 47-мм пушки Гочкиса. 350-мм торпедные аппараты - системы Уайтхеда; один из них размещался в форштевне, два других были палубными поворотными однотрубными (в ряде публикаций ошибочно указывается, что двухтрубными).

Силовая установка изготовлена фирмой «Belliss & Co» и рассчитывалась на мощность 2000 и.л.с. при естественной тяге или 3000 и.л.с. при форсированном дутье; соответственно, скорость должна была составлять 18 или 20 уз. На испытаниях в 1890 г. с 50 тоннами угля на борту «Sea Serpent» показал 1695,2 и.л.с. и 18,66 уз при естественной и 2932 и.л.с. и 21,45 уз при искусственной тяге.

6.08.1894 корабль был приобретен Джоном Палмером, действующим в качестве агента китайского правительства, однако из-за японо-китайской войны оставался на верфи до 23.06.1895, когда отправился в Китай с английским перегонным экипажем. 21.10.1895 прибыл в Дагу, получив наименование «Фэйтин» (飛霆, Летящий гром). Официально классифицировался как торпедно-канонерская лодка (юйлэй паоцзянь).







Три снимка "Фэйтина" у достроечной стенки верфи "Армстронг" в Эльсвике



Минный крейсер "Фэйтин" - кормовое орудие и торпедный аппарат

В ходе подавлении «Боксерского» восстания в Китае, 17.06.1900 захвачен объединенными силами Великобритании, Франции, Германии и России в доке Дагу, где находился под контролем русского командования до 19.12.1902, когда был возвращен Китаю с разобранными машинами и разукомплектованным вооружением. Оставался в доке в небоеспособном состоянии до 1907 г., после чего был отремонтирован и в 1909 г. возвращен в строй. Участвовал в революционных событиях 1911-1913 гг. К 1920 г. пришел в полную негодность и был исключен из состава флота.

Дальнейшая судьба достоверно не установлена. Согласно наиболее правдоподобной версии, в 1928 г. корабль был переименован в «Ушэн» (武勝, Воин-победитель), отремонтирован и вновь введен в строй в качестве гидрографического судна без вооружения. К тому времени мощность силовой установки упала до 900 и.л.с., скорость - до 11 уз.  Тем не менее, ввиду сильного износа в 1935 г. выведен из эксплуатации и 11.08.1937 затоплен на р. Янцзы у Цзянъиня с целью заграждения фарватера.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение нормальное 323 т, полное 401 т;
длина между перпендикулярами 60,23 м, наибольшая 63,63 м, ширина 7,21 м, осадка 2,42 м;
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 локомотивных котла;
мощность 3000 инд. л.с.;
скорость 20 уз;
запас угля: нормальный 50 т, полный 90 т;
вооружение: два 95-мм/40 орудия, четыре 47-мм/40 пушки, пять 350-мм торпедных аппаратов (2×2 и 1×1);
экипаж 92 чел.





Две схемы "Фэйтина": первая - из книги Брука, корабль показан с двухтрубными торпедными аппаратами, вторая - из Warship Imternational", торпедные аппараты однотрубные.

Китай, минные крейсера

Previous post Next post
Up