«Мысль об убийстве
часто сопровождается воспоминаниями о море
и моряках. Но море и моряки являются нам не в
виде ясного образа, убийство, скорее,
пробуждает в нас образ бушующих волн. Порт
часто бывает местом преступления, это легко
объяснимо, и мы не будем на этом
останавливаться, но из многочисленных
хроник известно, что среди убийц
встречаются как настоящие, так и переодетые
моряки, и если убийца был переодет, то
преступление обязательно связано с морем.
Мужчина надевает форму матроса не только
для маскировки. Его переодевание является
началом некоего церемониала, всегда
сопровождающего умышленные преступления.
Во-первых, это как бы возносит преступника
над землей и помогает ему оторваться от
линии горизонта - места, где море переходит
в небо…»
Кэрель
Жан Жене
На термометре 37 и пять - болею. Сижу день напролет - смотрю кино. Открыл для себя сегодня такого режиссера Французского кино - Жана-Жака Бенекса его фильмом «Луна в сточной канаве» (кастрированная версия, правда, но ничего для первого знакомства сойдет). Я фанат экранизаций Гудиса - «Стреляйте в пианиста», «Черная полоса» (она же «Мрачный коридор»), «Бег зайца по полям»(странно что его не разу не издавали как в СССР так и в России ). И теперь: «Луна в сточной канаве». По сюжету, Гудис и тут был неоригинален: если «Беге зайца по полям» мы видим ограбление и бандитов глазами детей, в данном случае: портовый рабочий Жерар, (Жерар Депардье) живущий на самом дне, в поисках убийцы сестры придумывает себе фантастический, вымышленный мир, с незнакомкой на раритетном Феррари.
Но все было не так. Как-то раз режиссер Жана-Жака Бенекс посмотрел фильм Райнера-Вернера Фассбиндера - «Кэрель - договор с дъяволом». И понял - вот оно… Как там говорил, Энди Уорхол по поводу того что «Кэрель» - «Это новое слово в кино». Нет по сюжету - это обычное гомофанское дерьмецо. Но видеоряд, размеренная атмосфера. Порт, потные матросы. (опять меня потянуло на цитаты из РВФ) - Бенекс, все понял очень точно. Нужно взять оболочку и запихнуть в нее другой сюжет. И вот, что мы видим: действие вне времени, такие же мигалки патрульных мотоциклов, а-ля фон «поединка» Кэреля с «полицейским» - педиком. Такие же студийные задники, красный, оранжевый, синий… Абсолютно вымышленый, фактурный мир. Позднее, подобное мы увидим у Гринуэя, а еще позднее у Триера.
У Гудиса мрачная реальность - каждый герой заложник, своего социального класса и положения. Мрачное дно общества, отдаленно промелькнувшее уже у Трюффо в «Стреляйте в пианиста». Прекрасная музыка - красота и притягательность порока и богатства - фантазии и реальность. Все переплетается в один клубок, ближе к концу начиная напоминать некое предтече «Голого завтрака» Кроненберга.
Не спорю, фильм затронул, хотя copyright у Фассбиндера имел место несомненно; операторская работа, игра Настасьи Кински очень даже порадовали. Да и молодая Виктория Обриль топлес, оказалась очень даже ничего.
Мрачное кино, только вот не могу пока понять: понравилось, или просто затронуло?