Меня заинтересовала речь Вероники Крашенинниковой от 26-го марта в рамках круглого стола по теме "Иранский кризис и его последствия для глобальной безопасности и энергетики: достигнет ли цена нефти 300 долларов за баррель?". Речь интересна. Тема стола интересна. Личность докладчика интересна. Кратенько с докладчика: Крашенинникова несмотря на молодость успела многое. Не просто много, а дофига много! К.и.н, дюжина книг ярко выраженой политнаправленности, десятки статей, топ- посты серьезно звучащих организаций типа "президент Совета по торгово-экономическому сотрудничеству (США-СНГ)", "представитель г. Санкт-Петербург в США" и пр. Ее очередная (не последняя!!- зуб даю) нива- пост гендиректора Института внешнеполитических исследований и инициатив. Эта неправительственная организация учреждена в 2011 году в Москве для ведения исследовательской и просветительской деятельности в областях внешней и внутренней политики России. Интересы Крашенинниковой на удивление широки : от преодоления вакуума самоидентификации россиян до освещения глубинных аспектов крупных исторических событий и процессов. США, ЕС, Украина (в соавторстве с сыном Миры Мойсевны))) и вот теперь Иран. И ее широта интересов (когда только успевает?))), и всепроникаемость, и заточенность под противодействие иностранных "агентов влияния" ))) (это при том, что Российский политикум и элита практически состоит из этих АВ разной степени- кто из них не имеет счетов за бугром? Дворкович, Чубэйс, Абрамович &Co? Чьи дети не учатся по европах и америках? Дворковича, Чубэйса, Абрамовича &Co? О качестве тамошнего образования мне не надо говорить- знаю на собственном опыте. Наработка связей и языки - вот цель этих штудиев за границей) и ее ненаигранная уверенность в себе говорят мне, что за девочкой видны широкие, но гибкие плечи)))
А вот и сама речь В.Крашенинниковой Круглый стол по Ирану Институт востоковедения РАН, ИА ИнфоРос 26 марта 2012 г.
"Уважаемые коллеги, Хотела бы обратить ваше внимание на несколько фактов, связанных с политикой США в отношении Ирана.
1. Во-первых, роль посла США в России Майкла Макфола. Эксперты нашего Института, Александр Чайковский в частности, в опубликованных статьях довольно детально разобрали биографию Макфола и его компетенции. Помимо его специализации по России, Макфол считается также экспертом по Ирану. Имеются ввиду подрывные действия.[Spoiler (click to open)] С 2003 по 2009 г., до перехода в Белый дом, Макфол служил содиректором проекта «Демократия в Иране», совместно с вице-президентом NED Ларри Даймондом. В октябре 2007 Макфол был главным участником «мозгового штурма» по Ирану, организованном Институтом Гувера, и вот что он говорил : «Мы хотим включить Иран в современный мир. С этим приходят определённые условия: вы должны позволить нам открыть наше посольство, вы должны допустить деятельность USAID, вы должны разрешить нашу общественную дипломатию - всё, что мы делаем в других странах, где у нас есть посольства. … И знаете, что ещё приходит с открытием посольства в вашей стране? Ага! Именно - офицеры разведки. ЦРУ - часть посольства. Мы могли бы кардинально расширить возможности агентурной разведки за счёт большего присутствия в стране. … Это создаст настоящий конфликт внутри режима, потому что создаст угрозу приверженцам жёсткой линии. Это хорошо. Мы хотим обострить напряжённость между ними». «Худший кошмар Ахмадинежада - это чтобы парни такие, как я, приезжали в Тегеран и общались со студентами, как я делал это три года назад. … Это напоминает мне конец Советского Союза, это стратегия демократических перемен. … То, что мы предлагаем, ничем не отличается от того, что делал Рональд Рейган в отношении Советского Союза». Таким образом, очевидно, что обвинения в намерении получить ядерное оружие - это всего лишь предлог для дестабилизации Ирана и для смены законного правительства. На слушаниях в конгрессе США по утверждению на пост посла США в России 12 октября 2011 г., Макфол, отчитываясь об успехах перезагрузки, 3-им пунктом приводил поддержку Россией американского курса по Ирану: Россия проголосовала в ООН за значительное расширение режима санкций и отменила гарантированную контрактом поставку ракетных комплексов ПВО С-300.
Итак, задача Макфола в Москве по отношению к Ирану - использовать Россию против Ирана, пытаться нанести максимальный урон Ирану руками России.
2. Роль МАГАТЭ. Иран, в отличие от Израиля, подписал Договор о нераспространении ядерного оружия... [Spoiler (click to open)] и согласнонедавнему отчету МАГАТЭ выполнил все условия договора. Согласно Договору, Иран имеет право обогащать уран на своей территории до любого уровня ниже оружейного, не отправляя его для хранения в некоторой другой стране. У МАГАТЭ не было претензий к Ирану до тех пор, пока на смену честному международному функционеру Мохаммеду Эль-Барадеи не пришел новый директор Юкия Амано. Каким образом господин Амано получил эту должность? Согласно рассекреченным Викиликс депешам из Вены (ООН) в Вашингтон, от 10 июля и 16 октября 2009 г., с самого начала Амано обещал вести политику, отличающуюся от курса Эль-Барадеи. Амано признает, что его избрание произошло благодаря активной поддержке США, Франции и Австралии, и что решающим фактором стало давление США на Аргентину, чтобы та воздержалась в пятом раунде голосовании. Амано также обещает уволить ключевых чиновников МАГАТЭ, которых Вашингтон считает проблемными. Говоря о своем избрании, Амано с восхищением восклицает: «Если США решили, они могут реализовать все, что угодно!» Тактика МАГАТЭ при Амано состоит в том, чтобы выносить дополнительные требования к Ирану, которые не прописаны в международных соглашениях, и затем объявлять, что Иран не выполняет эти требования.
Вывод по этому пункту: проблема в отношениях Ирана с МАГАТЭ не в том, что Иран не подчиняется международным требованиям - Иран выполняет все обязательства, под которыми подписался. Проблема состоит в том, чтобы само МАГАТЭ подчинялось международным соглашениям.
3. Какова оптимальная политика России в отношении Ирана. Главная отправная точка при формировании российской политики в отношении Ирана, на наш взгляд, состоит в понимании Ирана и Сирии как дальних рубежей южного фронта России. [Spoiler (click to open)] Рональд Рейган, придя к власти в начале 1980-х гг., начал атаку на Советский Союз с «окраин империи», как они это называли: в Афганистане, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Это было одной из комплекса мер, спланированных против СССР. Точно также сегодня, помимо самоценности «смены режима» в Сирии и Иране, дополнительным преимуществом является лишение России двух главных - и на самом деле, единственных оставшихся - партнеров в регионе. Вашингтон рассматривает проблему Ирана и Сирии в комплексе. Еще в 2006 году в Вашингтоне была основана группа по Группа по политике и операциям в Сирии и Иране (Iran-Syria Policy and Operations Group). И эту группу возглавила - кто бы вы думали? - дочь вице-президента Чейни Элизабет. С точки зрения Вашингтона и Тель-Авива, Сирия - это «ахиллесова пята Ирана». Очень важны и позитивны те действия, которые российский МИД предпринимает для сдерживания вашингтонского давления на Иран и Сирию. Вы помните кадры того, как встречали в Сирии глав МИДа и СВР -это был повод для гордости за внешнюю политику России, повод, каких в последние 20 лет было не много. Вот так должна выглядеть внешняя политика взрослой, независимой страны. Вся поддержка, которую сегодня Россия оказывает Сирии, служит одновременно и Сирии, и Ирану, и России. Однако, при этом, наша роль не должна заключаться в склонении руководства Ирана и Сирии к компромиссам с Западом. Вашингтон именно этого хочет от нас, роли троянского коня. Мы не должны позволить разыграть Россию против Ирана, и мы не должны позволить использовать Россию в качестве троянского коня. Наша поддержка должна состоять в принципиальной позиции в Совбезе ООН, в оказании финансового содействия, в поставках вооружений, массированном информационном обеспечение. И выполнении своих обязательств по поставкам С-300.
Подвожу итог. Иран и Сирия для России - это дальние рубежи южного фронта. США будут предпринимать попытки использовать Россию против Ирана - в ущерб России. Региональные проблемы должны решаться региональными усилиями. В частности, борьба с наркотиками. За 10 лет войны в Афганистане, США и НАТО доказали, что их участие в боевых действиях и «борьбе с наркотиками» увеличивает угрозы в десятки раз. Проблема в том, что США не заинтересованы в региональной стабильности - им в этом регионе не жить, и при невозможности установить контроль, они устанавливают хаос. И затем, под предлогом урегулирования хаоса, наращивают политическое и военное присутствие. Проблема, которая стоит перед нами - не в том, что делать с Ираном. Проблема в том, что делать с Америкой, как обуздать ее. Эту сложную задачу сегодня не сможет решить в одиночку ни одна страна, но мы можем решить ее сообща. Россия, Китай, Иран, Индия, государства Латинской и Центральной Америки - противники американского режима по-прежнему составляют большинство планеты. Для этого мы можем использовать существующие форматы: в частности, ШОС, и Иран должен стать полноценным членам этой организации. Формат РИКИ - блестящая концепция, и мы должны ее использовать. Благодарю за внимание."