Moзaики в церкви св. Bитaлия в Paвенне

Jun 03, 2017 13:28

    Расцвет византийского искусства, наступивший в VI веке, во многом связан с политическим и экономическим подъемом, который испытывала империя в годы правления Юстиниана (527-565). Выдающийся государственный деятель, блестяще образованный человек, Юстиниан добился небывалого могущества своего государства.

Большинство мозаик константинопольских храмов времени Юстиниана не сохранились, но гораздо более счастливая судьба постигла декор церквей Равенны. Здесь работали лучшие артели византийских мозаичистов, в том числе из Константинополя. Церковь, посвященная популярному в Равенне святому - мученику Виталию, была освящена епископом Максимианом в 547 году. Изображение на стенах ее апсиды Юстиниана и его супруги Феодоры служит несомненным доказательством того, что она строилась на средства самого императора.

«Юстиниaн сo свитой»:



Две большие сцены помещены на стенах апсиды, то есть в самом почетном месте храма, и расположены друг против друга. На одной из них император Юстиниан, сопровождаемый придворными и епископом Максимианом, совершает вход в храм, на декоративное оформление которого он жалует деньги. Большую чашу с золотыми монетами Юстиниан держит двумя руками. Он и клирики храма как бы остановились на мгновение, повернувшись к зрителю. Все фигуры, изображенные строго и величественно, равны между собой по росту. Юстиниан выделен не только пурпурной окраской своих одежд, контрастирующей с белыми облачениями священнослужителей, но и короной и нимбом вокруг головы, как у святого.



«Феодора со свитой»



Императрица со свитой также входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. На подоле ее пурпурного плаща вышиты фигуры трех волхвов, подносящих дары Богоматери, само изображение которой отсутствует. Вокруг шеи и на плечах императрицы роскошные ожерелья. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, спускающимися ей на грудь. Но не только одежда выделяет императрицу. Вокруг ее головы, как и у Юстиниана в первой композиции, - большой нимб.

Дочь смотрителя медведей на константинопольском ипподроме Феодора славилась своей красотой, которую заметил Юстиниан еще в бытность наследником, посещая трибуны цирка. Став императрицей, она показала себя властной, решительной женщиной. Во время восстания «Ника», когда городская беднота осадила императорскую резиденцию, Феодора смело вошла в зал совета. Обратившись к собравшемуся бежать из столицы Юстиниану, она произнесла знаменитую речь, закончив ее утверждением, что «императорский пурпурный плащ - лучший саван для гроба», то есть Юстиниан должен умереть императором, но не жить без этого титула. Так проявила императрица свою необычайную решительность в трагическую для императора минуту.

«Триумфальная арка»



Наружная сторона арки Триумфальной арки, обращённая в пресбитерий, украшена изображением двух ангелов, возносящих медальон с крестом. Они изображены между двумя центрами христианского паломничества - Иерусалимом и Вифлеемом.



Входная арка «Христос, апостолы и святые»



На склонах входной арки пресбитерия помещены 14 медальонов (по 7 на каждой стороне) с полуфигурами апостолов и святых, а в замке арки медальон с ликом Христа. Медальоны разделяются парами дельфинов. Медальоны представлены в следующем порядке (по направлению слева направо, если смотреть из основного пространства храма): мученик Гервасий; апостолы Фаддей, Матфей, Варфоломей, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Пётр; Христос; апостолы Павел, Иаков, Филипп, Фома, Иаков Алфеев, Симон Кананит, мученик Протасий.





Таким образом, кроме двенадцати апостолов на арке изображено двое святых - Гервасий и Протасий, которых традиция называет сыновьями святого Виталия. Помещение этих святых в один ряд с апостолами демонстрирует, с одной стороны, связь Равенны с Миланом, где были обретены их мощи, и напоминает, с другой стороны, о мистическом участии этих святых в победе над арианством. Лицам апостолов преданы индивидуальные черты, так апостол Андрей изображён с всклокоченными волосами и широко раскрытыми глазами.

Источник: Мировая живопись

Византия, Италия, изобразительное искусство, Равенна, мозаика

Previous post Next post
Up