Марфино (история и архитектура)

Jun 02, 2017 17:38

    МАРФИНО (история и архитектура)

В северо-западной части современного Мытищинского района Московской области находится ряд селений, которые в прошлом принадлежали московским митрополитам, а затем патриархам и их чиновникам. В числе таких чиновников в XV веке числились представители фамилии Щирбиных.
    Один из них, по прозвищу Щирба (от которого, вероятно, и произошла фамилия) получил за службу небольшую вотчину на реке Уче, которая, как тогда было принято, стала называться по его прозвищу - Щирбино.
    Впрочем, вскоре, уже в конце того же века она получило новое название - Марфино, хотя долго одновременно продолжала именоваться по-прежнему («Щирбино тож»).



Почему это селение получило имя Марфино, точных данных нет. Можно лишь предполагать, что его набожный владелец особо почитал одну из евангельских сестер - Марфу, в честь которой и переименовал принадлежащую ему вотчину.



В XVI веке это село находилось во владении Фомы Бутурлина, а затем В. П. Головина, у которого было куплено в 80-х годах знаменитым дипломатом дьяком Василием Яковлевичем Щелкаловым.



Его брат Андрей Яковлевич служил думным дьяком при Иване Грозном и умело провел переговоры со Швецией и Данией, за что он был назначен печатником, то есть хранителем государственной печати. После его смерти в 1595 году печатником назначили его брата Василия, который и приобрел Марфино (кстати, он во многом способствовал возведению на престол Бориса Годунова в 1598 г.).

В селе Марфино имелась старинная деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, которая в начале XVII века была за ветхостью снесена, а на ее месте построили новую - Троицкую.  В это время село принадлежало боярину Семену Васильевичу Головину, а затем перешло к его двоюродным братьям.
    Село вряд ли можно было отнести к крупным: в 1646 году в нем имелись двор вотчинника и только 12 крестьянских дворов.

Вскоре село купил думный дворянин С. И. Заборовский. При нем выстроили вторую деревянную церковь - во имя Рождества Богородицы.

В конце XVII века Марфино было продано боярину Борису Алексеевичу Голицыну (одному из воспитателей ("дядек") юного Петра Великого,



по указанию которого в 1701 - 1707 годах в селе построили каменную Рождественскую церковь по проекту крепостного архитектора Василия (или Владимира?) Ивановича Белозерова.
    По утверждению ряда искусствоведов, он был первым из русских зодчих, который применил классический ордер, получивший распространение в России лишь во второй половине XVIII столетия.





Крепостной архитектор был погребен рядом со своим творением. Бытует легенда, что недовольный архитектурными новшествами владелец запорол зодчего до смерти. Но на самом деле В. И. Белозеров прожил еще несколько лет после открытия и освящения храма.

Сын Б. А. Голицына Сергей в 1728 году продал село В. С. Салтыкову, от которого Марфино перешло к его брату, знаменитому фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову,



под командованием которого в ходе Семилетней войны русские войска нанесли поражение армии прусского короля Фридриха II при Кунерсдорфе (1759 г.), а затем к его сыну Ивану Петровичу Салтыкову.



При Салтыковых начинается широкое строительство. Вся усадьба была подвергнута перепланировке в стиле классицизма: выстроены двухэтажный главный дом, вторая каменная церковь - Петропавловская, два театра - зимний и летний, разбит регулярный парк, возведены хозяйственные постройки (из них до наших дней сохранились лишь павильон, беседка и два корпуса псарен).







Не случайно, вторая половина XVIII века, когда благодаря манифесту Петра III «О вольности дворянства» от 18 февраля 1762 года дворяне получили свободу от обязательной службы, получила название «золотого века дворянства». Именно в это время начались строительство новых и реконструкция старых помещичьих усадеб, устройство парков, беседок и оранжерей.

Марфино не стало исключением.

Известный мемуарист Ф. Ф. Вигель оставил описание усадьбы того времени.



Так, по его сообщениям, в марфинской усадьбе в летние месяцы устраивались пиры и забавы, на которые из Москвы съезжались до 300 человек родственников и знакомых. В честь гостей устраивался салют из 12 пушек, а во время гуляний играл оркестр, в который входило до 120 крепостных музыкантов и хор из 80 человек. Подкрепившись за обильным обедом, отправлялись на охоту. Гостям подавали лошадей, а 60 псарей выводили из псарен до 1000 гончих собак, и вся огромная кавалькада отправлялась в поле. После охоты вновь садились за пиршество, а крепостных (музыкантов, певчих и псарей) накрывали столы возле дома и выкатывали бочки вина.



В 1805 году Марфино унаследовала внучка фельдмаршала П. С. Салтыкова, которая была замужем за графом Г. В. Орловым. Однако граф проигрался в карты, что и послужило причиной продажи усадьбы и села.

Во время Отечественной войны 1812 года Марфино было разграблено французами и некоторое время пребывало в упадке.

Новая владелица Марфино - Софья Владимировна Панина, супруга известного дипломата Н. П. Панина, в 1820-е годы поручила восстановление усадьбы крепостному архитектору Ф. Тугарову. В 30-е годы XIX века центральная часть усадьбы реконструируется архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским (1801 - 1885), учеником Д. И. Желярди.



Именно тогда Марфино приобретает готический (псевдоготический) облик.
    В комплекс вошли: дом-дворец, въездные ворота, парадная лестница, пристань, украшенная фигурами грифонов работы XVIII века и скульптурным фонтаном середины XIX века (автор - И. П. Витали).

























Кирпичный мост через пруд - наиболее удачное произведение М. Д. Быковского в усадьбе. Сооруженный еще в 1770-х годах, он, капитально перестроенный в 1837 - 1839 годах, приобрел формы псевдоготики. Обе арки моста облицованы белым камнем и соединены галереей, завершенной аркой и зубцами.









Петропавловская церковь в Марфине (1770-е гг.) принадлежит к выдающимся памятникам русской классической архитектуры, редкому для конца XVIII века типу церкви «под звоном». Фасады здания реконструированы М. Д. Быковским с использованием архитектурных мотивов Ренессанса.





После смерти С. В. Паниной усадьбу унаследовал ее сын Виктор Никитич Панин. С 1839 по 1862 год он занимал пост министра юстиции и имел довольно большое состояние, владея 8 тысячами крестьян. За участие в реформе по отмене крепостного права (в феврале 1860 г. он был назначен вместо умершего Я. И. Ростовцева председателем редакционной комиссии) Панин даже удостоился высшей награды Российской империи - ордена Андрея Первозванного.



Между тем, вот какую характеристику В. Н. Панину дает В. О. Ключевский: «Он был крепостником в глубине души, и назначение было истолковано дворянством как признание, что смущенное правительство хочет отложить дело… Начитанный до учености, сухой холодный и надменный, с двусмысленным образом действий, он мог только тормозить всякую реформу».

Последней владелицей Марфино стала дочь В. Н. Панина - Софья Владимировна, унаследовавшая имение от отца в 1872 году. С. В. Панина, которую называли «красной графиней», конечно же, никакой «красной» не была. После Февральской революции она была избрана в состав ЦК партии кадетов, а в 1918 году эмигрировала из России.



15 апреля 1918 года декретом Советского правительства марфинская усадьба была национализирована как представляющая большую художественную и историческую ценность. Но к этому времени она была уже в крайне запущенном состоянии: был сильно разрушен дом-дворец, серьезно пострадали и другие ее постройки.

В 1919- 1923 годах здесь размещалась детская колония для беспризорников, которую возглавляла жена наркома просвещения А. В. Луначарского. С 1930 года в ней располагался дом отдыха «Красный летчик». Во время войны - госпиталь и санаторий (в 1948 - 1953 гг. его курировал Василий Сталин).
    Реставрационные работы в Марфино в послевоенное время продолжались много лет и закончились в 1987 году. По распоряжению министра обороны СССР Д. Ф. Устинова в 1981 году усадьба снова стала военным санаторием.

Новые реставрационные работы по восстановлению архитектурного ансамбля Марфино начали производиться в 1996 году. Но, как видим, до сих пор, увы, до их завершения очень далеко.





Даже те, кто ни разу не был в Марфино, вероятнее всего, узнают этот уникальный для Подмосковья комплекс. Ведь именно здесь снимались некоторые эпизоды таких фильмов как «Дворянское гнездо», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Стакан воды» (в котором марфинская усадьба успешно выдавалась за английский дворец начала XVIII века) и многие другие фильмы.

При работе над статьей были использованы следующие источники:
    1. Князев Ю. А.  Прошлое земли мытищинской. - 2-е изд. М., 2001.
    2. Клычникова М. А. Мытищи. Путеводитель по городу и району. - Мытищи, 2005.
    3. Различные интернет-ресурсы.

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Мытищи, архитектура, Марфино, моя малая родина, история

Previous post Next post
Up