ТОПКАПЫ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ (третий и четвертый дворы; о веротерпимости турок; виды Стамбула из Топкапы с комментариями)
Третий внутренний двор Топкапы носит название Enderun Meydani, полученное от находящейся здесь прежде дворцовой школы, в которой проходили обучение самые одаренные мальчики, собранные в нее со всей огромной империи. В будущем они становились посыльными султана, что было важнейшей должностью в имперском государственном аппарате.
В третий двор ведут Ворота блаженства, которые охранялись не черными (как в Гареме), а белыми евнухами. Сразу же за этими воротами расположен Зал аудиенций, построенный во время правления султана Селима I Грозного (1512 - 1520) и перестроенный в XVIII веке:
Этот павильон в османские времена служил местом, где султан принимал важнейших чиновников своей империи, а также иностранных послов.
Справа от Зала аудиенций находится так называемая Общая спальня экспедиционных войск - здание с широкими аркадами, сооруженное при Мураде IV (1623 - 1640), служившее также в качестве гардеробной султанов. К сожалению, сейчас войти туда нельзя - очередная реконструкция. Но и при взгляде на внешний вид этого «гардероба», можно себе представить количество одеяний османских правителей, их жен - хасеки и наследников престола - шех-заде:
Думаю, что и сама императрица Елизавета Петровна со своей страстью к нарядам (сколько там платьев осталось в шкафах Зимнего дворца после смерти: то ли 5, то ли 15 тысяч?) могла бы позавидовать размерам этих гардеробных!
Напротив султанской гардеробной расположено Хранилище священных реликвий (реликварий), в котором хранятся священные реликвии ислама: плащ пророка, его меч, печать, волоски бороды, отпечаток ноги Мухаммеда (нога просто гигантская, не иначе Мухаммед был в близком родстве с какими-нибудь питекантропами (простите меня, мусульмане, я никого не хотел обидеть) или с "йети" (фото не моё, а с сайта
http://new.islam.ru/ ),
мечи первых четырех калифов и т.д.
Здесь же имеются мощи Иоанна Крестителя, меч библейского царя Давида и даже посох Моисея (будто бы тот самый, с которым ветхозаветный пророк перевел евреев через расступившиеся перед ним воды Красного моря).
Верить или нет в подлинность этих реликвий, дело ваше. Но настоящим верующим (не только мусульманам, но и христианам с иудеями) здесь есть что посмотреть и чему поклониться.
Кстати, как не упомянуть здесь пресловутую религиозную нетерпимость турок, которая ни разу за все время пребывания в Стамбуле нами замечена не была.
Более того, они не имеют ничего против того, чтобы «неверные», при соблюдении определенных правил, разумеется (снять обувь, заходить в мечеть не в шортах и т.п., не мешать намазу), посещали мечети с туристическими целями (причем, это совершенно бесплатно) и, о ужас (!), с точки зрения наших ортодоксальных мракобесов, фотографировали их интерьеры (тоже бесплатно!).
В османские времена реликварий открывался только раз в год: на 15-й день священного месяца Рамазан, чтобы султан и его семья могли выразить свое почтение памяти Мухаммеда. Сейчас же его двери открыты для всех посетителей Топкапы. Вот здесь, кстати, фотографировать строжайше запрещено. Но даже если бы это было позволено, то все равно, ничего бы не вышло, поскольку в любое время в реликварии такие толпы (в основном состоящие из мусульман, стоящих в очереди ко всем священным реликвиям, чтобы рассмотреть через увеличительное стекло, например, волосок из бороды Мухаммеда), что просто не протиснешься ни к одной из экспозиционных витрин.
Перейдем теперь из третьего двора Топкапы в его четвертый двор.
Этот двор, известный как «Сад тюльпанов» имел по большей части релаксационное предназначение. В последнем дворе дворцового комплекса есть несколько интереснейший павильонов, построенных в разное время при разных султанах.
Среди них: павильон «Багдад», возведенный в 1639 году султаном Мурадом IV, расположенный рядом с ним павильон «Реван» (Ереванский), относящийся к 1636 году.
Больше всего же нам понравился легкий, похожий на дачную постройку павильон Кара Мустафы-паши (того самого великого визиря Османской империи, который в 1683 году в последний раз осаждал Вену и потерпел поражение от войск Яна Собесского, из-за чего и был казнен - удушен шнурком) известный также под названием «Софа» (вторая половина XVII в.):
С одной стороны:
С другой стороны:
Что ж, следует признать, что Кара Мустафа-паша
знал толк в выборе места для отдыха.
Ведь именно в четвертом дворе расположены и бассейны, и фонтаны со струящимися струями воды, освежающей самим своим видом. Недаром именно здесь «тюльпановый султан» Ахмед III устраивал свои фестивали тюльпанов.
К тому же именно на территории четвертого двора Топкапы расположены террасы, с которых открываются замечательные виды Стамбула, Золотого Рога и Босфора.
Плотная застройка Каракёя:
Западные кварталы Стамбула:
Мечети Сулеймание и Рутем-паши:
Все четыре моста Золотого Рога:
Так и представляешь себе, как какой-нибудь султан, стоя под крышей этой небольшой беседки на Мраморной террасе, наблюдал за подвластным ему городом:
Как же было не запечатлеться в этом месте:
Не менее впечатляющие виды открываются и с другой террасы четвертого двора, расположенной около павильона Меджидие.
Небоскребы Бешикташа:
Азиатская сторона Босфора и Девичья башня:
Снова европейская сторона:
Все три части о Топкапы были подготовлены мною - Сергеем Воробьевым (текст) и моей любимой женой Светланой (фотографии):
Первую и вторую части см.:
http://sergeyurich.livejournal.com/855580.html; http://sergeyurich.livejournal.com/856576.html.
Благодарим за внимание.
Впрочем, «Заметки о Стамбуле» пока еще не закончены.
Так что, продолжение следует…