ВВЕДЕНИЕ
Этим постом я начинаю большую серию очерков, посвященных Нижнему Новгороду.
Как не странно, один из самых древних русских городов, не превратившийся со временем в только лишь исторический заповедник, подобно Ростову или Суздалю, Нижний Новгород (основанный в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем) не может похвастаться большой известностью среди туристов.
И, честно говоря, я не очень понимаю почему. Ведь Нижний - город очень интересный. В нем есть что посмотреть и есть что о нем рассазать.
Пять дней, проведенных нами (я с любимой женой и наши друзья) в Нижнем Новгороде, с 2 по 7 января этого года, оставили массу впечатлений, которыми с вами, мои уважаемые друзья и читатели, я хочу поделиться.
В этой серии иллюстрированных исключительно собственными фотографиями очерков кроме исторических сведений будет содержаться и некоторая полезная для самостоятельных туристов информация (она в тексте будет выделена курсивом).
Сергей Воробьев.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ (СТРОГАНОВСКАЯ) ЦЕРКОВЬ
Первую часть очерков о Нижнем Новгороде мне хотелось бы посвятить только одному памятнику архитектуры, а именно храму, расположенному в самом начале одной из самых красивых и старинных улиц города - Рождественской (в советское время она носила имя Маяковского).
И это не только потому, что сейчас Святки ("хороша ложка к обеду, а яичко - к Христову дню", не так ли?), но и потому, что именно этот храм произвел на меня самое большое впечатление среди всех многочисленных архитектурных памятников Нижнего Новгорода.
Собственно, официальное название этой церкви - храм во имя Собора Пресвятой Богородицы, но по двум причинам, о которых я расскажу чуть ниже, ее чаще всего называют Рождественской или Строгановской.
Этот храм без всякого сомнения является одним из самых выдающихся памятников барокко конца XVII - начала XVIII века в России.
Кстати, о терминах.
До сих пор не прекращаются споры о том, как правильно называть этот архитектурный стиль. Еще не так давно обшепринятым был термин "московское барокко" и чуть ли не его синонимом - "нарышкинское барокко". Но как видим, сооружения в этом стиле можно встретить не только в Москве, да и не одни только Нарышкины выступали инициаторами строительства сооружений в этом стиле.
Мне кажется правильным говорить более обобщенно: "русское барокко конца XVII - начала XVIII века", выделяя отдельно "нарышкинский" или "строгановский" стили.
Неподалеку от нынешней церкви издревле стояла деревянная Рождественская церковь, не сохранившаяся, к сожалению, до нашего времени. В 1653 году торговый гость С. Ф. Задорин отстроил новую Рождественскую церковь уже в камне. Эта церковь, давшая название одной из главных торговых улиц Нижнего Новгорода (что и не удивительно, поскольку улица идет вдоль берега Волги в том месте, где в нее впадает Ока, и именно здесь располагались многочисленные причалы для торговых судов) была разобрана в XIX веке. Но нижегородцы по старой памяти Рождественской называют и церковь, о которой идет речь в этом очерке.
Храм, получивший название "во имя Собора Пресвятой Богородицы", был заложен богатейшим купцом и государственным деятелем Г. Д. Строгановым в 1696 году.
Григорий Дмитриевич Строганов (1656 - 1715),
на средства которого была возведена церковь:
К 1701 году строительство храма было завершено, но случисля пожар, и восстанавливать церковь пришлось уже вдове Г. Д. Строганова Марии Яковлевне (в девичестве Новосильцевой).
В 1719 году церковь была освящена нижегородским архиепископом Питиримом.
Спустя три года после освящения, в 1722 году в Нижний Новгород приехал император Петр I.
Предполагается, что иконы "Вседержитель" и "Богоматерь", установленные по обеим сторонам царских врат, принадлежат кисти Луи Каравака.
Существует легенда, что художник написал их по поручению Петра I для Петропавловского собора Санкт-Петербурга, но Г. Д. Строганов купил их для своей церкви. Когда император узнал иконы, он приказал запечатать храм.
По этой или по другой причине, но богослужение в церкви в 1722 - 1727 годах действительно не велось.
Церковь двухъярусная: наверху расположены трехапсидный алтарь, молельный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Пятиглавие (центральная глава увенчана двумя кованными коронами) поставлено по сторонам света, как в деревянных церквях.
Изначально главы храма были зелеными. Лишь в конце XIX века их сделали разноцветными в подражание московскому храму Покрова на рву (собору Василия Блаженного).
Снаружи и внутри (окна, порталы входов, приставные колонны) храм богато украшен объемной белокаменной резьбой: раковинами, растительными гирляндами, различными плодами.
В иконах иконостаса, выполненных в реалистической манере, ощущается западное влияние: строгановский крепостной художник Степан Нарыков обучался живописи за границей.
Во второй половине XVIII века (в 1768, 1782 и 1788 годах) церковь трижды горела и ей был необходим капитальный ремонт. Он был произведен в 1807 - 1812 годах А. С. Строгановым.
Александр Сергеевич Строганов (1733 - 1811):
В 1820 - 1823 годах были проведены новые реставрационные работы, в ходе которых возведена стена-крепида в подножии храма со стороны улицы, а ранее отдельно стоявшую колокольню соединили с папертью крытым переходом. Автором этой перестройки был знаменитый архитектор Августин Августинович Бетанкур (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина).
А. А. Бетанкур (1758 - 1824):
Церковь реставрировали еще и в 1860 - 1880-х годах (необходимость в новой реставрации была вызвана тем, что колокольня стала катастрофически наклоняться и могла просто обрушиться).
Верх колокольни украшен флюгером, что характерно для периода, когда по желанию Петра I увлечение морским делом стало волей или неволей почти что всеобщим.
Часовой механизм на колокольне ремонтировался знаменитым Иваном Кулибиным.
Еще одна комплексная реставрация была проведена в 1913 году, видимо, к празднованию 300-летия дома Романовых.
В начале 1930-х годов церковь планировали разрушить, но ее настоятелю Сергию Вейсову удалось доказать ее значимость как уникального архитектурного памятника строгановского барокко. Благодаря подвигу С. Вейсова, храм не взорвали. Но в нем был размещен музей истории религии и атеизма.
Во время Великой Отечественной войны в храме распологался аптечный склад. А в 1960-е годы церковь стала филиалом Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника.
3 июня 1993 года Рождественская церковь была заново освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.
В 2000-х церковь была снова отремонтирована. Противники новой реставрации назвали это "евроремонтом", в результате которого храм будто бы утратил свий исторический облик (См:
http://rusk.ru/st.php?idar=1001710). Но мне думается, что нынешнее состояние церкви, которое можно назвать великолепным, намного лучше, чем руины многих других архитектурных памятников, продолжающихся разрушаться, оставшись без внимания властей. Не так ли?
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Продолжение следует....