Чем ближе президентские выборы в США, те больше убеждаешься в том, что вся политическая борьба между республиканцами и демократами имеет в основе прежде всего поиск компромата на соперника и его оглашение. При этом компромат может быть разным, в том числе и таким, который у нас никаким компроматом с точки зрения избирателей и не являлся бы. Но в том то и дело, что эти нечистоплотные по своей сути приемы, это публичное перетряхивание грязного белья, рассчитано на американский электорат, судя по всему характеризующийся ханжеским лицемерием.
Разумеется, я понимаю, что большинство статей, опубликованных в российских СМИ, особенно в ситуации обострения отношений между Россией и США, не являются объективными (впрочем, любая журналистика субъективна, что диктуется законом жанра). Но все же, статья в "МК", написанная Михаилом Ростовским (10.10.2016 г.), основана на фактах, в том числе исторических.
Предлагаю ее вашему вниманию (с небольшими своими комментариями и иллюстрациями).
Сергей Воробьев.
"КЛИНТОНАМ УДАЛОСЬ ОТОМСТИТЬ ЗА МОНИКУ
Ну как такое возможно. Жена президента Клинтона, после сексуальных утех которого с практиканткой Овальный кабинет Белого дома стали называть "оральным", теперь пишет о пьяном бахвальстве Трампа одиннадцатилетней давности: "Мы не можем допустить, чтобы этот человек стал президентом".
Для справки: Билл Клинтон оставался президентом США полный срок, то есть еще почти полтора года после того, как сам под давлением обстоятельств признался в сексуальной связи с Моникй Левински.
Дональд Трамп нашел свою "Монику". И в отличие от супруга Хиллари Клинтон, чья политическая карьера содрогнулась, но не разрушилась из-за скандала, связанного с Моникой Левински, "старине Дональду", скорее всего повезет меньше.
С точки зрения российского, да и не только российского наблюдателя, "секс-скандал", в центре которого оказался Дональд Трамп, не стоит и выеденного яйца. На обнародованной в пятницу (7 октября. - С. В.) газетой "Вашингтон Пост" пленке из 2005 года, республиканский кандидат в президенты рассуждает о женщинах в стиле озабоченных подростков в школьном туалете. На видео миллиардер говорит, что позволяет себе приставать к женщинам, потому что он "звезда". "Я просто начинаю целовать их. Я даже не жду. И когда ты звезда, они позволяют сделать это. Вы можете делать все". (Спрашивается, а что такого крамольного сказал 11 лет Дональд Трамп? В чем он был не прав? Он что, признается в насилии? По мне, так ключевая фраза в этом высказывании - "они позволяют сделать это". Не так ли? - С. В.).
Как, несомненно, правдиво сказал сам Дональд Трамп: "Билл Клинтон во время игры в гольф говорил мне гораздо более худшие вещи - вещи, которые и рядом не стояли". (Да, но тогда Трамп не был кандидатом в президенты и соперником Хиллари, ему не было необходимости собирать компромат на Клинтона. Не думал же он, что это сможет ему пригодиться через 11 лет. А теперь слова Трампа выглядят не более чем жалкая попытка оправдаться, дескать, не я один такой, демократам стоит вспомнить своего президента... - С. В.).
Однако у американской политической борьбы есть своя собственная логика. Логика, которая имеет очень мало общего с честностью, справедливостью и здравым смыслом. И с точки зрения этой логики республиканский кандидат в президенты очень серьезно влип.
Сомневаюсь, что Трампа смогут заставить снять свою кандидатуру с выборов. Подобных прецедентов в американской политической истории просто не было. Единственное, что приходит в голову в этом плане, - это события 1972 года, когда сенатор-демократ Томас Иглтон был вынужден отказаться от статуса официального кандидата своей партии в вице-президенты.
Но у Иглтона и повод был повесомее: публика узнала о его связанных с психологическими проблемами госпитализациях. И должность помельче: кандидат в вице-президенты - это все-таки не кандидат в президенты. Нет, шансы Трампа удержаться в ранге официального кандидата очень серьезны. Но вот его шансы победить на выборах резко скукожились. Сторонники Хиллари Клинтон очень точно выбрали момент для нанесения решающего удара. До ноябрьских президентских выборов осталось всего ничего. У республиканского кандидата в лидеры США просто нет времени для того, чтобы вновь встать на ноги.
Вернемся, впрочем, к вопросу, почему Дональд Трамп должен считаться "сбитым с ног". Единственное, в чем Трампа можно обвинить после прослушивания его "секс-пленки", так это в пошлости, цинизме и ярко выраженной страсти к слабому полу. (Здесь бы я с автором статьи поспорил. Если те женщины, которые "позволяют сделать это", сами вешались на шею миллиардеру Трампу, то это не его проблема, а скорее общества, в котором богатство является главным символом мужской привлекатльности. Так что говорить о пошлости и цинизме в данном случае нужно не в отношении конкретного человека. К тому же, неужели было бы лучше, если бы Трамп проявлял слабость не к слабому, а к сильному полу? Или нормальная сексуальная ориентация теперь в Америке нормой не считается? Кстати, автор сам допустил серьезное преступление, назвав женщин "слабым полом". Ему просто повезло, что его статья опубликована не в американской прессе, иначе бы он за подобное высказывание уже находился бы в суде в качестве обвиняемого. - С. В.).
Наверное, в пошлости и цинизме нет ровным счетом ничего хорошего. Но вот является ли это "преступление" преступлением без кавычек?
Всек мы люди, все мы человеки. И лучше всего эта истина известна Хиллари Клинтон - той самой Хиллари, которая в своем Твиттере так откомментировала "преступление" Дональда Трампа: "Это ужасающе. Мы не можем позволить этому человеку стать президентом". Звучит как вопиющее лицемерие? Лицемерием это, собственно, и является. И, пожалуйста, не воспринимайте это как упрек в адрес Хиллари Клинтон. Хиллари действует абсолютно по правилам - правилам, которые состоят всего из двух пунктов. Пункт первый: лицемерь, лицемерь и еще раз лицемерь. Пункт второй: можно все, нельзя только попадаться.
Вы думаете, что я преувеличиваю? Если да, то вот вам краткий экскурс в современную американскую политическую историю.
Одержавший четыре победы на президентских выборах Франклин Делано Рузвельт умер с любовницей на коленях.
Счет пассий президента Джона Кеннеди идет на сотни. Одну из этих дам подозревали в связях с разведкой ГДР. Другая по совместительству являлась любовницей известного босса чикагской мафии Сэма Джанканы.
Сменщик Кеннеди Линдон Джонсон тоже был большим ценителем женского пола. Еще у Джонсона была "милая привычка" раздеваться догола перед посторонними - не важно, мужчинами или женщинами.
Почему все деятели не попались, а Билл Клинтон попался на Монике, а Трамп - на похабной пленке? Ответ я для себя сформулировал так: потому, что в современной Америке больше нет многолетнего директора ФБР Эдгара Гувера.
Гувер рулил ФБР с 1924 по 1972 год и накопил за это время огромную массу компромата на политиков из обех партий. Последним президентом, который мог бы снять Гувера безболезненно для себя, являлся скончавшийся в 1945 году Рузвельт. Для всех остальных он был уже неприкасаемым. Гувер де-факто обладал общенациональной монополией на использование компромата и поэтому был для любого крупного политика одновременно и угрозой, и защитником.
В 1972 году эта монополия перестала существовать. Гувер умер. И уже чрез два года потерпевшие поражение на двух президентских выборах подряд демократы добились "ассимитричного реванша": сумели накопать достаточное количество компромата на президента Никсона и заставили его подать в отставку. Да, погубивший Никсона компромат не имел никакого отношения к сексу, а носил чисто политический характер. Но это все равно положило начало новой тенденции - открытое использование компромата стало очень эффективным методом политической борьбы.
В период правления президента-демократа Джимми Картера "резвиться" начали уже республиканцы. На самого президента, правда, ничего такого не нашли. Но вот руководитель президентского аппарата Гамильтон Джордан стал жертвой целой серии скандальных обвинений. Например, про Джордана рассказывали: глядя на приеме на пышное декольте жены египетского посла, он громко заявил: "Я всегда хотел увидеть пирамиды!".
Никаких доказательств, что этот эпизод имел место, нет. Но постоянное повторение этой истории нанесло немалый вред администрации Картера.
Немалый - но не такой огромный. как другое обвинение в адрес Джордана, мол глава президентского аппарата был завсегдатаем знаменитой нью-йоркской дискотеки "Студио-54", нюхал там кокаин и имел беспорядочные связи с "подозрительными женщинами".
И снова доказательств не нашлось. Но республиканцы добились своего. Картер не сумел переизбраться на новый срок.
Во время следующего пребывания демократов у власти - при Билле Клинтоне - республиканцы вновь агрессивно применили ту же самую стратгию. Благо супруг Хиллари Клинтон постоянно давал всякие поводы для скабрезных обвинений в свой адрес. Весь остальной мир недоумевал: почему вполне банальная история с Моникой едва не привела к таким последствиям, как отстранение президента от власти?
Вот мое объяснение: в начальный период своего второго президентского срока Билл Клинтон сумел почти на всех фронтах политически переиграть республиканцев. Поэтому они так и вцепились в его личную жизнь. С самого начала история с Моникой раздувалась почти исключительно усилиями республиканцев. Взявший Билла Клинтона в оборот "специальный независимый прокурор" Кеннет Старр был при республиканском президенте Буше-страршем заместителем министра юстиции. Записавшая телефонные признания Моники о ее связи с президентом "подруга" Левински тоже была горячей поклонницей Буша-старшего...
Нынешний скандал с Трампом - это своеобразная "ответка" демократов за Монику. Хиллари не сумела переиграть Трампа политически: республиканский кандидат, который сначала выглядел шутом, сумел если не перегнать, то догнать Клинтон. И тогда демократы - газета "Вашингтон Пост" изначально поддерживала Клинтон против Трампа - решили ударить по республиканцам их же излюбленным оружием. "Проступок", который совершил Трамп, ничтожен. Но поднятая вокруг него шумиха превратила Трампа в совершенно не избираемую фигуру - в кандидата, за которого стыдно голосовать.
Единственная надежда Дональда Трампа - это то, что в конечном итоге спасло президентскую карьеру Билла Клинтона. Республиканцы так перестарались с пламенными обличениями в его адрес, что бедняга Билл стал вызывать у американской публики сочувствие, стал ей казаться жертвой политической вендетты. Но возникновение такого психологического эффекта требует времени. А у Трампа его нет. По прошествии почти двух десятков лет чете Клинтон удалось отомстить своим политическим конкурентам за Монику - отомстить красиво и очень эффективно. (Наасчет эффективности, не спорю, но в чем красота? - С. В.). В физическом плане Трамп жив и здоров. Но в политическом плане его можно считать почти убитым."
Честно говоря, мне интересно кто победит на президентских выборах в США, Трамп или Клинтон, примерно так же, если бы я делал ставку на ту или иную лошадь на ипподроме. Никак не более того. В любом случае фигура американского президента является марионеточной, и его политика определяется далеко не в Белом доме.
Но статья Михаила Ростовского мне в целом покзалась интересной. А вам?
Сергей Воробьев.