Цезаризмы

Jan 16, 2016 14:47

    Гай Юлий Цезарь, вопреки широко распространенному заблуждению, не был императором, он являлся последним диктатором Римской республики. Он не успел превратить ее в империю - это сделал его внучатый племянник и приемный сын Октавиан, но Цезарь хорошо подготовил почву. И именно его имя превратилось в императорский титул Рима, а позже - России, как "Третьего Рима", и Германии (русское "царь" и немецкое "кайзер" этимологически восходят к имени "Цезарь").



Цезарь подарил мировой культуре множество запоминающихся выражений. Предлагаю рассмотреть наиболее известные из них и разобраться, действительно ли они принадлежали Гаю Юлию и при каких обстоятельствах были им сказаны, если авторство Цезаря более или менее достоверно.



"TU QUOQUE, BRUTE?" ("И ТЫ, БРУТ?")

Это, пожалуй, самая известная из фраз, приписываемых Цезарю, хотя есть очень серьезные сомнения в том, что Цезарь говорил нечто подобное. Легенда гласит, что это были его последние слова. Он сказал их, умирая, когда увидел, что Марк Юний Брут обнажает оружие, чтобы нанести ему удар. И тогда Цезарь понял, что человек, которому он безоговорочно доверял и любил как сына, состоял в заговоре против него.



Эта фраза давно стала крылатой. Точно также синонимом предательства стало само имя Брута, хотя тот не был главой заговора, а в убийстве принимал далеко не самое активное участие, по всей вероятности, ударив ножом уже не Цезаря, а его труп.



Плутарх, детально описывающий убийство, не упоминает о том, что Цезарь говорил что-то Бруту: "Некоторые рассказывают, что, отбиваясь от заговорщиков, Цезарь метался и кричал, но увидев Брута с обнаженным мечом, накинул на голову тогу и подствил себя под удары".

Светоний приводит предсмертные слова Цезаря (сказанные по-гречески), но очень осторожно: "Когда же он увидел, что со всех сторон на него направлены обнаженные кинжалы, он накинул на голову тогу и левой рукой распустил ее складки ниже колен, чтобы пристойнее упасть укрытым до пят; и так он был поражен двадцатью тремя ударами, только при первом испустив не крик даже, а стон, - хотя некоторые и передают, что бросившемуся на него Марку Бруту он сказал: "И ты, дитя мое!".



Так откуда же взялась фраза "И ты, Брут!"?
    Вероятнее всего ее придумал и увековечил Уильям Шекспир. В его пьесе "Юлий Цезарь" умирающий диктатор говорит Бруту те самые слова.

"ALEA JACTA EST" ("ЖРЕБИЙ БРОШЕН")

Эту фразу, как пишут и Плутарх, и Светоний, Цезарь произнес в тот момент, когда его войско перешло северную границу Рима, что проходила по реке Рубикон. И слова эти означали, что пути назад ни у полководца, ни у его людей уже нет.
    Историческая подоплека этого события такова. Цезарь, покоривший Галлию, напугал этим успехом сенат, чью сторону принял и его бывший союзник Гней Помпей, столь же могущественный полководец. Сенаторы объявили Цезаря вне закона. Тому полагалось оставить войска и прибыть в Рим. Цезарь же обвинил в нарушении закона Помпея, которому несколько сенаторов (без одобрения всего сената) вручили меч "для защиты свободного строя". Перейдя Рубикон, Цезарь официально начал войну с сенатом и Помпеем, которую со временем выиграл.



Любопытно, что позднее Рубикон перестал быть северным рубежом Рима, а затем и вовсе потерялся на географической карте. И вовсе не факт, что та река в провинции Форли-Чезена на севере Италии, которая теперь носит это название, является подлинным Рубиконом.



"VENI, VIDI, VICI" ("ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ")

С этой фразой, которая означает быструю и решительную военную победу, тоже не все до конца ясно.
    Плутарх пишет, что такими словами Цезарь сообщил своему другу Аминцию, что разбил в битве при Зеле боспорского царя Фарнака II (47 г. до н.э.). Фарнак мечтал объединить под своей властью территории бывшего Понтийского царства (современные Турция, Сирия, Армения). Цезарь, разгромив войско царя, сорвал эти планы.



Есть, впрочем, и другая версия. Она гласит, что Цезарь сказал: "Пришел, увидел, победил" после битвы при Алезии (52 г. до н.э.). В этом сражении решалась судьба Галлии. Одержав победу, Цезарь завершил войну. А своей знаменитой фразой дал понять, что дело сделано.

"ЛУЧШЕ БЫТЬ ПЕРВЫМ В ДЕРЕВНЕ, ЧЕМ ВТОРЫМ В РИМЕ"

Цезарь, конечно, говорил не совсем так. Он сказал, что предпочел бы быть первым в маленьком городке, чем вторым в Риме. Но позже эта фраза несколько изменилась. А приводит ее все тот же Плутарх в книге "Изречения царей и полководцев".
    Фразу и теперь употребляют для обозначения позиции весьма честолюбивого человека. Говорят ее и в утешение тем, кто добился относительно небольших успехов. Не стоит, однако, забывать, что первым в Риме Цезарь в конце концов все-таки стал.

Серебряный денарий 44 г. до н.э. с профилем Цезаря и надписью
"CAESAR DICT[ator] PERPETUO" ("Цезарь дикт[атор] пожизненный"):



"ВЕЛИКИЕ НАЧИНАНИЯ НЕ НАДО ОБДУМЫВАТЬ"

Это не просто фраза, а жизненное правило Цезаря. Многим, правда, эти слова могут показаться легкомысленными. Но дело в том, что крылатой стала лишь первая половина цезаревского правила. Вторая же, менее известная, объясняет его позицию и снимает все вопросы.
    Полностью эта фраза звучит так: "Великие начинания не надо обдумывать, надо взяться за дело, иначе, заметив трудность, отступишь". В общем, эта фраза своего рода призыв к активным действиям. Как говорится, "на ловца и зверь бежит". И сам Цезарь доказал, что это правило очень здорово работает.



Среди латинских крылатых фраз, наверное, нет такой, которую хотя бы однажды не приписали Цезарю.

В этот список попали и "Вар, верни мои легионы!" - возглас отчаяния императора Августа, приходившегося Цезарю внучатым племянником (он повторял это после разгрома германцами в 9 году трех римских легионов, которыми командовал Квинтилий Вар). И "Карфаген должен быть разрушен", хотя Карфаген был разрушен за полвека до рождения Цезаря, а призыв этот упрямо повторял Марк Порций Катон Старший еще за сто лет до того, как Карфаген сровняли с землей (Катон заканчивал все свои речи в сенате - неважно о чем - фразой: "Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен").
    И даже "мыслю, следовательно, существую", сказанную Рене Декартом через полторы с лишним тысячи лет после смерти Цезаря, часто приписывают последнему диктатору Рима.

В заключение еще один интересный факт.
    Одна из древнейших операций, при которой новорожденного извлекают через разрез матки, была известна задолго до Юлия Цезаря. Но многие до сих пор уверены в том, ее название - "кесарево сечение" - обязано своим происхождением рождению самого Цезаря.

Рождение Цезаря
(гравюра XVI века):



Это не так.
    Древнегреческие мифы рассказывают, что таким путем был извлечен из чрева умершей матери Асклепий (Эскулап - бог врачевания), собственно, его имя и переводится как "вскрытый".
     В VII веке до н.э. царь Рима Нума Помпилиус издал закон, по которому запрещалось погребение беременной женщины без извлечения из ее тела ребенка.
    Возможно, "царский" характер закона и привел в последствии к присвоению этой операции имени Цезаря.



Однако сам Гай Юлий Цезарь к ней не имеет никакого отношения. По всем историческим свидетельствам, он родился самым обычным путем.

Поскольку тема Цезаря меня всерьез заинтересовала, то, возможно, вскоре последуют еще несколько постов об этом неординарном историческом персонаже.

Так что, скорее всего, продолжение следует...
  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Цезарь, Древний Рим, история

Previous post Next post
Up