Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 17: Московские "фрязины" (предыстория)

Nov 28, 2015 17:00

    Для тех, кто уверен, что до того как Петр I, по выражению Пушкина, "прорубил окно в Европу", Россия была совершенно изолирована от неё, достаточно посмотреть на шедевры московской архитектуры XV - XVI веков, чтобы убедиться, что это является, мягко говоря, полной ерундой.

Предлагаю вам небольшой (?) экскурс, посвященный итальянским архитекторам, работавшим в России задолго до Петра I, а именно во второй половине XV - первой половине XVI веков, в годы правления Ивана III и Василия III.

Строительство Успенского собора в Московском кремле
(миниатюра из Лицевого летопистного свода XVI века):



Ответ на вопрос, почему именно зодчие из Италии, а не из какой-либо другой европейской страны, оставили столь значительный вклад в московской архитектуре, следует искать в 70-х годах XV века.
    И связано это с браком великого князя Московского и государя всея Руси Ивана III Васильевича Великого с Софьей (Зоей) Палеолог, дочерью последнего деспота Мореи (п-ов Пелопоннес) Фомы Палеолога и племянницей последнего императора Византии Константина XI.



Зоя Палеолог, родившаяся около 1455 года, с 5-летнего возраста жила в Италии (в Риме, где и получила имя София, или Софья, вместо Зои), поскольку греческая Морея в 1460 году, через 7 лет после падения Константинополя, была захвачена турецким султаном Мехметом II.
     В 1472 году 17-летняя византийская принцесса была выдана замуж за  великого князя Московского Ивана III, овдовевшего пятью годами ранее (его первая жена - тверская княжна Мария Борисовна умерла в 1467 году).

Софья Палеолог въезжает в Москву
(миниатюра Лицевого свода):



Брак 32-летнего князя Ивана Васильевича и 17-летней принцессы Софьи был продиктован чисто политическими причинами.

С одной стороны, с помощью этого брака папская курия рассчитывала подтолкнуть московского князя к признанию Флорентийской унии 1439 года, согласно которой православная церковь переходила в подчинение Риму (сама идея выдать греческую принцессу за Ивана III принадлежала кардиналу Виссариону Никейскому, стороннику унии), и тем самым поспособствовать распространению на Руси католицизма.

С другой стороны, женитьба московского князя на представительнице византийской императорской династии Палеологов в значительной степени повышала международный престиж великого княжества Московского, которое именно в это время стремительно превращается в царство (напомню, что за время правления Ивана III территория Московского княжества увеличилась в 6 раз!!!), а также зримо подтвердить претензии Москвы на наследие Византийской империи (вскоре появляются такие теории, как "Москва- Третий Рим" псковского книжника Филофея и "происхождения московских государей от Цезаря Августа", приписываемая Пахомию Логофету, призванные идеологически обосновать эти претензии).



Впрочем, необходимо отметить, что планы католического Рима по "окатоличеванию" Руси в очередной раз провалились. Принявшая в Италии католичество Софья Палеолог, прибыв в Москву, тут же вернулась к православной вере, а сопровождавшего её папского легата епископа Антонио Бонумбре с его латинским крестом, который он нес во главе процессии, в Москву вообще не впустили.

До прибытия Софьи в Москву князь Иван Васильевич ни разу не видел свою будущую жену; ему продемонстрировали лишь её портрет, что для Московской Руси XV века было крайне необычно, поскольку до появления в России светской живописи было еще более двух веков. Необчайность этого отметили и летописцы: "...царевну на иконе написану принесе...".

К сожалению, этот портрет не дошел до нашего времени, но облик Софьи Палеолог был реконструирован по ее черепу современным судебным экспертом-криминалистом С. А. Никитиным по методу М. М. Герасимова:



Да и обручение жениха и невесты было заочным. Оно состоялось 1 июня 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла, разумеется, по католическому обряду. Роль жениха при этом исполнял дворянин из Виченцы Джан Батиста делла Вольпе, итальянец, состоявший при дворе Ивана III для различных дипломатических поручений московского князя. Именно он, известный в России под именем Ивана Фрязина, в 1469 году сватал Софью Палеолог за Ивана III, и он же привез князю ее портрет.

Картина Виктора Муйжеля
"Посол Иван Фрезин вручает Ивану III портрет
его невесты Софьи Палеолог" (1920-е гг.):



Однако, как ни странно, этот брак оказался счастливым. Выйдя замуж за московского князя (венчание состоялось в ноябре 1472 года в Успенском соборе Московского кремля), византийская принцесса родила ему 12 детей, в том числе долгожданного наследника престола - будущего великого князя Василия III (в 1479 году).

Великая княгиня Софья Фиминична (так её называли в России) популярностью в Москве не пользовалась. Её называли то "униаткой", то "римлянкой", припоминая ее детство, проведенное в Италии, и то, что она пусть и вынужденно, но все-таки была католичкой. Но, по всей видимости, государь всея Руси не слишком обращал на это внимание. В конце концов, именно своему сыну от Софьи - Василию он передал престол, а не внуку Дмитрию, за которого ратовала почти вся московская аристократия, а в ответ на протесты боярства Иван III заявил: "Мое княжение, кому хочу, тому и жалую!".

Да и к советам своей супруги Иван III прислушивался.
    Именно благодаря ее влиянию на великого князя Московского на Руси появились итальянские архитекторы, первым из которых стал знаменитый зодчий Ридольфо Аристотель Фиораванти, построивший главный храм России - Успенский собор в Московском кремле.



Первый Успенский собор в Москве был построен еще в 1326 - 1327 годах, при Иване Калите, который тем самым стремился подчеркнуть, что именно его город является церковной столицей Руси, что, надо отметить, ему удалось: именно в это время митрополит Пётр поселился в Москве, переехав в нее сначала из Киева, а потом и из Владимира (да и следующий митрополит - Феогност выбрал Москву местом своей постоянной резиденции. О преемнике Феогноста - митрополите Алексее в этой связи можно и не говорить, поскольку он был представителем московского боярского рода Бяконтовых).

Как выглядел первый в Москве каменный собор, построенный в первой половине XIV века, мы можем судить только по реконструкции С. В. Заграевского:



За полтора века собор, построенный Иваном Калитой сильно обветшал, да и к тому же он не соответствовал идее строительства нового православного царства - Третьего Рима, поскольку выглядел уж слишком скромно для столицы всего православного мира, на роль которого претендовала Москва.

Великий князь Иван III по настоятельным требованиям московского митрополита Филиппа принял решение о возведении нового собора. В 1471 году московские зодчие Кривцов и Мышкин приступили к его строительству. Через три года новый собор был возведен до сводов, но 20 мая 1474 года из-за постигшего Москву землетрясения обрушился практически до основания.
    Приглашенные Иваном III псковские мастера, считавшиеся в то время лучшими строителями на Руси, осмотрев развалины собора, заметили, что "известь не клеевита, да и камень не тверд", но взяться за постройку нового храма отказались (в то время Псков не входил в состав Московского княжества).

Тогда супруга великого князя Софья посоветовала ему пригласить мастеров из Италии, об искусности которых она, прожившая большую часть своего детства и юности в этой стране, знала не понаслышке.

В Италию для поиска архитектора Иваном III был отправлен посол Иван Толбузин. Именно он сделал предложение 60-летнему архитектору из Болоньи Фиораванти, от которого тот не смог отказаться не только из-за приличного жалования, которое ему было обещано, но и потому, что незадолго до этого (в 1473 году) он был обвинен в изготовлении и сбыте фальшивых монет. Это обвинение с него вскоре было снято, но, как говорится, "осадочек остался". В 1475 году Аристотель Фиораванти вместе с сыном Андреа и слугой Пьетро отправился в Московское княжество.

Постройка нового Успенского собора заняла 2 года. Итальянский зодчий понимал, что главный храм Москвы и всего Российского государства не должен быть похожим на образцы итальянской архитектуры, поэтому значительное время Фионаванти потратил на изучение русских церквей. В итоге, за образец им был взят Успенский собор Владимира, сооруженный в 80-х годах XII века:



Еще два года ушло на внутреннюю отделку храма. 15 августа 1479 года новый Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти, был освящен.

Итальянский архитектор больше ничего, подобного Успенскому собору, не построил в России, но он использовался московскими властями в качестве военного инженера: документально подтверждено его участие в походе Ивана III на Новгород 1478 года (Фиораванти в этом походе был начальником артиллерии, а также построил понтонный мост через Волхов) и на Тверь 1485 года.

Его судьба после 1485 года не известна. Впрочем, учитывая, что ему в этот год было 70 лет, можно предположить, что он умер в России, поскольку на его просьбы, обращенные к князю отпустить его на родину, Иван III постоянно отвечал отказом и даже однажды заключил архитектора в тюрьму, чтобы тот не сбежал в Италию.

Но роль Аристотеля Фиораванти не ограничивается только лишь строительством Успенского собора. Именно ему, как опытному фортификатору, Иван III поручил разработку плана новых стен и башен Московского кремля.
    Они были сооружены другими зодчими, тоже итальянцами. Но об этом будет отдельный рассказ.

Ридольфо Аристотель Фиораванти был первым архитектором - "фрязином" в Москве. Но далеко не последним.

Продолжение следует...
  Сергей Воробьев (sergeyurich).

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ, Аристотель Фиораванти, XV век, история, Москва

Previous post Next post
Up