Как Романовы себе родословную придумали. Часть 2: Про Федора Кошку

Nov 17, 2015 17:42

    Как сообщают родословные книги, потомство Андрея Ивановича Кобылы было обширным - пятеро сыновей, которые стали родоначальниками многих известнейших дворянских фамилий. Сыновей звали: Семен Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гаврила Гавша и Федор Кошка (кроме того, в родословных упоминается и младший брат Андрея Кобылы - Федор Иванович Шевляга).

Кстати, прозвища Кобыла, Жеребец и Шевляга ("кляча") по смыслу очень похожи, что совсем не удивительно, поскольку бытовала некая традиция, согласно которой члены одной семьи нередко носили семантически близкие прозвания. Почему сам Андрей Кобыла получил такое прозвище, неизвестно. Можно только предполагать, что в его внешности действительно было что-то лошадиное (прозвища ведь давались не просто так, и те или иные характерные черты внешнего облика человека очень часто становились не только его прозвищем, но и основой родового имени, то есть тем, что потом станет называться фамилией).

Впрочем, позже прямые потомки Андрея Кобылы - Романовы придумают более интересное, хотя и фантастическое объяснение этому прозвищу своего родоначальника. Ну и мы напишем об этом позже.

А вот прозвище младшего сына Андрея Кобылы - Федора Андреевича Кошки, которое не имело никакого отношения к благородному животному из отряда непарнокопытных, вероятнее всего говорит не о его внешности, а о характере, что и не удивительно, ведь Федор Кошка прославился прежде всего как опытный и хитроумный дипломат, умевший лавировать в сложных условиях второй половины XIV - начала XV века, добиваясь выгодных для Московского княжества условий как в других русских княжествах, так и в Орде.

Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века,
изображающая московское посольство во главе с Федором Кошкой в Новгород в 1393 году
(если вы не можете разобрать текст, то перевод на современный русский язык
будет приведен ниже):



Как и о первом достоверно известном нам предке Романовых - Андрее Ивановиче Кобыле, о его младшем сыне - Федоре Андреевиче Кошке известно не очень много.
    Точно мы знаем только то, что боярин Федор Кошка служил великим князьям Дмитрию Ивановичу Донскому и Василию I Дмитриевичу, выполняя важные дипломатические поручения. Не известна даже точная дата его рождения и смерти. Их можно только предположить. Родился он где-то в 1350-х гг., а умер раньше 1409 года, но после 1393 года (поскольку именно в 1393 году Федор Кошка упоминается в источниках в последний раз, а в письме ордынского темника Едигея московскому князу Василию I, датированном 1409 годом, о нем говорится явно как о недавно умершем: "...Добрые дела были в Орде от Федора Кошки, добрый был человек..."). Предположительно, умер Федор Кошка в 1407 году.



Ряд историков считает, что именно Федору Андреевичу Кошке Дмитрий Донской поручил оборону Москвы в 1380 году, отправляясь во главе армии на Куликово поле. Впрочем, эта версия является несколько сомнительной по двум причинам.         Во-первых, Федор Кошка не был воеводой, а возглавлять защиту города все-таки должен был именно военачальник, ведь исход сражения с Мамаем заранее не был известен, и необходимость защищать столицу в случае поражения в битве была очень вероятной.
    Во-вторых, часто Кошку путают с его современником и полным тезкой - Федором Андреевичем по прозвищу Свибло ("шепелявый"). А вот он как раз был воеводой уже с 1377 года. Так что, скорее всего не Кошка, а Свибло возглавлял оборону Москвы в 1380 году.
    Но Федор Свибло (москвичам это будет интересно: именно от прозвища этого боярина происходит топоним "Свиблово", поскольку эта территория нынешнего района Москвы в далеком XIV веке была вотчиной Федора Свибло), не оставил потомства: его единственный сын умер бездетным. А вот Федор Кошка оставил пятерых сыновей, старший из которых - Иван Федорович Кошкин (ум. около 1425 года) стал очередным прямым предком Романовых. От него до первой жены Ивана IV Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой - всего четыре ступени; до Федора Никитича Романова (патриарха Филарета), ее племянника, сына Никиты Романовича Юрьева - пять; и, соответственно, до первого царя династии Романовых Михаила Федоровича - шесть.

О высоком положении боярина Федора Андреевича Кошки при московском великокняжеском дворе можно судить хотя бы по двум достоверным фактам:

1. Подпись Федора Кошки стоит под духовной грамотой князя Дмитрия Ивановича Донского 1389 года, знаменитой тем, что впервые московский князь передавал по своему завещанию не только принадлежащую ему отчину - Московское княжество, но и великое Владимирское княжество, отчинных прав на которое он не имел, без всякого на то соизволения ордынского хана (т. е., без ярлыка).

2. Во время очередного конфликта с Новгородской боярской республикой в 1393 году именно Федор Кошка возглавил московское посольство в Новгород, результаты деятельности которого были вполне благоприятны для Москвы: "И великий князь Василий Дмитриевич послал к ним в Новгород Федора Кошку, сына Андрея Кобылы, Ивана Удода и Селивана, и они закрепили мир по старине и обязались давать великому князю черный бор со всех волостей новгородских" (это и есть тот самый перевод текста, что под миниатюрой Лицевого свода, который я обещал привести. Примечание: "Черным бором" называласись чрезвычайные налоги, которые московские князья в XIV - XV веках собирали с населения Новгородского княжества для уплаты "выхода" в Орду, но на самом деле, значительная часть этих средств оседала в московской казне).

Как видим, уже в XIV - начале XV века родоначальники Романовых были далеко не последними людьми при московском княжеском, а потом великокняжеском дворе.
    Но этого Романовым показалось мало. Поскольку о происхождении первого достоверно известного родоначальника династии ничего точно не известно, а Романовым очень хотелось сделать историю своего рода как можно более древней, они начали сочинять легенду о своих далеких предках, будто бы происходящих чуть ли не из Римской империи.

Впрочем, в этом Романовы были не оригинальны. Но об этом я расскажу в следующей части.
    Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

XV век, XIV в., Романовы, Россия, история

Previous post Next post
Up