АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ
ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ
Архитектура ХХ века непохожа на все предыдущие архитектурные стили. Зародившиеся в начале века рационализм и конструктивизм, главными чертами которых стали простота, утилитаризм и экономичность, получили новое мощное направление - функционализм, названный международным (интернациональным) стилем.
Главными объектами приложения архитектурной мысли становятся не столько культовые сооружения, сколько функциональные здания: вокзалы, заводы и фабрики, мосты, общественные учреждения и, конечно, жилища людей.
Американский архитектор Луис Салливен (1856 - 1924), провозгласивший лозунг "форма следует функции", считал, что дом человека должен напоминать жилище пчел. А поэтому нужно возводить "ульи для людей" - единообразные, стандартные сооружения, в которых человек будет чувствовать себя составной частью гигантской городской биосферы.
Эмпайр-Стейт-Билдинг (1929 - 1931 гг.) относят к стилю ар-деко,
но в целом застройка нью-йоркского Манхеттена в ХХ веке более чем соответствует идее
превращения города в "человеческий муравейник":
Новые идеи и прнинципы архитектуры гласили:
- архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения;
- архитектура должна подчинять себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты;
- благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.
Уже в начале ХХ века модерн стал все более тяготеть к поискам рациональных конструктивных решений. На смену усложненным формам и декораьтивным украшениям модерна пришли функциональные и четкие конструкции, более лаконичные и простые объемы.
Внешний вид построек отражал не только их конструкцию, но и внутреннюю планировку. Интерьеры освобождались от излишеств и перегруженности деталями. Окна стали нередко заменять стены, а пространство здания стремительно убегало ввысь.
Появление небоскребов в Америке стало подлинной сенсацией. Первый небоскреб американского архитектора Луиса Салливена в городе Сент-Луисе произвел настоящий переворот в архитектуре.
Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 - 1891 гг.):
Стальные каркасы с вертикальными конструкциями, напичканные скоростными лифтами и другой техникой, явно бросали вызов классике.
Манхеттен:
Основателем конструктивизма, создателем "интернационального стиля" стал Ш. Э. Ле Корбюзье (1887 - 1965). Основы для "новой архитектуры" он искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, в безупречных сочетаниях вертикали и горизонтали, в абсолютном белом цвете, то есть в том, что было совершенно противоположно архитектуре моего любимого Антони Гауди (может быть, именно поэтому у меня к Ле Корбюзье несколько предвзятое негативное отношение).
Задача архитектора, по мнению Ле Корбюзье, сводится лишь к поиску простых форм и правильной системы пропорций. В своей книге "Путь к архитектуре" (1923 г.) он так изложил суть своих художественных принципов:
"Большое искусство создается простыми средствами... Простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются... Куб, конус, шар, цилиндр, призма - вот великие первичные формы. Их образ представляется нам чистым, легко воспринимаемым, однозначным. Поэтому они красивы. Это прекраснейшие из форм...
Горизонт риует горизонтальную линию как абстрактное выражение покоя. Вертикаль, пересекаясь с горизонталью, образует два прямых угла. Вертикаль и горизонталь неизменны. Прямой угол - это как бы интеграл сил, поддерживающий мир в равновесии..."
Одним из самых известных сооружений Ле Корбюзье является вилла "Савой" (1928 - 1931 гг.) во французском городе Пуасси:
В ней выразилось то, к чему Ле Корбюзье постоянно призывал: структура здания должна разрабатываться так же последовательно и логично, как осуществляется конструирование машин. Он говорил, что "на самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета". Так и дом - жилище человека - это "машина для жилья".
Такую "машину для жилья" - "Юните Д'Абитасьон" Ле Корбюзье построил в 1948 - 1954 годах в Марселе:
Этот дом рассчитан на 350 семей (примерно 1600 человек), включает 337 двухэтажных квартир, магазины, сад на крыше, спортзал, бассейн, детский сад, т. е. все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни:
Юните Д'Абитасьон считается эталонном конструктивизма. В восхищении от этого сооружения коллега Ле Корбюзье по этому стилю архитектор Вальтер Гропиус - учредитель немецкого варианта конструктивизма - стиля "баухаус", писал: "Любой архитектор, который не найдет это здание прекрасным, пусть лучше отложит свой карандаш".
Я не архитектор, хотя очень люблю архитектуру, и именно поэтому совершенно не согласен с мнением В. Гропиуса. Нет, я не исключаю, что жилые дома, построенные по проектам Ле Корбюзье, функциональны и удобны для их жильцов. Но вот что касается эстетической составляющей, которая для меня является главной при оценке того или иного здания, то просто ответьте на один вопрос: хотелось бы вам, чтобы все города мира были застроены такими вот "машинами для жилья"?
Мне бы этого категорически не хотелось!
А ведь именно к этому призывал Ле Корбюзье:
"Мы за новые пути в создании городов. Что же касется Парижа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима, то эти столицы должны быть полностью преобразованы собственными средствами, каких бы усилий это ни стоило и сколь велики ни были бы связанные с этим разрушения".
Так, в 1925 году Ле Корбюзье предложил план реконструкции Парижа, согласно которому предлагалось полностью снести старую, историческую часть города и на ее месте построить новый, суперсовременный город. К счастью, этого не случилось!
В Советском Союзе развитие конструктивизма в 20 - 30- годы ХХ века нашло свое воплощение в творчестве таких архитекторов как братья Веснины (Леонид, Виктор и Александр Александровичи), Моисей Яковлевич Гинзбург, Алексей Викторович Щусев и Константин Степанович Мельников.
Универсальный магазин Мосторга на Красной Пресне
(проект братьев Весниных, 1926 г.):
Дом Наркомфина на Новинском бальваре в Москве,
простроенный в 1930 году про проекту М. Я. Гинзбурга:
Здание Накромзема СССР на Садовом кольце, построенное в 1928 - 1933 годах А. В. Щусевым
(сейчас здесь располагается Министерство сельского хозяйства РФ):
Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке (1927 - 1929 гг.):
Стоит мне только представить, что вся Москва могла бы быть застроена подобными сооружениями в стиле конструктивизма, мне сразу же становится плохо. И без того несчастная Москва в 20-30-е годы подверглась варварской реконструкции, в результате которой навсегда были утрачены уникальные памятники архитектуры.
Хорошо хоть, что к перестройке Москвы в духе интернациональной архиектуры особенно не приложил руку Ле Корбюзье и его сторонники, которых в это время было предостаточно.
И в особенности я рад тому, что так и не состоялся проект так называемого основоположника советского конструктивизма В. Е. Татлина, который задумал построить в центре Петрограда (или Москвы) совершенно абсурдную башню имени Третьего Интернационала, должную стать главным административным и агитационным центром Коминтерна - организации, готовившей человечество к мировой революции.
Прообразом этой башни была Вавилонская башня:
"Вавилонская башня"
(картина Питера Брейгеля Старшего, 1563 г.):
Но если Вавилонская башня служила символом разъединения человечества, то башня Коминтерна, по задумке Татлина, должна была явиться символом его объединения в полном соответствии с главным лозунгом Третьего Интернационала - "Пролетарии всех стран - соединяйтесь!".
Башня Татлина была задумана высотой в 400 метров (в полтора раза выше Эйфелевой башни), а внутри ее каркасной структуры должны были располагаться стеклянные помещения кубической, пирамидальной, цилиндрической и сферической формы, вращающиеся вокруг наклонной оси с разной скоростью.
Проект этой колоссальной башни был разработан В. Е. Татлином в 1919 году, в разгар Градданской войны. Разумеется, средств на его осуществление в нищей Советской России не было. С большим трудом удалось найти лишь рейки и бумагу для макета, продемонстрированного в Москве в декабре 1920 года во время работы VIII Съезда Советов.
В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века руководство СССР несколько охладело к подобным радикальным формам авангардистской архитектуры конструктивизма, поэтому проект Татлина, к счастью, так и не был осуществлен.
Однако, коструктивизм в разных своих проявлениях на протяжении всего ХХ века продолжал свое победное шествие во всем мире.
Так, мне совершенно не понятно, как можно было построить музей Гауди в его родном Реусе в стиле, являющимся совершенно противоположным всему тому, что исповедовал в архитектуре этот великий зодчий эпохи модерна:
Следующая - двенадцатая часть нашего архитектурного ликбеза будет посвящена еще одному стилу архитектуры ХХ века, известному как "органическая архитектура".
Так что, продолжение следует...
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.