Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 11: Конструктивизм (интернациональный стиль)

Oct 25, 2015 15:52



АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ

Архитектура ХХ века непохожа на все предыдущие архитектурные стили. Зародившиеся в начале века рационализм и конструктивизм, главными чертами которых стали простота, утилитаризм и экономичность, получили новое мощное направление - функционализм, названный международным (интернациональным) стилем.

Главными объектами приложения архитектурной мысли становятся не столько культовые сооружения, сколько функциональные здания: вокзалы, заводы и фабрики, мосты, общественные учреждения и, конечно, жилища людей.
    Американский архитектор Луис Салливен (1856 - 1924), провозгласивший лозунг "форма следует функции", считал, что дом человека должен напоминать жилище пчел. А поэтому нужно возводить "ульи для людей" - единообразные, стандартные сооружения, в которых человек будет чувствовать себя составной частью гигантской городской биосферы.

Эмпайр-Стейт-Билдинг (1929 - 1931 гг.) относят к стилю ар-деко,
но в целом застройка нью-йоркского Манхеттена в ХХ веке более чем соответствует идее
превращения города в "человеческий муравейник":



Новые идеи и прнинципы архитектуры гласили:

- архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения;
    - архитектура должна подчинять себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты;
    - благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.


Уже в начале ХХ века модерн стал все более тяготеть к поискам рациональных конструктивных решений. На смену усложненным формам и декораьтивным украшениям модерна пришли функциональные и четкие конструкции, более лаконичные и простые объемы.
    Внешний вид построек отражал не только их конструкцию, но и внутреннюю планировку. Интерьеры освобождались от излишеств и перегруженности деталями. Окна стали нередко заменять стены, а пространство здания стремительно убегало ввысь.
    Появление небоскребов в Америке стало подлинной сенсацией. Первый небоскреб американского архитектора Луиса Салливена в городе Сент-Луисе произвел настоящий переворот в архитектуре.

Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 - 1891 гг.):



Стальные каркасы с вертикальными конструкциями, напичканные скоростными лифтами и другой техникой, явно бросали вызов классике.

Манхеттен:



Основателем конструктивизма, создателем "интернационального стиля" стал Ш. Э. Ле Корбюзье (1887 - 1965). Основы для "новой архитектуры" он искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, в безупречных сочетаниях вертикали и горизонтали, в абсолютном белом цвете, то есть в том, что было совершенно противоположно архитектуре моего любимого Антони Гауди (может быть, именно поэтому у меня к Ле Корбюзье несколько предвзятое негативное отношение).

Задача архитектора, по мнению Ле Корбюзье, сводится лишь к поиску простых форм и правильной системы пропорций. В своей книге "Путь к архитектуре" (1923 г.) он так изложил суть своих художественных принципов:
    "Большое искусство создается простыми средствами... Простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются... Куб, конус, шар, цилиндр, призма - вот великие первичные формы. Их образ представляется нам чистым, легко воспринимаемым, однозначным. Поэтому они красивы. Это прекраснейшие из форм...
    Горизонт риует горизонтальную линию как абстрактное выражение покоя. Вертикаль, пересекаясь с горизонталью, образует два прямых угла. Вертикаль и горизонталь неизменны. Прямой угол - это как бы интеграл сил, поддерживающий мир в равновесии..."

Одним из самых известных сооружений Ле Корбюзье является вилла "Савой" (1928 - 1931 гг.) во французском городе Пуасси:



В ней выразилось то, к чему Ле Корбюзье постоянно призывал: структура здания должна разрабатываться так же последовательно и логично, как осуществляется конструирование машин. Он говорил, что "на самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета". Так и дом - жилище человека - это "машина для жилья".

Такую "машину для жилья" - "Юните Д'Абитасьон" Ле Корбюзье построил в 1948 - 1954 годах в Марселе:



Этот дом рассчитан на 350 семей (примерно 1600 человек), включает 337 двухэтажных квартир, магазины, сад на крыше, спортзал, бассейн, детский сад, т. е. все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни:





Юните Д'Абитасьон считается эталонном конструктивизма. В восхищении от этого сооружения коллега Ле Корбюзье по этому стилю архитектор Вальтер Гропиус - учредитель немецкого варианта конструктивизма - стиля "баухаус", писал: "Любой архитектор, который не найдет это здание прекрасным, пусть лучше отложит свой карандаш".

Я не архитектор, хотя очень люблю архитектуру, и именно поэтому совершенно не согласен с мнением В. Гропиуса. Нет, я не исключаю, что жилые дома, построенные по проектам Ле Корбюзье, функциональны и удобны для их жильцов. Но вот что касается эстетической составляющей, которая для меня является главной при оценке того или иного здания, то просто ответьте на один вопрос: хотелось бы вам, чтобы все города мира были застроены такими вот "машинами для жилья"?
    Мне бы этого категорически не хотелось!
    А ведь именно к этому призывал Ле Корбюзье:
    "Мы за новые пути в создании городов. Что же касется Парижа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима, то эти столицы должны быть полностью преобразованы собственными средствами, каких бы усилий это ни стоило и сколь велики ни были бы связанные с этим разрушения".
    Так, в 1925 году Ле Корбюзье предложил план реконструкции Парижа, согласно которому предлагалось полностью снести старую, историческую часть города и на ее месте построить новый, суперсовременный город. К счастью, этого не случилось!

В Советском Союзе развитие конструктивизма в 20 - 30- годы ХХ века нашло свое воплощение в творчестве таких архитекторов как братья Веснины (Леонид, Виктор и Александр Александровичи), Моисей Яковлевич Гинзбург, Алексей Викторович Щусев и Константин Степанович Мельников.

Универсальный магазин Мосторга на Красной Пресне
(проект братьев Весниных, 1926 г.):



Дом Наркомфина на Новинском бальваре в Москве,
простроенный в 1930 году про проекту М. Я. Гинзбурга:



Здание Накромзема СССР на Садовом кольце, построенное в 1928 - 1933 годах А. В. Щусевым
(сейчас здесь располагается Министерство сельского хозяйства РФ):



Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке (1927 - 1929 гг.):



Стоит мне только представить, что вся Москва могла бы быть застроена подобными сооружениями в стиле конструктивизма, мне сразу же становится плохо. И без того несчастная Москва в 20-30-е годы подверглась варварской реконструкции, в результате которой навсегда были утрачены уникальные памятники архитектуры.
    Хорошо хоть, что к перестройке Москвы в духе интернациональной архиектуры особенно не приложил руку Ле Корбюзье и его сторонники, которых в это время было предостаточно.

И в особенности я рад тому, что так и не состоялся проект так называемого основоположника советского конструктивизма В. Е. Татлина, который задумал построить в центре Петрограда (или Москвы) совершенно абсурдную башню имени Третьего Интернационала, должную стать главным административным и агитационным центром Коминтерна - организации, готовившей человечество к мировой революции.

Прообразом этой башни была Вавилонская башня:

"Вавилонская башня"
(картина Питера Брейгеля Старшего, 1563 г.):



Но если Вавилонская башня служила символом разъединения человечества, то башня Коминтерна, по задумке Татлина, должна была явиться символом его объединения в полном соответствии с главным лозунгом Третьего Интернационала - "Пролетарии всех стран - соединяйтесь!".

Башня Татлина была задумана высотой в 400 метров (в полтора раза выше Эйфелевой башни), а внутри ее каркасной структуры должны были располагаться стеклянные помещения кубической, пирамидальной, цилиндрической и сферической формы, вращающиеся вокруг наклонной оси с разной скоростью.

Проект этой колоссальной башни был разработан В. Е. Татлином в 1919 году, в разгар Градданской войны. Разумеется, средств на его осуществление в нищей Советской России не было. С большим трудом удалось найти лишь рейки и бумагу для макета, продемонстрированного в Москве в декабре 1920 года во время работы VIII Съезда Советов.



В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века руководство СССР несколько охладело к подобным радикальным формам авангардистской архитектуры конструктивизма, поэтому проект Татлина, к счастью, так и не был осуществлен.
    Однако, коструктивизм в разных своих проявлениях на протяжении всего ХХ века продолжал свое победное шествие во всем мире.
    Так, мне совершенно не понятно, как можно было построить музей Гауди в его родном Реусе в стиле, являющимся совершенно противоположным всему тому, что исповедовал в архитектуре этот великий зодчий эпохи модерна:

Следующая - двенадцатая часть нашего архитектурного ликбеза будет посвящена еще одному стилу архитектуры ХХ века, известному как "органическая архитектура".

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ, архитектура

Previous post Next post
Up