Я долго думал, с чего начать рассказ об архитектуре ХХ века и в итоге решил, что в первую очередь нужно объяснить, почему я не очень люблю те стили архитектуры, которые господствовали в ней после завершения короткой, но прекрасной эпохи модерна.
(На мой, отнюдь не оригинальный взгляд, ХХ век начался не в 1901 году, а в 1914-м, когда разразилась война, изменившая не только политическую карту мира, но и представления людей о прекрасном и безобразном).
Причина этой моей нелюбви имеет вполне конкретное имя - Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, более известный как Ле Корбюзье.
Все любители архитектуры модернизма, функционализма, конструктивизма и так называемого "интернационального стиля" могут проклинать меня за неуважение к "великому архитектору", но я остаюсь при своем мнении: Ле Корбюзье - варвар от архитектуры, "благодаря" которому (а также его последователям) архитектура стала интернациональной, то есть потеряла именно то, чем она больше всего ценна - свою неповторимость.
Если мы, пусть как любознательные туристы, к которым я отношу и себя, приезжаем в Барселону, Вену, Прагу, Будапешт и т.д., что мы хотим увидеть в певрую очередь? Разумеется нечто уникальное, то, чего нет больше нигде: ни на что не похожие творения великого Гауди, замечательный венский сецессион, готические башни столицы Чехии или прекрасное венгерское барокко...
Мы ведь не восхищаемся окраинными районами европейских городов, похожих друг на друга настолько, что оказавшись где-нибудь за пределами исторического центра, к примеру, той же Вены, не сразу понимаем, Вена это или, может быть, Берлин, или какое-нибудь Бирюлево или Новокосино.
Так почему же совершенно никчемная, ничем не примечательная архитектура в стиле Ле Корбюзье считается неким новым вкладом к искусство?
Функционально? Да.
Рационально? Возможно.
Но, увы, совершенно не интересно!
Возьмем, к примеру, одно из самых известных сооружений Ле Корбюзье в Москве - здание Центросоюза (1928 - 1936 гг.):
Это что, шедевр архитектуры?
Если так, то можете закидать меня тапками, но с моей точки зрения, это уродливое сооружение, только лишь портящее исторический центр Москвы.
Подобные архитектурные уродцы по проектам Ле Корбюзье в первой половине ХХ века (да и во второй половине прошлого столетия) возводились повсюду, даже в Японии и Индии:
Национальный музей западного искусства в Токио:
Дворец юстиции в индийском городе Чандигархе:
Эти здания можно представить себе где угодно, в любой стране и на любом континенте. Ничего особенного в них нет. А ведь именно "особенность" делает любой город привлекательным как с эстетической, так и исторической точек зрения.
Не являясь большим поклонником творчества Иосифа Бродского, все же не могу не согласиться с его оценкой того, что Ле Корбюзье и его последователи сотворили с архитектурным обликом Европы:
"...У Корбюзье то общее с Люфтваффе,
что оба потрудились от души
над переменой облика Европы.
Что позабудут в ярости циклопы,
то трезво завершат карандаши..."
15 октября нынешнего 2015 года около здания Центросоюза на Мясницкой улице был открыт памятник Ле Корбюзье работы скульптора А. В. Тыртышникова:
Я думаю, памятник такой же уродливый, как и сооружения, построенные Корбюзье.
А что по этому поводу думаете вы, мои уважаемые читатели?
Сергей Воробьев.