"Черная смерть" и чумные столбы

Oct 06, 2015 18:50

    Не так давно с одним моим френдом по ЖЖ немного поспорили насчет чумных столбов, которые можно увидеть во многих европейских городах. Ему они кажутся нелепыми и неуместными.
    Я же так не считаю. Кроме того, что они привлекательны эстетически (особенно в городах Центральной Европы), они соответствуют исторической традиции устанавливать некий знак в качестве благодарности за избавление от страшных эпидемий, уносивших миллионы жизней как в средневековый период, так и в более поздние времена.

Чумной столб в Вене:



Для того, чтобы понять, что в не таком уж давнем прошлом для человечества означала чума, получившая название "черной смерти", достаточно привести лишь несколько фактов с опорой на демографические даные.

Но я предлагаю пойти несколько дальше и попытаться разобраться, почему именно в середине XIV века смертность от чумы (и других эпидемий) в Европе достигла совершенно потрясающих воображение современников и потомков масштабов.



Для периода с XI по XIII в., называемого западными историками "центральным Средневековьем", был характерен процесс роста населения и производства, благодаря которому по демографическим оценкам к концу XIII века в Европе насчитывалось 70 - 80 миллионов населения.
    Этот процесс прерывается в XIV веке. К середине этого столетия население Европы сокращается до 50 миллионов, а к началу XV века - до 35 миллионов человек. То есть, за столетие численность европейского населения сократилась примерно в два раза. Для возвращения к прежним показателям понадобилось (в зависимости от местности) от 100 до 400 лет.

"Пляска смерти" из "Нюрнбергских хроник" (1493 г.):



В основе этого демографического коллапса лежат частые периоды голода, которых Европа не знала на протяжении предыдущих как минимум 500 лет.

Рост населения в Средние века держался на экстенсивном недиверсифицированном сельскохозяйственном производстве, в котором при постоянном недостатке удобрений не сущестовало взаимодополнительных отношений между земледелием и животноводством. Потребность в землях для выращивания сельхозкультур не позволяла высвободить под пастбища обширные пространства (а это ограничивало возможность получать удобрения) и вовлекало неплодородные земли в неэффективное землепользование. Как только естественное плодородие земли истощалось, при отсутствии удобрений она давала все более скудные урожаи, что вызвало продовольственный кризис.

Кроме того, важным фактором стало ухудшение климата, начавшееся именно в конце XIII - начале XIV в. Несколько плохих лет подряд тяжело отразились на урожаях; за счет этого сельское население поредело, что в свою очередь сказалось и на городах, столкнувшихся с трудностями со снабжением продуктами питания.

Еще более усугубил ситуацию массовый исход селян в города, где они надеялись найти себе протитание. А это привело к еще большей продовольственной проблеме в городах и к ухудшению и без того неблагополучного их гигиенического состояния. Население, стадавшее хроническим недоеданием, сосредоточенное на небольших пространствах с нездоровыми условиями жизни, становится легкой жертвой эпидемий, которые быстро распространяются и часто повторяются.

"Триумф смерти"
(Питер Брейгель Старший, 1562 г.):



Самой страшной такой эпидемией в XIV веке была пандемия бубонной чумы, охватившей Европу и Азию в 1346 - 1353 годах.

Причиной этой эпидемии стала бацилла Yersinia pestis, которую переносят крысиные блохи 55 видов. Она поражает человека только после того, как от заболевания погибает слишком много крыс. А то, что в европейских городах в условиях царившей в них антисанитарии, обитали полчища грызунов, очевидно. Инкубационный период бубонной (и легочной) чумы всего лишь 2 - 3 дня, а смертность в Средние века достигала 95 - 99% инфицированных.

"Четвертый всадник Апокалипсиса", олицетворявший Смерть
(французская миниатюра XV века):



Впрочем, и остальные три всадника: Завоеватель, Война и Голод (на белом, рыжем и вороном конях),
являлись не менее актуальными для XIV века, чем Смерть на бледном коне.

Первоначальная вспышка пандемии была зафиксированная в районе Гималаев, отсюда чума начала распространяться, когда монгольская империя усилила контакты с обширными азиатскими регионами и с Европой. В 1347 году ордынцы, осаждавшие генуэзскую колонию в Крыму - Кафу, с помощью катапульт забросили внутрь крепости несколько трупов погибших от чумы; те, кто остался в живых после осады, вывезли на себе бациллу в Константинополь, а затем по всему Западу, начиная с прибрежных морских городов.

Похороны жертв чумы
(европейская миниатюра XIV века):



За время этой эпидемии чумы погибло около 60 миллионов человек (в некоторых регионах от половины до 2/3 населения). В 1361 и 1369 годах и еще несколько раз эпидемия повторялась, унося все новые и новые человеческие жизни. В последующие века чума также постоянно посещала европейские города вплоть до конца XVIII века (имененно в XVII - XVIII веках в городах Центральной Европы устанавливаются по-преимуществу барочные чумные столбы, сохранившиеся до наших дней).

Чумной столб в чешском Оломоуце, признанный шедевром барочного искусства
(сооружен в 1716 - 1754 гг., внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО):



В азиатских странах эпидемии чумы продолжались намного дольше. Так, в Индии в период с 1898 по 1963 год от чумы умерло более 12 миллионов человек.

"Черная смерть" середины XIV века не миновала и нашу страну.
    Эпидемия чумы начала свое траурное шествие по Руси с северо-западных русских княжеств, находящихся в наиболее тесных связях с Западной Европой. Первым пал Псков, куда чума пришла летом 1352 года из городов Ганзейского сююза, Ливонии и Литвы. По сообщениям источников, жертв было настолько много, что в один гроб клали по 5 трупов, но и тех хоронить не успевали.
    Такие русские города как Глухов и Белозерск обезлюдили полностью (по сообщениям Никоновской летописи, в них не осталось ни одного жителя).

Весной следующего 1353 года чума достигла Москвы. Жертвами эпидемии стали митрополит Феогност, умерший 11 марта 1353 года, великий князь Московский и Владимирский Симеон Иванович Гордый (ум. 27 апреля), его малолетние сыновья Иван и Семен, а также его младший брат - удельный князь Серпуховской Андрей Иванович (ум. 6 июня).
    В результате само существование московской княжеской династии, так упорно боровшейся за великокняжеский ярлык на протяжении предыдущих 50 лет, оказалось под большим вопросом. Из всех её представителей в живых остались - слабый и явно не способный к самостоятельному правлению Иван Иванович Красный, унаследовавший престол после смерти своих братьев, его сын Дмитрий, родившийся в 1350 году и каким-то чудом выживший во время мора 1353 года (если кто-то не понял, это будущий Дмитрий Донской), а также родившийся на сороковой день после смерти отца Владимир Андреевич, которому предстоит сыграть главную роль в Куликовской битве и войти в историю под именем Храброго (кстати, первоначально именно князя Владимира Андреевича называли Донским, а вовсе не его старшего двоюродного брата Дмитрия. Но об этом я обязательно напишу отдельный пост).

Как и в Западной Европе, эпидемия чумы неоднократно возвращалась на Русь. Так, в 1387 году от чумы практически полностью вымер один из крупнейших городов Восточной Европы Смоленск. Летописцы сообщают, что из всего населения города, насчитывавшего несколько тысяч, в живых осталось не более 5 - 10 человек!

Страшные эпидемии чумы в России были и позже. Наиболее известны из них моры 1603, 1654, 1738 - 1740, 1769 - 1772 годов. И, конечно же, всем известна московская чума 1771 - 1772 годов, вызвавшая знаменитый "Чумной бунт", усмиренный Григорием Орловым, в ходе которой число жертв достигло 57 тысяч человек.



Однако, в русских городах не появилась традиция установки чумных столбов. Но это не удивительно, поскольку такая практика была сочтена чуждой православию, противопоставляющему себя католицизму (заметьте, что чумные столбы в Европе являются характерной особенностью именно католических стран). Вместо таких столбов в России, как и по случаю значимых военных побед, строили часовни и церкви.

Кстати, не только РПЦ являлась противником чумных столбов. Не так давно (в августе этого года) мне пришлось побывать в красивейшем венгерском городке Сентэндре, расположенном неподалеку от Будапешта. С конца XVI  века его населяли преимущественно православные сербы, бежавшие в пусть и католическую, но все-таки христианскую Венгрию от турок. Этот сербский городок в самом центре Венгрии в XVIII веке также пережил чуму, и его православное население в знак благодарности от эпидемии решило установить на одной из главных площадей чумной столб по примеру своих католических соседей. Но этому воспротивились местные православные священники. В результате, вместо чумного столба в центре Сентэндре стоит вот этот монумент, больше похожий на памятник на могиле, чем на пямятный знак:



Возможно, это и правильно. Хотя бы потому, что первые в Европе чумные столбы ставились как раз на месте массовых захоронений жертв чумных эпидемий. Но все-таки, согласитесь, что этот православный "чумной столб" по своей красоте значительно уступает католическим. Не так ли?
    На мой взгляд, это как раз тот самый случай, когда компромисс между православием и католицизмом приводит к не самому лучшему результату.

Поэтому, как я считаю, лучше придерживаться собственных национальных традиций: чумные столбы в католических странах Центральной Европы и православные часовни и храмы в России - одно из подтверждений моей точки зрения.

Мне было бы интересно узнать, что вы, мои уважаемые друзья и читатели, думаете по этому поводу.

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

средневековье, история

Previous post Next post
Up