ВЕНГРИЯ (путевые заметки). Часть 7: Из Будапешта в Братиславу на один день (начало рассказа)

Aug 20, 2015 17:20

    ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ: ИЗ БУДАПЕШТА В БРАТИСЛАВУ НА ОДИН ДЕНЬ (начало рассказа)

Все-таки женскую логику иногда понять очень трудно. Когда мы в прошлом году путешествовали по Австрии, я предложил своей драгоценной супруге съездить на денек из Вены в Братиславу, благо дорога туда занимает всего около часа (эти две столицы на Дунае разделяет каких-то 65 км). Но на это мое предложение я получил категорический отказ:
  - Вот еще! Чего я там забыла, в этой помойке?
    В результате, в Братиславу мы таки и не поехали.
    Но вот в этом году, во время наших венгерских путешествий, она же самая, с мечтательным взглядом спросила:
  - А не съездить ли нам в Братиславу, ведь это так близко - всего каких-то 200 км от Будапешта?
  - Ну да, и почти три часа в пути, - ответил я, решив поначалу, что жена шутит.
  - Подумаешь, каких-то три часа! Зато это ведь БРАТИСЛАВА!!!



Спорить было бесполезно, да я и не собирался, поскольку был совсем не прочь посмотреть последнюю из четырех столиц на Дунае (в Белграде, Вене и Будапеште, как вы понимаете, мы уже успели побывать). Тем более, специально в Братиславу мы врял ли когда-нибудь собрались бы, а тут вдруг наметился такой консенсус.

Сказано - сделано. На следующий день, купив билеты на поезд из Будапешта до Братиславы и обратно, с утра пораньше, так, чтобы провести в Братиславе как можно больше времени и при этом не оставаться там на ночь, мы отправились в путь.

Небольшое примечание и историческое отступление:

Несмотря на то, что данные путевые заметки посвящены Венгрии, в этой части речь пойдет о столице другого государства - Словакии. Но я не считаю это серьезным отступлением от темы по двум причинам.
    Во-первых, в Братиславу мы попали все-таки из Будапешта, в который вскоре и вернулись назад. Так что, поездку в Братиславу вполне можно считать составной частью наших венгерских путешествий.
    А, во-вторых, история Братиславы настолько тесно переплетана с венгерской историей, что этот город иногда воспринимается как один из городов Венгрии, или Австро-Венгрии, если угодно.
    Так, например, после захвата Буды и Пешта турками в 1536 году, именно Братислава стала столицей Венгерского королевства, местом Национального собрания Венгрии и, главное, коронационным городом (коронации 19 королевских особ проходили в братиславском соборе Святого Мартина с 1563 по 1830 год). Едва ли не главным городом Австрийской империи и Венгерского королевства (после Вены, конечно же, но никак не после Буды) Братислава оставалась до конца XVIII века, пока австрийский император Иосиф II в 1783 году не перевез коронационные регалии в Вену, а венгерские государственные учреждения не вернулись в Буду.
    Интересно и то, что на момент распада Австро-Венгерской монархии (октябрь 1918 года) население Братиславы более чем на 80% состояло из немцев (австрийцев) и венгров, а словаки составляли в ней этническое меньшинство (около 15%).
Для сравнения: сейчас словаки составляют более 90% населения города.
    Да и собственно свое нынешнее имя столица словакии обрела лишь в 1919 году. До этого она называлась по-немецки - Прессбург, или по-венгерски - Пожонь (словацкое название - Прешпорк - было наимеее употребительным).

Впрочем, не стану больше вас утомлять историческими подробностями, а расскажу лучше о той Братиславе, которую мы увидели за один короткий день нашего в ней пребывания.



Скажу честно, о Братиславе, до тех пор, пока мы не приняли решение в неё съездить, я знал очень мало. Все, что вы прочитаете в этом посте, я узнал лишь благодаря посещению этого города, который, несколько неожиданно, нам очень понравился.
    Поэтому этой нашей поездке я посвящаю не один, а несколько постов (пока не знаю сколько, как получится), так как рассказать есть о чем.

Поскольку исторический центр Братиславы совсем небольшой (примерно в 8 - 10 раз меньше, чем Внутренний город Вены или Будапешта), то я не буду, подобно гидам, рассказывать на какую именно улицу нужно свернуть, чтобы увидеть ту или иную достопримечательность, поскольку заблудиться в центре Братиславы (Старом городе) почти невозможно.
    На этот раз я решил сделать посты преимущественно из фотографий того, что нам в Братиславе понравилось больше всего, с пояснениями или более менее подробными комментариями, которые, надеюсь, будут вам интресны.

Почти во всех городах, в которых нам удалось побывать, в особенности, если речь идет об европейских столицах, главные вокзалы были построены так, чтобы произвести впечатление на человека, впервые прибывающего в город. Как правило, это либо помпезные сооружения, похожие на дворцы, либо ультрасовременные терминалы, подчеркивающие, что город живет не только прошлым, но устремлен в будущее, или по крайней мере, идет в ногу в веком.

В Братиславе по этому поводу, судя по виду Главного вокзала (Hlavna stanica), об этом особенно не заморачиваются.

Главный вокзал Братиславы:



Увидев этот вокзал, больше похожий на заурядную автостанцию провинциального райцентра российской глубинки, мы уже решили было, что авторы известной американской комедии "Евротур", в которой Братислава показана как полный отстой, не так уж и не правы в своих оценках. (Впрочем, на этом вокзале можно разжиться бесплатной картой города, которая для самостоятельного путешественника никогда не будет лишней).
    Но чем ближе мы продвигались к центру города (идти от вокзала нужно все время прямо по улице Stefanicova, и через 20 - 30 минут вы окажетесь в центре), тем больше мы понимали, что приехали сюда не напрасно.

Все чаще стали попадаться интересные здания в стилях барокко и классицизма,
да и просто всякие любопытности:










    



Дворец Грассалковича (вторая половина XVIII века),
известный также как Президентский дворец:



Вот как-то он не произвел на нас впечатления, хотя учитывая, что Словакия - парламентская республика,может быть, президенту и не положено иметь роскошных резиденций.
    Впрочем, внутри мы не были, да туда и не пускают.



Замок, или Братиславский град, виден издали:





Конечно же, добравшись до центральной части Братиславы, мы в первую очередь решили подняться на Замковый холм. Не скажу, что дорога туда была легкой, особенно учитывая то, что сам Братиславский замок показался нам малоинтересным. Хотя, не могу сказать, что мы взбирались на этот холм напрасно. Посмотреть там есть чего:



Например, готические Сигизмундовы ворота XV века - лучше всего сохранившаяся до нашего времени часть укреплений замка, или барочные Триумфальные ворота середины XVIII века, построенные по приказу Марии-Терезии:


    



В садах Замка можно полюбоваться земечательной статуей Святой Елизаветы Венгерской:



Родившаяся в 1207 году, венгерская принцесса была обручена с Людовиком IV Тюрингским в возрасте 4 лет, и вышла за него замуж, когда ей исполнилось 14. Еще через 6 лет её муж умер от чумы, а она занялась благотворительной деятельностью, за что и была канонизирована в 1235 году. Как видно по году канонизации, Елизавета ненадолго пережила своего мужа, что, впрочем, для средневековья удивительным не является.

Однако, в садах Братиславского замка встречаются и другие интересные скульптуры. Например, вот эта:



Честно признаюсь, я не знаю, что именно символизирует это изображение симпатичной длинноволосой девушки, которую облепили вороны, но скульптура мне понравилась.

Очень интересны типичные средневековые улицы и улочки, ведущие как к Замку, так и от него:


    


    

Интересна и история Замка.

Замковый холм был заселен ещё с середины IV тысячелетия до н.э., поскольку рядом с ним находился мелководный участок Дуная, что делало это место удобным как для торговли, так и для защиты торговых путей. Сначала кельты, а с I по IV вв. н.э. - римляне имели здесь укрепления. Пришедшие в начале VI века славяне построили, правда, уже в VIII веке, на холме первый каменный замок с деревянным валом. Новый замок был сооружен в Х веке, он успешно противостоял монгольскому нашествию в 1241 и 1242 годах. В конце XIV века при короле Сигизмунде Люксембургском замок был укреплен в очередной раз, деревянный вал заменили каменными крепостными стенами. С середины XVI века и до конца XVIII века Братиславский град являлся королевской резиденцией монархов Австрии и Венгрии.
    Вскоре после того, как эти монархи его покинули, он начал приходить в упадок, довершенный наполеоновскими войнами (в 1809 году Наполеон подверг замок бомбардировке, а в 1811 году, в результате пожара, он вообще превратился в руины).
    Восстановление замка относится уже в ХХ веку (1955 - 1968 гг.). И лишь совсем недавно, после очередной реконструкции, мы можем видеть его белые стены, каких не было на всем протяжении его истории (но это уже вопрос к реконструкторам).

Самым же интересным для нас стали виды, которые открываются на Братиславу из Замка:









Одной из главных достопримечательностей Братиславы, которая хорошо видна из Замка, является так называемый Новый мост через Дунай, построенный в 1967 - 1972 годах:





Мост, конечно же, красивый. Более того, он до сих пор остается уникальным сооружением - самым длинным в мире (430 м.) однопилонным мостом с одной подвесной плоскостью.
    Этим мостом можно было бы восторгаться, если бы не тот факт, что при его сооружении было снесено около 380 зданий исторического центра Братиславы. А четырехполосная подъездная догога к мосту разделяет оставшийся исторический центр и Замок, что существенно мешает восприятию Старого города как единого целого.



Если бы то место, где сейчас находится Новый мост, было бы единственно возможным для строительства, то и это не оправдывало бы вандализма его проектировщиков. Но то, что через некоторое время в Братиславе были построены еще три моста через Дунай, в том числе красивейший мост "Аполлон" (2002 - 2005 гг.), подтверждает, мягко говоря, неразумность принятого в 60-70-е гг. решения.

Мост "Аполлон" на заднем плане:





А зеленые останки моста (в правом верхнем углу фотографии) - это то, что ныне осталось от Старого моста, первого в Братиславе (1890 г.), и когда-то носившего имя императора Франца-Иосифа, открывавшего это сооружение:



Но так или иначе, спустившись с Замкового холма, и перейдя через труднопереходимую дорогу, ведущую на Новый мост, мы отправились исследовать братиславское STARE MESTO.

Однако, об этом я расскажу в другой раз.

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

ВЕНГРИЯ (путевые заметки), туризм, Словакия, Братислава, Венгрия

Previous post Next post
Up