ВЕНГРИЯ (путевые заметки). Часть 4: Парламент, площадь Свободы и базилика Святого Иштвана

Aug 17, 2015 18:04

    ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ПАРЛАМЕНТ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ, ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ И БАЗИЛИКА СВЯТОГО ИШТВАНА

Несмотря на изнуряющую жару, охватившую Будапешт в этом августе, мы не собирались сидеть в номере отеля под кондиционером, и с утра отправились осматривать сооружение, которое является визитной карточкой Будапешта - Парламент Венгрии.

Впрочем, как я уже говорил, лучшие виды на Партамент открываются со стороны Буды, поэтому первая, заглавная фотография сделана с Будайского холма:



Но нам, разумеется, хотелось рассмотреть Парламент поближе, к тому же рядом с ним было и много всего другого, представляющего интерес для любознательного туриста.



Грандиозное здание Партамента Венгрии по замыслу заказчиков проекта должно было напоминать Вестминстерский дворец. Я вообще заметил, что в будапештской архитектуре очень много подражательного: Цепной мост построен в подражание Тауэрскому мосту Лондона (хотя и не является, конечно же, его копией), здание Оперного театра на проспекте Андраши очень напоминает здание Венской оперы и т. д.

Конкурс на лучший проект был объявлен в 1880 году, в нем одержал победу архитектор Имре Штейндль. Строительство продолжалось с 1885 по 1902 год. В итоге получилось самое большое для того времени здание длиной - 268 м, шириной - 118 м и высотой - 96 м. Кстати, такая высота здания, точнее, его купола, не случайна: она в очередной раз отсылает нас к 896 году, дате завоевания Венгрии мадьярскими племенами, 1000-летие которой сверхшироко отмечалось в 1896 году.
    Интересно, что ровно такой же является и высота купола базилики Святого Иштвана, и по тем же самым причинам.

Несмотря на то, что Имре Штейндль считался приверженцем чистой неоготики, Парламент, в целом выдержанный именно в этом стиле, включил в себя некоторые элементы неороманского стиля (аркады) и неоренессанса (купол).


    


    

Если один из фасадов Парламента выходит на Дунай, то второй - обращен к площади Лайоша Кошута, на которой можно увидеть несколько интересных памятников.

Во-первых, это памятник самому Лайошу Кошуту и его сторонникам:



Во-вторых, конный монумент Ференцу Ракоци, князю Трансильвании, руководителю антигабсбургской национально-освободительной войны 1703 - 1711 годов:





Небольшое историческое отступление в форме рассуждения.

Любопытно, что на главной и самой большой площади Будапешта установленны памятники тем историческим личностям, которых можно назвать как борцами за независимость Венгрии от империи Габсбургов, так и сепаратистами.
    В то же время, я бы отметил, что Венгрия в состави Австрийской монархии находилась на привелегированном положении (по сравнению хотя бы с теми же Чехией, Словакией, юго-западными частями Польши, включенными в состав Австрии в результате разделов Речи Посполитой, не говоря уже о балканских территориях). А уж при императоре Франце-Иосифе, то есть со второй половины XIX века, и подавно. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто посмотреть на великолепную архитектуру Будапешта: все, чем так восторгаются туристы, было построено в городе при "проклятых" Габсбургах, в том числе и здание Парламента. А как вам то, что в Будапеште метро появилось раньше, чем в столице империи - Вене?
    Впрочем, можно привести и контраргумент.
    Возможно, что если бы не деятельность этих сепаратистов, Венгрии и не удалось бы уравняться в правах с Австрией в 1867 году, достигнув соглашения о создании дуалистической монархии - Австро-Венгрии, премьер-министром которой стал венгр - граф Андраши.

От здания Парламента со стороны Дуная открываются самые лучшие виды на Будайскую сторону города:











Впрочем, вернемся на площадь Лайоша Кошута.

После того, как мы посмотрели смену часовых у Президентского дворца в Крепостном квартале Буды, которая, впрочем, нас не особо впечатлила, мы рассчитывали, что некое подобное действо должно происходить и около здания Парламента. И поскольку там развод караула проходил ровно в полдень, то постарались ближе к 12 часам быть у главного входа в Парламент, что со стороны площади Кошута (парадная лестница со стороны Дуная плотно перекрыта, и было понятно, что там ничего подобного не будет).

Мы оказались правы. Вот только шоу, которое устроили грардейцы Парлеманта началось не в 12.00, а на полчаса раньше. Хорошо, что мы там оказались загодя. Тем более, что это шоу на самом деле было весьма интересным. Надо было, конечно, снять видео, но и на фотографиях, оно тоже смотрится неплохо.

По команде разводящего четыре гвардейца (да и он сам тоже) устроили настоящее представление продолжительностью около 15 минут, включающее упражнения с саблями и чуть ли не танцы под соответствующую музыку.

Вот они выходят из Парламента:



И шоу начинается:















По окончании представления разводящий (как не трудно догадаться, он в центре), по-венгерски и по-английски объяснил, что только что происходило и предложил всем желающим сделать с ними фото на память (причем, совершенно бесплатно).

Конечно же, мы не смогли устоять. Первой сфотографировалась наша дочка:



Ну а потом даже меня уговорили, а уж мою супругу и уговаривать не пришлось:



Форма гвардейцев, кстати, мне понравилась, хотя и сразу же напомнила классические иллюстрации Йозефа Лады к "Похождениям Швейка" Ярослава Гашека (особенно их фуражки).

Можете сравнить сами:


     





Немного освежившись у фонтана на площади Лайоша Кошута,


    



мы по улицам Alkotmany и Hold отправились в сторону площади Свободы, интересующей нас в первую очередь тем, что на ней установлен единственный, оставшийся в полной сохранности в Будапеште памятник советским воинам, погибшим при освобождении Венгрии в 1944 - 1945 годах.

По дороге нам попалось интересное здание в стиле модерн (или, в данном случае, будет уместнее говорить о сецессионе?) - дом почтовой сберегательной кассы (1899 - 1902 гг., архитектор Эдён Лехнер). Из-за узости улицы, мне удалось сфотографировать только фрагмент верхних этажей и крыши этого замечательного сооружения:



Но с балкона-галереи базилики Святого Иштвана замечательную крышу этого дома видно гораздо лучше:





Были времена, когда площадь Свободы (хотя тогда она называлась, я думаю, иначе) пользовалась среди венгров дурной славой.
    Дело в том, что здесь стояли казармы австрийской армии, ставшие во время революции 1848 - 1849 гг. тюрьмой для повстанцев. Здесь, в этой тюрьме был расстрелян по обвинению в государственной измене первый премьер-министр революционного правительства Венгрии Лайош Баттьяни. Тюрьму снесли лишь в 1897 году.

Есть у меня подозрение, что не случайно именно эта площадь была выбрана венграми для установки памятника советским воинам:





Хотя, возможно, я и не прав в своих подозрениях. Прежде всего потому, что во время реставрационных работ под этим монументом было обнаружено захоронение советских солдат, что оправдывает выбор места его установки. Да и само название площади - площадь Свободы - глубоко символично.
    Кроме того, как видите, памятник находится в прекрасном состоянии без всяких признаков вандализма и осквернения.

Однако то, что здесь же, прямо напротив этого обелиска венгры установили памятник Рональду Рейгану, я иначе как издевку восприминать не могу.



Впрочем, президент США, объявивший СССР "империей зла". фигура которого выполнена в натуральную величину, то ли по недомыслию скульпторов, то ли из их своеобразного чувства юмора, по сравнению с 14-метровым памятником советским солдатам кажется карликом. Да и вынужден он смотреть на золоченый герб Советского Союза и надпись под ним на русском языке: "Слава советским героям освободителям".

Здания, обрамляющие площадь Свободы, тоже весьма интересны. Оба они построены в конце XIX - начале ХХ века по проекту архитектора Игнаци Алпара:









Кинув прощальный взгляд на здание Парламента с площади Свободы,



мы, по улице "6-го октября", направляемся к самому большому храму Будапешта - базилике Святого Иштвана, расположенного на одноименной площади.



Базилика была построена в 1851 - 1905 гг. в стиле неоклассицизма по проекту архитектора Йожефа Хильда. Во время строительства, в 1868 году, когда храм был почти готов, из-за ошибки в рассчетах произошло обрушение купола. Новый купол был возведен по проекту архитектора Миклоша Ибля.

Этот храм настолько огромен, что сфотографировать его полностью у меня никак не получилось, только очень издали и фрагментами:




    




     









Но зато мне удалось сделать несколько снимков его интерьеров:

Алтарная часть храма:





Украшения куполов:







Витражи в стиле модерн:




    


    


    


    


    



Особо почитаемая икона Девы Марии в одном из пределов храма:


    

Главной святыней, хранящейся в базилике Святого Иштвана, явлюются его мощи (правая рука) в золоченой раке, расположенной в капелле слева от алтаря.
    Увы, фотография у меня не получилась, прежде всего из-за того, что меня сзади подпирала огромная толпа "организованных туристов" во главе с гидом, толкавшая меня под руку. Поэтому, не обессудьте, что получилось, то получилось, других снимков раки у меня нет:



Кстати, раку с правой рукой Святого Иштвана - первого короля Венгрии, канонизированного в 1083 году и считающегося главным святым покровителем Венгрии, ежегодно, 20 августа, в День Святого Иштвана, выносят из храма для совершения крестного хода. Но это я уже так, в качестве дополнительной информации для тех, кто захочет посетить Будапешт именно в это время.

Нам еще удалось подняться на расположенную на высоте 65 метров галерею храма (можно пешком, а можно и на лифте, цена при этом одинаковая - 150 форинтов), чтобы насладиться великолепной панорамой Будапешта.
    Билеты при этом нужно покупать у лестницы, ведущей на галерею, а не у лифта. Мы этого не знали, поднялись на лифте, а у выхода из него строгая бабушка (ну точь в точь наша вахтерша!) отправила нас за билетами снова вниз. Все попытки заплатить ей те же самые 450 форинтов, не увенчались успехом, ей нужны были именно билеты. Что делать, оставив жену с дочкой у непреступной бабушки - борца с коррупцией, я вернулся вниз, купил три билета и снова поднялся наверх. Наконец-то, путь был свободен!

Но перед тем как подняться на галерею (а от бабушки-контролера нужно подниматься еще выше на еще одном лифте), мы еще посмотрели несколько странные, на мой взгляд, картины современного художника (большинство из них датировано началом прошлого десятилетия, а вот имя художника для меня так и осталось неизвестным).
    Хотя эти картины написаны совершенно явно на библейские сюжеты (названия только на венгерском языке, который за все время пребывания в стране, так и остался для меня полной абракадаброй, на последней из представленных здесь картин я смог разобрать, что изображен сюжет "лестницы Иакова"), все же, судите сами, насколько они уместны в храме. пусть и не в его богослужебной части:


    






    



А вот теперь те самые виды Будапешта с галереи базилики Святого Иштвана под самым ее куполом:



































Вот то самое колесо обозрения, с которого мы впервые увидели весь Будапешт
в первый день. А на заднем плане мост Елизаветы, гора Геллерта, цитадель
и Монумент Свободы:





После посещения базилики, чувствуя, что мои девочки устали:



мы пошли отдохнуть в отель, благо до него всего лишь 10 минут пешком. Ну а вечером нас ждали новые приключения.

Но о них в следующий раз.

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Продолжение следует...

ВЕНГРИЯ (путевые заметки), туризм, полезная информация, Будапешт, Венгрия

Previous post Next post
Up