Боги, люди и андрогины

Dec 09, 2014 20:59

    Наверное всем хорошо известна современная романтическая версия древнегреческого мифа об андрогинах, в которой они, впрочем, не упоминаются, так как это противоречит самой идее этой слюняво-розовой версии.



Чтобы было лучше понятно, о чем идет речь, то приведу типичный спич свадебного тамады, который те, кто присутствовал на свадьбах в том или ином качестве, возможно слышали (при этом, если среди тех, кто прочитает этот мой пост, есть представители огранизаторов свадебных торжеств, им не возбраняется воспользоваться этим спичем, ибо авторскими правами на него я не обладаю и гонорара не потребую):

"Когда-то, давным давно, - именно так, как правило, с интонацией сказителя былин начинает свой рассказ тамада, - мужчина и женщина являлись одним идеальным существом и были настолько счастливы, что им завидовали сами боги. И вот эти боги из зависти решили разделить их на две половинки (sic!) и рассеять по всему свету. С тех пор так и повелось, что обездоленные несчастные мужчина и женщина бродят по миру в поисках своих половинок, с которыми их разлучили, ведь только соединясь вновь со своей второй половинкой, они могут опять обрести счастье".
    Далее следует примерно такое обращение к новобрачным, поскольку большинство гостей, уже устав от того бреда, который несет тамада, активно подливают в свои бокалы и налегают на закуски:
     "Глядя на ваши счастливые лица, никто из присутствующих здесь уважаемых гостей (а гости тем временем уже успели опрокинуть стопочку-другую и усиленно двигают челюстями, удовлетворенно кивая тамаде, что тот принимает за знаки согласия с его вдохновенной речью) не сомневается, что  именно в вашем случае две половинки, наконец-то нашедшие друг друга! Ля-ля-ля, бла-бла-бла... Горько!!!"

Но вот все дело в том, что этот романтический бред, который преподносится ныне как античный миф, с настоящей древнегреческой мифологией не имеет почти ничего общего.

Если вам интересно узнать, как в Древней Греции воспринимали андрогинов, то...



Надеюсь, что знаменитый древнегреческий философ Платон в данном вопросе более авторитетен, чем любой тамада.



Вот, что Платон пишет об андрогинах:

"Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих [...] андрогин, из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского.
  Тогда у каждого человека тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у этих двух лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две. [...]
    Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, - так же как мы теперь, но любой из жвух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед. [...]
  Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и даже посягали на власть богов. [...]
    Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит: "Кажется я нашел способ и сохранить людей и положить конец их буйству, уменьшив их силу".
    Сказав это, он стал разделять людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском. И каждому, кого он разрезал, Аполлон, по приказу Зевса должен был повернуть в сторону разреза лицо и половину шеи, чтобы глядя на свое увечье, человек становился скромней, а все остальное было велено залечить.
    И Аполлон поворачивал лица и, стянув оттовсюду кожу, как стягивают мешок, к одному месту, именуемому теперь животом, Завязывавал получившееся посреднине живота отверстие - оно и носит ныне название пупка.
  Разгладив складки и придав груди четкие очертания, - для этого ему служило орудие вроде того, каким сапожники сглаживают на колодке складки кожи, - возле пупка и на животе Аполлон оставлял немного морщин, на память о прежнем состоянии.
    И вот когда тела были подобным образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь.
    И если одна половина умирала, то оставшаяся в живых выискивала себе любую другую половину и сплеталась с ней, независимо от того, попадалась ли ей половина прежней женщины, то есть то, что мы теперь называем женщиной, или прежнего мужчины.
    Так они и погибали".

Так что имейте в виду, счастливые семейные пары, что если вам говорят, что вы "прямо-таки две нашедшие друг друга половинки", то ничего хорошего (с точки зрения античной мифологии, конечно же) это не означает!
Ведь вы не хотите стать теми андрогинами, которых описал великий Платон?

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

античный пантеон, мифология, история, сатира

Previous post Next post
Up