Вряд ли те, кто более-менее постоянно читает мой блог, не знакомы с содержанием одной из самых загадочных, аллегористических и пугающих книг Библии, Откровением Иоанна Богослова, более известном как "Апокалипсис". Поэтому пересказывать его не стану, отметив лишь, что в нем неоднократно фигурирует некая "тысяча лет", непосредственно связанная с Концом Света.
Например, в 20-й главе говорится, что явится ангел, который низвергнет Дракона (т. е. Сатану) в Бездну, где он будет скован на тысячу лет.
Тысячу лет спустя Сатана вернется на малое время обольщать народы, но в конце концов ему суждено пасть окончательно и быть ввергнутым в серное озеро вместе со Зверем (т. е. Антихристом).
Антихрист и дьявол
(фреска Лука Синьорелли)
А тем временем Христос и блаженные его тысячу лет будут царствовать на земле.
И наконец, вершится Страшный суд, и снеба сходит град святой - Небесный Иерусалим в сиянии золота и драгоценных камней.
Даже не двусмысленность, а многосмысленность слов о "тысяче лет" в "Апокалипсисе", в этом видении Иоанна, породила множество бедствий для христианского населения Европы. Одним из таких бедствий был страшный голод, поразивший западноевропейские страны в начале XI века.
Предупреждаю, что если вы зайдете под кат, то ничего приятного вы там не прочитаете. Так что, будьте осторожны.
Когда должна наступить та тысяча лет, которая будет предшествовать Концу Света? Или, может быть, она уже наступила, и часы отсчитывающие последние минуты человеческой истории уже давно запущены?
На этот счет существовало множество толкований "Апокалипсиса" и в особенности его двадцатой главы. Но их можно разделить на два направления.
По одному истолкованию, тысячелетие, котрое дьявол проведет скованным в бездне, ещё не началось, а следовательно, мир пребывает в ожидании Золотого века. Но в другой интерпретации, более популярной и овладевшей умами средневековой Европы, сформулированной в труде "О Граде Божьем" Августина Блаженного, тысячелетие означает период от Боговоплощения до конца истории, то есть время, когда мы живем. В таком случае вместо грядущего начала тысячелетия мы ждем его грядущего конца, с соответствующими ужасами, с возвращением дьявола и его лжепророка, Антихриста, вторым пришествием Христа и Концом Света.
Всадники Апокалипсиса
Накануне конца первого тысячелетия от Р. Х. в души людей проник миллинаристский страх, у некоторых связанный с ожиданиями чего-либо ужасного или чудесного, что обязательно должно было произойти.
В 1000 году Конца Света не случилось, но для ожидающих его очень скоро нашлись объяснения, что тысяча лет, отпущенная человечеству закончится в 1033 году, то есть в тысячный год не от Рождения Христа, а от Страстей Спасителя.
Уже подготовленные постоянными апокалиптическими ожиданиями, фанатично верующие в то, что им проповедовали с амвонов церквей священники, запугивающие своих прихожан неизбежным возмездием за грехи, наивные простолюдины рассудили примерно следующим образом: зачем мы гнем спину на полях своих хозяев, если нам, убогим и обездоленным и без того гарантированно Царствие Небесное?
Множество полей было заброшено, озимые не сеялись, а учитывая, что вся экономика раннего Средневековья была зависима от того, насколько уродится урожай, начался великий голод.
О том, каковы были масштабы этого голода лучше всего расскажет его современник, поэтому дальше только текст исторического источника (слабонервным читать не советую).
Радульф ГЛАБР (X - XI вв.)
Рассказы о тысячном годе
"Незадолго до 1033 года от Рождества Христова, то есть через тысячу лет после Страстей Спасителя, в западных краях скончалось множество именитых людей.
Некоторое время спустя голод распространился по всей земле, и угроза вымирания нависла почти над всем родом человеческим. Погода сделалась столь немилосердной, что не было никакой возможности подыскать благоприятный момент ни для сева, ни для сбора урожая, особенно же из-за наводнений. Казалось стихии сошлись в схватке друг с другом; на самом же деле они служили Господу орудием наказания гордыни человеческой.
Не было никого, кто не страдал бы тогда от недоедания: крупные сеньоры и люди среднего достатка терпели не меньшие лишения, чем убогие, - голод истощил всех.
Когда же перевелись все животные и птицы, пригодные в пищу, люди, вконец измученные голодом, решились есть мертвечину и прочие вещи, о которых страшно и вымолвить. Иные, желая избегнуть смерти, принялись за древесные корни и речные растения, но все было тщетно, ибо от гнева Божьего можно спастись в одном только Боге.
Страшно рассказывать об ужасах, совершенных людьми в этот период. Увы, неслыханное дело: невыносимый голод заставлял людей поедать человеческую плоть.
Путешествующие подвергались нападениям со стороны более крепких, чем они, людей, которые расчленяли их тела, поджаривали на огне и пожирали. Случалось, что те, кого голод гнал из одной местности в другую, находили приют в пути, но ночью их убивали, и они шли в пищу хозяевам, давшим им кров.
Кроме того, многие заманивали детей в удаленное место, показывали им плод или яйцо, убивали их там и съедали.
Во многих местах выкапывали трупы покойников в желании утолить голод. Это бешенство, это безумие достигли такой степени, что какой-нибудь дикий зверь, живший на воле, чувствовал себя в большей безопасности от похитителей, нежели люди.
Обычай есть человеческое мясо настолько укоренился, что нашелся торговец, решившийся выставить его в зажаренном виде на рынке в Турню, словно мясо какого-нибудь животного. Когда его задержали, он и не думал отрекаться от совершенного злодеяния - за это его связали и сожгли живым. Был сожжен и другой человек, который ночью отрыл это самое изжаренное мясо, закопанное в неком месте, и съел его".
Так что, людоедские сказки Западной Европы возникли не пустом месте.
Иллюстрация Гюстава Доре к сказке
"Мальчик с пальчик"
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.