Лебединая песня "БУРАНА"

Nov 30, 2014 15:05

    15 ноября 1988 года с космодрома Байконур на самой мощной в мире ракете "Энергия" стартовал советский многоразовый космический самолет "Буран". Сделав два витка вокруг Земли, самолет через 205 минут приземлился на посадочной площадке Байконура. Экипажа на борту "Бурана", в отличие от многоразовых американских кораблей шаттлов, не было - все операции были выполнены в автоматическом режиме и с идеальной точностью.

Старт комплекса"Энергия - Буран":



Полет "Бурана" стал важнейшим событием, он заслонил собой, как во время полного затмения Луна прячет Солнце, все прочие мировые сенсации и происшествия. Мог ли кто-нибудь предположить, что первый полет советского шаттла станет последним?

Драматична судьба "Бурана", который стал самым совершенным созданным в нашей стране механизмом, самой совершенной технической системой, - это огромный урок на будущее, которое впадает во все большую зависимость от наукоемких технологий и научно-технического прогресса.



Социологические опросы говорят, что из всех достижений нашей страны больше всего мы гордимся победой в Великой Отечественной войне. На следующем месте - достижения в космосе. Но если запуск первого в мире искусственного спутника Земли, полет Юрия Гагарина и Валентины Терешковой, первый выход человека в открытый космос, полеты автоматов к далеким планетам воспринимаются счастливо и безоблачно, то космический "Буран" вызывает противоречивые чувства. Спектр во весь гозизонт - от восхищения до уныния...

Никогда еще - ни до "Бурана", ни после него - в нашей стране не создавались столь сложные технические системы. "Буран", и с этим трудно спорить, является вершиной отечественной технической мысли. На исходе ХХ века, чего К. Маркс предположить не мог, именно наука стала решающей производительной силой, превратилась в движущую силу экономики, породив её современную разновидность - экономику знаний. И СССР в этой гонке все более уступал США.

После революции Владимир Маяковский, называвший себя "горланом и главарем", удивлялся, разгуливая по Бродвею: "Налево посмотришь - мамочка мать! Направо - мать моя мамочка! Есть что поглядеть московской братве".
    Впрочем, свои Бруклинские мосты мы строить научились, но Америка рванула ещё дальше.

Мало у кого вызывающая сегодня симпатии горбачевская Перестройка стала неизбежным следствием не только политических противоречий, но и технологической отсталости социалистической системы, которая проиграла конкуренцию со вступавшим в постиндустриальную эпоху Западом.

И вот в самый разгар Перестройки взлетел "Буран".
    По ряду показателей "Буран" был лучше американских шаттлов. Мощность ракетной установки системы "Энергия - Буран" превосходила мощность крупнейшей в мире Красноярской ГЭС в 22 раза!
    И мы возликовали - мечта становилась явью. "Буран" показался советским людям подтверждением верного курса Перестройки, неким "ковром-самолетом", который доставит нас в светлое будущее. В журнале "Огонек" было написано, что "Буран" - это тот успех, которого мы ждали, это первая ласточка Перестройки.



Наивность граничила со слепотой.
    "Буран" если и был символом, то ранней перестроечной наивности. А уж если сравнивать его с представителями отряда пернатых, то не ласточкой был наш шаттл, а скорее умирающим лебедем. И это подтвердилось очень скоро. И тем, что он сам навсегда остался на земном приколе, и тем, что орбитальный комплекс "Мир" преждевременно затопили в 2001 году в Тихом океане, и тем, что сократили свою орбитальную группировку до стратегически опасного рубежа. Впрочем, в последние годы Россия приступила к восстановлению орбитальной группировки и наращивает количество спутников.

Орбитальная станция "Мир"
(1986 - 2001)



Сама по себе идея многоразовых космических аппаратов очевидна.
    Ракеты после старта исчезали без следа, и это казалось расточительством. К тому же нельзя было вернуть на Землю с орбиты сколько-нибудь значимые грузы. С развитием авиации все заманчивее казалась идея усовершенствованного самолета, который мог бы выпрыгнуть в космос. О многоразовых системах упоминае ещй К. Э. Циолковский. Советский ученый, инженер-романтик Ф. А. Цандер составлял чертежи реактивного космического самолета. К этой идее подступались С. П. Королев и А. И. Туполев. Но дальше всех продвинулся аваиконструктор В. М. Мясищев. Он прекратил работы в этом направлении, когда пришлось занять место знаменитого В. Н. Челомея, конструктора мощных ракет "Протон", но именем Мясищева названо КБ, где велись ключевые работы по "Бурану". Наконец, еще один малоизвестный факт: в 1967 году Ю. А. Гагарин в Военно-воздушной академии защищал дипломный проект по многоразовым космическим кораблям.

Постановление о начале работ по многоразовому космическому кораблю "Буран" вышло в 1976 году. Американцы уже вовсю сооружали "Спейс Шаттл", но тогда они закрыли программу тяжелых ракет и орбитальных станций. Советское руководство наложило вето на тяжелую ракету "Вулкан", которая была в 4 раза мощнее "Протона" и могла долететь до Луны, и дало команду догонять США по многоразовым системам. После того как СССР проиграл США лунную гонку и наши космонавы не сумели побывать на Луне, руководители страны не потеряли надежды вернуть статус первой космической державы. Но до начала Перестройки наша заинтересованность в многоразовых системах категорически отрицалась, и почти готовый "Буран" появился неожиданно, сорвав рукоплескания и породив уверенность в мощи отечественных технологий.

Первый старт американского шаттла "Колумбия" состоялся 12 апреля 1981 года. В пику нам, что ли, в День космонавтики стартовали?



Отчасти NASA помогла оказавшаяся в их руках документация по немецким аппаратам Э. Зенгера и Бредта, а создатель легендарной "Фау-2" немец Вернер фон Браун вообще возглавлял многие американские космические программы. Облегчала задачу американцам и разбросанная по всему миру, от острова Пасхи до Марокко, сеть посадочных полос для шаттла. А для "Бурана" были только три посадочные полосы - на аэродроме "Юбилейном" на Байконуре, на площадке в Крыму и у острова Ханка на Дальнем Востоке.

Уже одно это требовало принципиальных различий двух систем по энерговооруженности, по двигательным установкам, даже по топливу. На космодроме перед стартом у генерального конструктора НПО "Молния" Г. Е. Лозино-Лозинского, определившего внешний облик "Бурана", спросили, почему советский и американский корабли так похожи. Последовал ответ: китайцы, дескать, тоже на одно лицо, но разные.
    Форму корабля диктовали законы аэродинамики, хотя тогда уже предлагались более перспективные схемы с переменной стреловидностью передней кромки крыла, но руководство боялось еще больше отстать от американцев.

Но и в конструкции кораблей были принципиальные различия. Прежде всего система "Спейс Шаттл" - это единый блок, который ни на что другое, кроме подьема космического челнока, не годится. А "Буран" стартовал на самой мощной в мире ракете "Энергия", которую можно использовать для любых грузов. Наши двигатели работали на жидком кислород-керосиновом топливе. У американцев первая ступень, взорвавшаяся в 1986 году на "Челленджере" и убившая весь экипаж из семи человек, работала на твердом топливе.

Экипаж "Челленджера" и его гибель 28 января 1986 года:





Пороховые двигатели в случае сбоя нельзя выключить, и Конгресс США выдал NASA разрешение считать эти установки не поддающимися расчету. Нашим двигателистам во главе с В. П. Глушко о такой юридической "броне" мечтать не приходилось.

Ступени нашей ракеты включались поочередно, а у американцев все с первой секунды полыхало сразу. Не исключено, что этот напор стал в 2003 году причиной повреждений при старте погибшей вместе с экипажем "Колумбии".

Последний старт "Колумбии" 1 февраля 2003 года
и погибший экипаж:





Самым заметным различием было умение нашего аппарата летать в беспилотном режиме. Но в конечном итоге чрезмерная усложненность бортового комплекса управления, для которой пришлось даже создать  свой язык программирования "Пролог", и оставила "Буран" на вечном земном приколе. Хотя его ресурс достигал 100 орбитальных полетов.

Притормозила "Буран" также структурная неэффективность советской экономики. Слишком много министерств и ведомств отвечали за корабль, буквально, рвали его на части.

Полет "Бурана" стал чудом. Может быть, последним, прощальным чудом, сотворенным в СССР. Всё было против: схема неоптимальна и нерасчетна, экономика слишком слаба. Но люди очень хотели, чтобы "Буран" поднялся в космос. И чудо-машина поднялась вопреки логике, вопреки всем законам, но по российской традиции.

Посадка "Бурана" в автоматическом режиме:



Через несколько лет после полета "Бурана" генеральный конструктор Г. Е. Лозино-Лозинский признался, что еще тогда, на Байконуре понял, что первый полет окажется для корабля и последним. Несмотря на все восторги, высокие награды, громкие слова о паритете с США, ведущие специалисты видели: корабль сырой и ресурсов на его доводку не хватит. И поэтому после полета не провели даже его детальной проверки на дефекты.
    Старт второго "Бурана" год от года переносился, надежды таяли, ассигнования на космонавтику пошли на убыль, у Минобороны появилась новая доктрина, у страны вконец рухнула экономика. Полоса на аэродроме "Юбилейный" заросла бурьяном, а в 2000 году у "Бурана" истекли все технические ресурсы.

И в конце-концов космический корабль "Буран" погиб. Не в космосе - его единственный полет прошел успешно. Он погиб на земле.
    В 2002 году тот самый экземпляр "Бурана", который летал в космос, оказался придавленным обломками рухнувшего монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

Грустно все это...

Есть ли у нас надежды на возрождение?
    Я считаю, что есть, но только в том случае, если российская экономика перейдет со своей ориентации сырьевую составляющую к развитию высоких технологий. Главное, что у нас к этому есть все необходимые компоненты, не хватает лишь политической воли руководства нашей страны. А ведь скоро уже может быть поздно!
    В связи с этим хотелось бы вспомнить слова И. В. Сталина, сказанные им за 10 лет до начала Второй мировой войны в 1929 году: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет, либо мы сделаем это, либо нас сомнут".

Не правда ли, эти слова снова как никогда актуальны?

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

XX в., США, СССР, космос, история

Previous post Next post
Up