15 ноября 1988 года с космодрома Байконур на самой мощной в мире ракете "Энергия" стартовал советский многоразовый космический самолет "Буран". Сделав два витка вокруг Земли, самолет через 205 минут приземлился на посадочной площадке Байконура. Экипажа на борту "Бурана", в отличие от многоразовых американских кораблей шаттлов, не было - все операции были выполнены в автоматическом режиме и с идеальной точностью.
Старт комплекса"Энергия - Буран":
Полет "Бурана" стал важнейшим событием, он заслонил собой, как во время полного затмения Луна прячет Солнце, все прочие мировые сенсации и происшествия. Мог ли кто-нибудь предположить, что первый полет советского шаттла станет последним?
Драматична судьба "Бурана", который стал самым совершенным созданным в нашей стране механизмом, самой совершенной технической системой, - это огромный урок на будущее, которое впадает во все большую зависимость от наукоемких технологий и научно-технического прогресса.
Социологические опросы говорят, что из всех достижений нашей страны больше всего мы гордимся победой в Великой Отечественной войне. На следующем месте - достижения в космосе. Но если запуск первого в мире искусственного спутника Земли, полет Юрия Гагарина и Валентины Терешковой, первый выход человека в открытый космос, полеты автоматов к далеким планетам воспринимаются счастливо и безоблачно, то космический "Буран" вызывает противоречивые чувства. Спектр во весь гозизонт - от восхищения до уныния...
Никогда еще - ни до "Бурана", ни после него - в нашей стране не создавались столь сложные технические системы. "Буран", и с этим трудно спорить, является вершиной отечественной технической мысли. На исходе ХХ века, чего К. Маркс предположить не мог, именно наука стала решающей производительной силой, превратилась в движущую силу экономики, породив её современную разновидность - экономику знаний. И СССР в этой гонке все более уступал США.
После революции Владимир Маяковский, называвший себя "горланом и главарем", удивлялся, разгуливая по Бродвею: "Налево посмотришь - мамочка мать! Направо - мать моя мамочка! Есть что поглядеть московской братве".
Впрочем, свои Бруклинские мосты мы строить научились, но Америка рванула ещё дальше.
Мало у кого вызывающая сегодня симпатии горбачевская Перестройка стала неизбежным следствием не только политических противоречий, но и технологической отсталости социалистической системы, которая проиграла конкуренцию со вступавшим в постиндустриальную эпоху Западом.
И вот в самый разгар Перестройки взлетел "Буран".
По ряду показателей "Буран" был лучше американских шаттлов. Мощность ракетной установки системы "Энергия - Буран" превосходила мощность крупнейшей в мире Красноярской ГЭС в 22 раза!
И мы возликовали - мечта становилась явью. "Буран" показался советским людям подтверждением верного курса Перестройки, неким "ковром-самолетом", который доставит нас в светлое будущее. В журнале "Огонек" было написано, что "Буран" - это тот успех, которого мы ждали, это первая ласточка Перестройки.
Наивность граничила со слепотой.
"Буран" если и был символом, то ранней перестроечной наивности. А уж если сравнивать его с представителями отряда пернатых, то не ласточкой был наш шаттл, а скорее умирающим лебедем. И это подтвердилось очень скоро. И тем, что он сам навсегда остался на земном приколе, и тем, что орбитальный комплекс "Мир" преждевременно затопили в 2001 году в Тихом океане, и тем, что сократили свою орбитальную группировку до стратегически опасного рубежа. Впрочем, в последние годы Россия приступила к восстановлению орбитальной группировки и наращивает количество спутников.
Орбитальная станция "Мир"
(1986 - 2001)
Сама по себе идея многоразовых космических аппаратов очевидна.
Ракеты после старта исчезали без следа, и это казалось расточительством. К тому же нельзя было вернуть на Землю с орбиты сколько-нибудь значимые грузы. С развитием авиации все заманчивее казалась идея усовершенствованного самолета, который мог бы выпрыгнуть в космос. О многоразовых системах упоминае ещй К. Э. Циолковский. Советский ученый, инженер-романтик Ф. А. Цандер составлял чертежи реактивного космического самолета. К этой идее подступались С. П. Королев и А. И. Туполев. Но дальше всех продвинулся аваиконструктор В. М. Мясищев. Он прекратил работы в этом направлении, когда пришлось занять место знаменитого В. Н. Челомея, конструктора мощных ракет "Протон", но именем Мясищева названо КБ, где велись ключевые работы по "Бурану". Наконец, еще один малоизвестный факт: в 1967 году Ю. А. Гагарин в Военно-воздушной академии защищал дипломный проект по многоразовым космическим кораблям.
Постановление о начале работ по многоразовому космическому кораблю "Буран" вышло в 1976 году. Американцы уже вовсю сооружали "Спейс Шаттл", но тогда они закрыли программу тяжелых ракет и орбитальных станций. Советское руководство наложило вето на тяжелую ракету "Вулкан", которая была в 4 раза мощнее "Протона" и могла долететь до Луны, и дало команду догонять США по многоразовым системам. После того как СССР проиграл США лунную гонку и наши космонавы не сумели побывать на Луне, руководители страны не потеряли надежды вернуть статус первой космической державы. Но до начала Перестройки наша заинтересованность в многоразовых системах категорически отрицалась, и почти готовый "Буран" появился неожиданно, сорвав рукоплескания и породив уверенность в мощи отечественных технологий.
Первый старт американского шаттла "Колумбия" состоялся 12 апреля 1981 года. В пику нам, что ли, в День космонавтики стартовали?
Отчасти NASA помогла оказавшаяся в их руках документация по немецким аппаратам Э. Зенгера и Бредта, а создатель легендарной "Фау-2" немец Вернер фон Браун вообще возглавлял многие американские космические программы. Облегчала задачу американцам и разбросанная по всему миру, от острова Пасхи до Марокко, сеть посадочных полос для шаттла. А для "Бурана" были только три посадочные полосы - на аэродроме "Юбилейном" на Байконуре, на площадке в Крыму и у острова Ханка на Дальнем Востоке.
Уже одно это требовало принципиальных различий двух систем по энерговооруженности, по двигательным установкам, даже по топливу. На космодроме перед стартом у генерального конструктора НПО "Молния" Г. Е. Лозино-Лозинского, определившего внешний облик "Бурана", спросили, почему советский и американский корабли так похожи. Последовал ответ: китайцы, дескать, тоже на одно лицо, но разные.
Форму корабля диктовали законы аэродинамики, хотя тогда уже предлагались более перспективные схемы с переменной стреловидностью передней кромки крыла, но руководство боялось еще больше отстать от американцев.
Но и в конструкции кораблей были принципиальные различия. Прежде всего система "Спейс Шаттл" - это единый блок, который ни на что другое, кроме подьема космического челнока, не годится. А "Буран" стартовал на самой мощной в мире ракете "Энергия", которую можно использовать для любых грузов. Наши двигатели работали на жидком кислород-керосиновом топливе. У американцев первая ступень, взорвавшаяся в 1986 году на "Челленджере" и убившая весь экипаж из семи человек, работала на твердом топливе.
Экипаж "Челленджера" и его гибель 28 января 1986 года:
Пороховые двигатели в случае сбоя нельзя выключить, и Конгресс США выдал NASA разрешение считать эти установки не поддающимися расчету. Нашим двигателистам во главе с В. П. Глушко о такой юридической "броне" мечтать не приходилось.
Ступени нашей ракеты включались поочередно, а у американцев все с первой секунды полыхало сразу. Не исключено, что этот напор стал в 2003 году причиной повреждений при старте погибшей вместе с экипажем "Колумбии".
Последний старт "Колумбии" 1 февраля 2003 года
и погибший экипаж:
Самым заметным различием было умение нашего аппарата летать в беспилотном режиме. Но в конечном итоге чрезмерная усложненность бортового комплекса управления, для которой пришлось даже создать свой язык программирования "Пролог", и оставила "Буран" на вечном земном приколе. Хотя его ресурс достигал 100 орбитальных полетов.
Притормозила "Буран" также структурная неэффективность советской экономики. Слишком много министерств и ведомств отвечали за корабль, буквально, рвали его на части.
Полет "Бурана" стал чудом. Может быть, последним, прощальным чудом, сотворенным в СССР. Всё было против: схема неоптимальна и нерасчетна, экономика слишком слаба. Но люди очень хотели, чтобы "Буран" поднялся в космос. И чудо-машина поднялась вопреки логике, вопреки всем законам, но по российской традиции.
Посадка "Бурана" в автоматическом режиме:
Через несколько лет после полета "Бурана" генеральный конструктор Г. Е. Лозино-Лозинский признался, что еще тогда, на Байконуре понял, что первый полет окажется для корабля и последним. Несмотря на все восторги, высокие награды, громкие слова о паритете с США, ведущие специалисты видели: корабль сырой и ресурсов на его доводку не хватит. И поэтому после полета не провели даже его детальной проверки на дефекты.
Старт второго "Бурана" год от года переносился, надежды таяли, ассигнования на космонавтику пошли на убыль, у Минобороны появилась новая доктрина, у страны вконец рухнула экономика. Полоса на аэродроме "Юбилейный" заросла бурьяном, а в 2000 году у "Бурана" истекли все технические ресурсы.
И в конце-концов космический корабль "Буран" погиб. Не в космосе - его единственный полет прошел успешно. Он погиб на земле.
В 2002 году тот самый экземпляр "Бурана", который летал в космос, оказался придавленным обломками рухнувшего монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.
Грустно все это...
Есть ли у нас надежды на возрождение?
Я считаю, что есть, но только в том случае, если российская экономика перейдет со своей ориентации сырьевую составляющую к развитию высоких технологий. Главное, что у нас к этому есть все необходимые компоненты, не хватает лишь политической воли руководства нашей страны. А ведь скоро уже может быть поздно!
В связи с этим хотелось бы вспомнить слова И. В. Сталина, сказанные им за 10 лет до начала Второй мировой войны в 1929 году: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет, либо мы сделаем это, либо нас сомнут".
Не правда ли, эти слова снова как никогда актуальны?
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.