"Православие. Саможержавие. Народность" графа Сергея Уварова

Nov 18, 2014 19:59


  Предлагаю вниманию всех, кто интересуется историей Отечества интереснейший документ 1833 года, автором которого является один из выдающихся представителей правящих кругов России первой половины XIX века Сергей Семенович Уваров (1786 - 1855).



Имя министра народного просвещения николаевской эпохи графа С. С. Уварова воспринимается чаще всего негативно из-за крайне необъективного освещения его деятельности в советской учебной литературе, где он предстает мрачным реакционером и одним из главных душителей свобод наряду с шефом Отдельного корпуса жандармов и главным начальником III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии генералом А. Х. Бенкендорфом.

О том, что по инициативе Уварова возникло знаменитое общество "Арзамас", объединившее молодую столичную литературную элиту, о том, что своими работами по античной истории и филологии он заслужил в европейской ученой среде репутацию "одного из самых острых умов, существующих в ученом мире", как и о том, что он добился пересмотра цензурного устава 1826 года, прозванного "чугунным", практически нигде не упоминается. Граф Уваров представляется прежде всего в двух ипостасях: как едва ли не личный враг А. С. Пушкина (что отнюдь не соответствует действительности, но это отдельная тема) и, конечно же, как автор реакционной идеогической догмы "Православие, Саможержавие, Народность" (или "теории официальной народности"), полного текста которой ни в одной хрестоматии ни для школ, ни для вузов обнаружить до сих пор невозможно. То есть, судить о деятельности этого государственного деятеля большинство из нас продолжает по субъективным её оценкам, данным недобросовестными историками, стремящимися подобрать (хорошо, если не сфальсифицировать) факты в угоду той или иной концепции или идеологии.

Был ли С. С. Уваров консерватором? С моей точки зрения, конечно же, да. Но он был консерватором-романтиком. Приняв ответственность за воспитание будущего поколения, он хотел, чтобы Россия избежала революционных потрясений, характерных для Европы. По своей интеллектуальной культуре он был глубоко западным человеком, сам это отлично понимал и тем сильнее желал, чтобы будущее поколение, оставаясь на европейском уровне образованности, "лучше знало Русское и по-Русски". Лозунгом своей министерской деятельности он сделал ставшую одновременно знаменитой и одиозной фразу "Православие, Самодержавие, Народность", перефразировав, по сути, старинный военный девиз "За Веру, Царя и Отечество!".

Как правило историки судят о замысле Уварова на основании его двух опубликованных текстов, довольно небольших по объему и скупых по содержанию: Отчета о ревизии Московского учебного округа и Юбилейного доклада "Десятилетие министерства народного просвещения. 1833 - 1843".

Но существует еще один текст, в котором С. С. Уваров высказался о главном принципе народного образования наиболее подробно и обстоятельно. Именно этот текст я и предлагаю вашему вниманию в полном объеме и без купюр.

Сергей Воробьев.

Источник: ОПИ ГИМ. Ф.17, оп.1, д.38. лл. 12-18.

Текст исторического источника:
    (Мною выделены те слова, которые сам автор подчеркнул в тексте)

О некоторых общих началах, могущих служить
руководством при управлении
Министерством Народного Просвещения
                                                                                                      "Доложено Его Величеству 19 ноября 1833.
                                                                                                                                                                Уваров"

По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления, следующие выражения: "Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности".


    Вместе с сим, считаю себя обязанным представить Вашему Величеству краткий, но чистосердечный отчет в моих понятиях о важном начале, мною принимаемом в руководство:

Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учредений в Европе, не взирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия к счастию сохранила теплую веру к некоторым религиозным, моральным и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим. В сих понятиях, в сих священных истатках ее народности, находится и весь будущий залог ее жребия. Правительству, конечно, в особенности Высочайше вверенному мне министерству принадлежит собрать их в одно целое и связать ими якорь нашего спасения, но сии начала, рассеянные преждевременным и поверхностным просвещением, мечтательными, неудачными опытами, сии начала без единодушия, без общего средоточия, и коим в течение последних 30-ти лет предстояла беспрерывная борьба продолжительная и упрямая, как согласить их с настоящим расположением умов? Успеем ли мы включить их в систему общего образования, которая соединяла бы выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и надеждами будущего? Как учредить у нас народное воспитание, соответствующее нашему порядку вещей и не чуждое Европейского духа? По какому правилу следует действовать в отношении к Европейскому просвещению, к Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их грозят нам неминуемой гибелью? Чья рука и сильная и опытная, может удержать стремление умов в границах порядка и тишины и откинуть все, что могло бы нарушить общее устройство?

Тут представляется во всем объеме Государственная задача, которую мы принуждены решить без отлагательства, задача, от коей зависит судьба Отечества - задача столь трудная, что одно простое изложение оной приводит в изумление всякого здравомыслящего.

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскавая те начала, которые составляют особенность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных:
    1) Православная Вера.
    2) Самодержавие.
    3) Народность.

Без любви к Вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле. Довольно одной народной гордости, чтобы почувствовать негодование при такой мысли. Человек, преданный Государю и Отечеству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашей Церкви, сколько и на похищение одного перла из венца Мономаха.

Саможержавие представляет главное условие политического существования России в настоящем ее виде. Пусть мечтатели обманывают себя самих и видят в туманных выражениях какой-то порядок вещей, соответствующий их теориям, их предрассудкам; можно их уверить, что они не знают России, не знают ее положения, ее нужд, ее желаний. Можно сказать им, что от сего смешного пристрастия к Европейским формам мы вредим собственным учреждениям нашим; что страсть к нововведениям расстраивает естественные сношения всех членов Государства между собою и препятствуют мирному, постепенному развитию его сил. Русский Колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствуют неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении и в образе мыслей, и в отношении к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании. Правительство не нуждается конечно в похвальных себе словах, но может ли оно не пещись о том, чтобы спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется спасительным духом Самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, обращалось в неоспоримый факт, долженствующий одушевлять всех и каждого, во дни спокойствия, как и в минуты бури?

Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: Народность. Дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее. Вопрос о Народности не имеет того единства, какое представляет вопрос о Самодержавии; но тот и другой проистекают из одного источника и совокупляются на каждой странице Истории Русского народа. Относительно Народности, все затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий; но Народность не состоит в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Безумно было бы противиться сему периодическому ходу вещей; довольно того, если мы не будем добровольно скрывать лицо под искусственной и нам не сродной личиной; если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если мы примем их за основную мысль Правительства, особенно в отношении к Народному Воспитанию. Между обветшалыми предрассудками, восхищающимися единственно тому, что у нас было за полвека и новейшими предрассудками, которые стремятся к разрушению существующего, посреди сил двух крайностей, находится обширное поле, на коем здание нашего благосостояния - твердо и невредимо укрепиться может.

Время, обстоятельства, любовь к Отечеству, преданность Монарху, все должно нас уверить в том, что пора нам, особенно касательно народного воспитания, обратиться к духу Монархических учреждений и в них искать той силы, того единства, той прочности, коих мы слишком часто думали открыть в мечтательных призраках равно для нас чуждых и бесполезных, следуя коим нетрудно было бы наконец утратить все остатки Народности, не достигнувши мнимой цели Европейского образования.

К составу общей системы Народного Просвещения принадлежит много других предметов, как-то: направление, данное Отечественной Литературе, периодическим сочинениям, театральным произведениям; влияние иностранных книг; покровительство, оказываемое художествам; но разбор всех сил отдельных частей повлек бы за собой довольно обширное изложение и мог бы легко обратить сию краткую записку в пространную книгу.

Конечно, принятие такой системы требовало бы более, нежели жизнь и силы одного или нескольких человек. Не тому, кто посеет сии семена, определено Промыслом пожинать плоды оных; но что значит жизнь и силы одного, когда дело идет о благе всех? Два или три поколения быстро исчезают с лица земли, но Государства долговечны, пока в них сохраняется священная искра Веры, Любви и Надежды.

Дано ли нам посреди бури, волнующей Европу, посреди быстрого падения всех подпор Гражданского общества, посреди печальных явлений, окружающих нас со всех сторон, укрепить слабыми руками любезное Отечество на верном якоре, на твердых основаниях спасительного начала? Разум, испуганный при виде общих бедствий народов, при виде обломков прошлого, падающих вокруг нас, и не прозревая будущего сквозь мрачную завесу событий, невольно предается унынию и колеблется в своих заключениях. Но если Отечеству нашему - как нам Русским и сомневаться в том нельзя - охраняемому Промыслом, даровавшим нам в лице великодушного, просвещенного, истинно Руссого Монарха, залог неврединой силы Государства, должно устоять против порывов бури ежеминутно нам грозящей, то образование настоящего и будущих поколений в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности составляет бессомненно одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени и вместе одно из труднейших поручений, коим доверенность Монарха могла бы почтить верноподданного, постигающего и важность оного, и цену каждого мгновения и несоразмерность своих сил, и ответственность свою перед Богом, Государем и Отечеством.

19 ноября 1833 <года>

Очень небольшой комментарий.

Прежде чем кидать камни гнева в адрес Уварова за его совершенно откровенный монархизм, советую вспомнить, что этот текст был написан им в 1833 году, то есть в те времена, когда по сравнению с большинством европейских стран Российская империя казалась совершенно незыблемым островом спокойствия. Кроме того, как бы он, являясь министром в составе Правительства самодержавного монарха, преследуя цель укрепления государства через совершенствование системы образования, мог обращаться к царю, не выражая при этом своих верноподданических чувств? Хотя, нужно признать, что они были у него совершенно искренними.

Не кажется ли вам, что многое, написанное С. С. Уваровым, и сегодня является более чем актуальным, если, конечно же, отбросить анахронизм его послания Николаю I?

Искренне поздравляю всех, кто смог до конца прочитать этот пост! Этот факт может означать (независимо от того, согласны вы с его содержанием, или нет) прежде всего то, что вам действительно интересна история нашего Отечества, а не пустословное обливание грязью его прошлого и настоящего.

Буду благодарен всем, кто оставит свои комментарии по поводу прочитанного. Обязательно отвечу на все.

Сергей Воробьев.

XIX в., против фальсификаций, история, Уваров С. С.

Previous post Next post
Up