ДИКАРИ

Nov 17, 2014 20:35

    В энциклопедии, изданной в России в конце XIX века, я нашел статью, которая называется "Дикари".
    И знаете ли, что меня более всего удивило в содержании этой небольшой статьи? Самокритичность авторов, которые, безусловно, причисляют себя к представителям цивилизованных народов. А именно их явно негативное отношение к той политике, которая проводилась в их недавном прошлом со стороны европейцев (в том числе и русских) к тем, кого они считали "дикарями".



Предлагаю вашему вниманию эту статью в полном объеме.
    Мои краткие комментарии к её содержанию я выделил курсивом и заключил в скобки.
    Фотографии честно позаимствованы в сети.



"ДИКАРИ (франц. Sauvages), общее название для некультурных племен и народов, живущих в естественном состоянии, руководящихся главным образом животными инстинктами и потребностями человеческой природы.
    В точном смысле слова таких народов на земле не существует и под дикарями на самом деле разумеют племена, находящиеся на различных ступенях первобытной культуры и общественности, характеризующиеся добыванием природой созданной пищи (птица, звери, рыба, плоды, коренья), а не производством её, отсутствием правильной племенной организации и постоянной племенной власти при господстве личной физической силы.





(Не кажется ли вам, что авторы этой статьи были хорошо знакомы с понятием "неолитическая революция", хотя и не употребляют этот "марксистский" термин, и описывая способы добывания пищи "дикарями", имеют в виду, что она у них ещё не свершилась, т.е. не осуществился переход от присваивающего способа хозяйственной деятельности к производящему? А ведь эти понятия, наряду с "общественными разделениями труда" являются одними из важнейших в классической работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". - С. В.).

Исследование всех известных диких народов показало, что эти первобытные племена обладают членораздельной речью, знают употребление огня, изготовление орудий, утвари и жилища; дикари имеют некоторые религиозные представления и своеобразные нравственные правила, соединяясь в более или менее крупные общества для совместной работы, и с определенной целью, с известной солидарностью и ответственностью своих членов.







Такие племена первобытной культуры, встреченные в прошлом и запрошлом веках в Америке, на островах Полинезии, на Севере Азии, при соприкосновении с более культурными народами обыкновенно вымирают, по большей части под влиянием захвата этими последними земельных участков, истребления природных богатств, служивших непосредственной пищей дикарей, и изменения диких условий некультурной страны, с другой стороны под влиянием неспособности дикарей к быстрому изменению их быта, которого требовали изменившиеся условия.



(Вот уже пошла самокритика! Особенно важно здесь упоминание северной Азии, входившей в состав Российской империи и населенной именно теми, о ком в статье идет речь. Впрочем, дальше самокритика перейдет в самобичевание. - С. В.).

Большую роль при этом играет отрицательная сторона вносившейся цивилизованным человеком культуры, с её рабством личным и денежным, продажностью, пьянством и разрушительными болезнями, которых дикари не знали, но которые по этой же причине действуют на них сильнее и гибельнее, чем на культурного человека с его привитыми и наследственными формами болезней.

(То есть, согласно убеждению авторов статьи, так называемые "цивилизованные люди" несут дикарям гибель, рабство, пьянство и болезни! Так оно на самом деле и есть, и не нужно здесь ссылаться на Киплинга с его сомнительными доводами по поводу "бремени белого человека". Но с какой смелостью о всём этом пишут авторы статьи, помещенной в томе энциклопедии, изданном в 1896 году! - С. В.).

Относительно меньшая часть дикарей усваивает культуру своих более цивилизованных завоевателей, сливаясь с ними вместе с тем мало по малу путем полового смешения".



(И даже это не слишком похоже на попытку самооправдания! - С. В.)

Источник: Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Восьмой том. С.-Петербург, Товарищество "Просвещение", 1896.

Впрочем, многие из нас - европейцев и до сих пор не понимают, чем обернулось наше "прогрессорство" для тех, кого мы считали да и до сих пор считаем дикарями, воспринимая общение с ними как туристический аттракцион:









Вот только, уверяю вас, никакой радости им это не приносит. И лучше всего было бы оставить их в покое, предоставив им жить своей привычной жизнью.



С моей точки зрения, поразительно, как подобные статьи при условии многочисленных цензурных ограничений могли включаться в экциклопедию, которая вовсе не была изданна политэмигрантами где-нибудь за границей с целью внести "разброд и шатания" в умы русской общественности. Более того, это издание было рекомендовано Главным Управлением Военно-учебных заведений в фундаментальные библиотеки кадетских корпусов и военных училищ. Надеюсь, вы понимаете, что там-то либералов никак не могли воспитывать!

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

интересно, XIX в., этнография, история

Previous post Next post
Up