Конечно же, каждый, кто побывал в Португалии, не мог не обратить внимание на то, что множество зданий в городах этой страны имеют характерную особенность - они декорированы изразцами, называемыми здесь "азулежу".
1.
Больше всего азулежу мне понравились в Порту, но и в Лиссабоне их тоже достаточно много (об азулежу Порту будет отдельный пост).
А в этом посте я предлагаю вам познакомиться с лиссабонскими азулежу, а также с граффити португальской столицы, причем, не противопоставляя их друг другу (ведь те примеры граффити, которые вы сможете здесь увидеть, это не какая-то хулиганская мазня, а в некотором роде - современное искусство).
Сначала немного истории.
Изначально слово "азулежу" (маленький полированный камешек) попало в португальский их арабского языка. Керамическую изразцовую плитку использовали в качестве наружной обшивки стен еще на Древнем Востоке. Вместе с арабской культурой глазурированный кафель попал в Испанию и Португалию. Но первоначально в азулежу преобладал орнамент (как правило в виде звезд), поскольку, как известно, в исламе запрещено изображение живых существ.
В XVI веке у итальянцев была заимствована техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. Из Италии пришли также и новые темы росписи, например, сцены из античной мифологии. Мотивы, таким образом, становились все красочнее и разнообразнее.
С середины XVII века в технике азулежу происходят изменения, связанные с увеличением импорта изразцов из Голландии. Вместо привычного ранее многоцветия художники начали писать, используя лишь контрастные белый цвет и кобальтовую синь, а в качестве сюжетов предпочитая жанровые композиции.
С середины XVIII века азулежу снова стали полихромными (например, в дворце Келуш, о котором будет отдельный пост).
Истинно народным это искусство стало в середине XIX века благодаря промышленному производству изразцов. С этого времени ими начинают украшать не только дворцы и храмы, но и наружные и внутренни стены самых разных построек.
Это искусство не забыто и в настоящее время. К примеру, азулежу часто используется при оформлении станций лиссадонского метрополитена.
Ну а теперь несколько лиссабонских азулежу:
2.
3.
4.
5.
6.
А это в курортном пригороде Лиссабона Кашкайше:
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Азулежу в Келуше:
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Современное азулежу в метро Лиссабона.
29.
Обратите внимание, что среди городов, удостоенных внимания, оказалась и Москва:
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
А вот немного граффити из района Алфама:
39.
40.
41.
42.
43.
44.
А это, видимо, один из авторов граффити:
45.
Части 1 и 2 можно прочитать здесь:
https://sergeyurich.livejournal.com/1445689.html https://sergeyurich.livejournal.com/1448300.html Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Продолжение следует...