ЗАМЕТКИ О ЛИССАБОНЕ. Часть 3. Азулежу и граффити

Nov 01, 2018 08:00



Конечно же, каждый, кто побывал в Португалии, не мог не обратить внимание на то, что множество зданий в городах этой страны имеют характерную особенность - они декорированы изразцами, называемыми здесь "азулежу".

1.



Больше всего азулежу мне понравились в Порту, но и в Лиссабоне их тоже достаточно много (об азулежу Порту будет отдельный пост).
    А в этом посте я предлагаю вам познакомиться с лиссабонскими азулежу, а также с граффити португальской столицы, причем, не противопоставляя их друг другу (ведь те примеры граффити, которые вы сможете здесь увидеть, это не какая-то хулиганская мазня, а в некотором роде - современное искусство).



Сначала немного истории.

Изначально слово "азулежу" (маленький полированный камешек) попало в португальский их арабского языка. Керамическую изразцовую плитку использовали в качестве наружной обшивки стен еще на Древнем Востоке. Вместе с арабской культурой глазурированный кафель попал в Испанию и Португалию. Но первоначально в азулежу преобладал орнамент (как правило в виде звезд), поскольку, как известно, в исламе запрещено изображение живых существ.
    В XVI веке у итальянцев была заимствована техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. Из Италии пришли также и новые темы росписи, например, сцены из античной мифологии. Мотивы, таким образом, становились все красочнее и разнообразнее.
    С середины XVII века в технике азулежу происходят изменения, связанные с увеличением импорта изразцов из Голландии. Вместо привычного ранее многоцветия художники начали писать, используя лишь контрастные белый цвет и кобальтовую синь, а в качестве сюжетов предпочитая жанровые композиции.
    С середины  XVIII века азулежу снова стали полихромными (например, в дворце Келуш, о котором будет отдельный пост).
    Истинно народным это искусство стало в середине XIX века благодаря промышленному производству изразцов. С этого времени ими начинают украшать не только дворцы и храмы, но и наружные и внутренни стены самых разных построек.
    Это искусство не забыто и в настоящее время. К примеру, азулежу часто используется при оформлении станций лиссадонского метрополитена.

Ну а теперь несколько лиссабонских азулежу:

2.



3.



4.



5.



6.



А это в курортном пригороде Лиссабона Кашкайше:

7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.



14.



15.



Азулежу в Келуше:

16.



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



27.



28.



Современное азулежу в метро Лиссабона.

29.



Обратите внимание, что среди городов, удостоенных внимания, оказалась и Москва:

30.



31.



32.



33.



34.



35.



36.



37.



38.



А вот немного граффити из района Алфама:

39.



40.



41.



42.



43.



44.



А это, видимо, один из авторов граффити:

45.



Части 1 и 2 можно прочитать здесь:
    https://sergeyurich.livejournal.com/1445689.html
    https://sergeyurich.livejournal.com/1448300.html

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Продолжение следует...

Лиссабон, Келуш, ЗАМЕТКИ О ЛИССАБОНЕ, история, Португалия, граффити, азулежу, Кашкайш

Previous post Next post
Up