ПСКОВ - ПЕЧОРЫ - ИЗБОРСК
ПСКОВ
ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ПСКОВА и ПОГАНКИНЫ ПАЛАТЫ
По нашим впечатлениям, это самый интересный музей Пскова, обладающий богатейшими фондами и замечательными экспозициями. Он расположен в центре города (на ул. Некрасова), неподалеку от зданий городской Думы и администрации Пскова. И тем более странным кажется то, что территория вокруг музея настолько неблагоустроена, что без резиновых сапог к нему просто не пройти, если, конечно же, вам не жалко своей обуви (впрочем, к сожалению, так во всей центральной исторической части города).
Да и само здание музея просто ужасает:
Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что его внутреннее содержание надолго заставляет забыть о его ужасающем внешнем облике.
Очень печально, что, судя по всему, этот замечательный музей совершенно не пользуется популярностью. Так, за два с половиной часа, что мы провели в его залах, нам не встретилось больше ни одного посетителя, а служительницы музея были настолько рады, тому что хоть кто-то пришел, что в каждом зале выполняли еще и роль экскурсоводов, так хотелось им поговорить с живыми людьми, которых очевидно они на своем рабочем месте видят чрезвычайно редко.
И еще нас поразило то, что при нашем входе в очередной зал музея они включали свет, а после нашего ухода снова его выключали, экономя таким образом электричество!
А ведь музей просто замечательный! Почему же в него никто не ходит, хотя бы местные школьники, организованные учителями? Ведь это было каникулярное время!
В художественной галерее музея собрана превосходная коллекция живописи (и западноевропейской, и российской).
Кого там только нет: Репин, Федотов, Айвазовский, Лентулов, Шагал...
Интересен и зал живописи ХХ века.
Вот одна из картин, которая показалась нам интересной (А. А. Лабас. "Акула империализма (Противовоздушная оборона)". 1932 г.):
Впрочем, много здесь мы не фотографировали, хотя никто этого и не запрещал, поскольку фотографии не передают всей прелести произведения изобразительного искусства.
Точно такая же ситуация с посетителями была и в Поганкиных палатах. То есть мы были там одни на протяжении всего времени их посещения.
Дошло до смешного: когда мы переходили из современного здания музея в Поганкины палаты через их внутренний двор, нам навстречу выбежала смотрительница и не только предложила сфотографировать нас, но и сфотографировать ее саму!
Создается такое впечатление, что будь ее воля, она бы и нас сделала экспонатами музея под вывеской "Они нас посетили!!!"
Небольшой исторический экскурс.
Поганкины палаты были построены в XVII веке по заказу известного и богатейшего псковского купца Сергея Ивановича Поганкина, фамилия которого и дала название палатам. Купец Поганкин заведовал в Пскове денежным двором и таможней, был кабацким головою, вел обширную торговлю. И палаты себе выстроил с размахом.
Весь комплекс каменных построек П-образной формы возводился одновременно. Трехэтажное здание предназначалось для семьи самого хозяин, второе здание - в два этажа - для семьи его взрослого сына. В одноэтажном здании размещалась поварня.
В 1711 году палаты Поганкиных отошли от владельцев к ведомству Главной провиантской канцелярии под склады для продовольствия и фуража. В 1900 году по просьбе общественности палаты были переданы Псковскому археологическому обществу для организации в них краеведческого музея.
От самого С. И. Поганкина в экспозиции музея сохранился лишь один экспонат: серебряный позолоченный ковш, подаренный ему Петром I за организацию сбора денег в трудные для страны годы Северной войны:
Во внутреннем дворе Поганкиных палат тоже есть на что посмотреть.
Конечно же, это не тот самый колокол, которым созывали псковичей на вече, но все же:
А эта голова Карла Маркса во внутреннем дворе музея, видимо, является свидетельством декоммунизации Пскова:
Впрочем, декоммунизация в Пскове далеко не зашла. Так, главная площадь города до сих пор носит имя Ленина, да и улицы в его центре тоже сохранили советские названия: Октябрьский проспект, улица Карла Маркса, Ленина, Первомайская, Свердлова, Советская, Калинина и т.п.
До Великой Отечественной войны (кстати, в музее есть большой зал, посвещенный этой теме), Псков являлся почти что приграничным городом (Изборск и Печоры, между прочим, находились на территории Эстонии). Да и сейчас он расположен в непосредственной близости от границы РФ. Поэтому неудивительно, что здесь есть и такие экспонаты, как пограничные столбы 1920-х и 1990-х гг.:
Но для ценителей древнерусского искусства, несомненно, самыми интересными залами Поганкиных палат будут те, в которых выставлены иконы XV - XVII веков, относящиеся к самобытной псковской школе иконописи.
Вот лишь некоторые из них:
Когда смотришь на эти иконы, когда-то являвшиеся составными частями иконостасов псковских храмов, испытываешь некое внутреннее противоречивое чувство.
С одной стороны, их сохранность в стенах музея намного больше гарантирована, и кажется правильным, что они находятся именно здесь.
Но с другой стороны, все кто видел, насколько лишены икон псковские храмы, насколько бедным является их убранство, невольно должны задать себе вопрос: а насколько справедливо все это?
Ведь одно дело, когда в музеях размещены иконы тех церквей, которых по разным причинам уже не существует, и совершенно другое - когда в музее находится икона действующего и сейчас храма.
Что вы думаете по этому поводу?
Сергей и Светлана Воробьевы.
Все фото этого поста были сделаны его авторами 2 - 4 апреля 2018 г.
Благодарим за внимание.
Предыдущие посты из серии «Псков-Печоры-Изборск» можно посмотреть по соответствующему тэгу в моем блоге (или просто воспользовавшись меткой в конце поста).