Церковь Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде и ее фрески

Apr 13, 2018 20:02

    Церковь Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде (макед. Црква Пресвета Богородица Перивлептос / греч. Ναός Παναγίας Περιβλέπτου) - православная церковь в македонском городе Охрид.
    Церковь уникальна своими фресками сделанные в стиле Палеологовского возрождения.



Церковь Богоматери Перивлепты (в переводе с греческого - Преславной) была построена в 1295 году по заказу византийского полководца Прогона Згура, родственник византийского императора Андроника II Палеолога, во время охридского архиепископа Макария. Здание храма в форме креста сложено из известняка и кирпича. Кладка оставляет впечатление гармоничности и полихромии, чем выгодно отличается от многих византийских и македонских строений этого времени. Два предела были пристроены к ней позже, и они довольно сильно отличаются от основной постройки.



Интерес представляет не только внешний вид церкви, но и особенности ее интерьера. Благодаря её исключительной архитектуре и настенной живописи, эта церковь входит в число самых важных памятников средних веков. Фрески на её стенах выполнены известными художниками того времени - Михаилом и Евтихием, которыми была заложена основа нового направления в византийском искусстве.





Для понимания художественного решения росписей церкви нужно знать историю края.
    В то время, как храм Перивлепты был построен и расписан, сербская живопись вступила в новую фазу развития. Сербский король Стефан Милутин начал расширять свои владения за счет византийской территории, в которую входила Македония. Сотрудничество сербских и греческих иконописцев отразилось на стиле росписи, рождая новые направления в церковной живописи. Именно в этом, новом стиле и были расписаны церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Богородицы Левишки в Призрене, св. Никиты близ Скопье и Георгия в Старо Нагоричино и некоторые другие.







В алтарной апсиде представлены великие отцы Церкви, сцены Поклонения Агнцу и Причастие апостолов; в жертвеннике - Сорок Севастийских мучеников, а в диаконнике - сцены жития св. Иоанна Предтечи. В нижнем ярусе наоса изображены преподобные, пустынножители и святые воины, а в верхних ярусах - Господские праздники, цикл Страстей Христовых и Его притчи. На северной стене - св. Климент, покровитель Охрида, и Константин Кавасила, Охридский архиепископ. На фризах южной и северной стен - сцены земной жизни Пресвятой Богородицы, на западной - монументальная сцена Успения Пресвятой Богородицы. Огромный массив средневековых фресок, к тому же выполненных в необычной манере, предопределяет особую ценность церкви.
    В храме находится чудотворная икона Богоматери, которая является точной копией чтимой константинопольской святыни.







Османские турки, завоевавшие здешние земли, стали постепенно превращать христианские церкви в мечети. К счастью, некоторым религиозным постройкам Македонии удалось избежать такой участи. После того, как церковь святого Климента была превращена в мечеть, останки святого были перенесены в церковь Богородицы, и последняя была переименована в церковь святого Климента.
    Церковь в настоящий момент используется и как действующий храм, и как музей, в котором собрано большое количество охридских икон.





Источник:
#Македония@medieval_architecture

фрески, архитектура, #Македония, Византия, Македония, история

Previous post Next post
Up