Продолжаю тему великого чешского художника - АЛЬФОНСА МАРИИ МУХИ.
Это третий пост, посвященный жизни и творчеству художника. Не люблю делать ссылок на самого себя в своих постах, поэтому, кому интересно, могут найти предыдущие посты по тэгу "А. Муха".
С уважением к моим читателям, Сергей Воробьев.
Будь то плакаты, календари, этикетки, упаковки, карты меню, почтовые открытки или пригласительные билеты - очень скоро после начала сотрудничества с Сарой Бернар "стиль Мухи" проникает повсюду.
В то время как Сара Бернар ведет судебный процесс из-за нелегальной продажи афиш "Жисмонды", типография Фердинанда Шампенуа по всем правилам книгопечатания начинает превращать произведения Мухи в звонкую монету. На этот раз с художником заключают эксклюзивный договор с астрономической суммой гонорара - речь идет о 4000 франков в месяц, который должен окупиться для обеих сторон, даже несмотря на то, что впоследствии Муха часто сетует на непосильный объем работ, возлагаемый на него Шампенуа.
В 1896 году появляется первый цикл декоративных панно "ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА".
Сквозь год с Альфонсом Мухой.
Слева направо: Весна, Лето, Осень и Зима
С учетом всех вариантов всего будет создано почти пятьдесят серий на эту тему, из которых "Четыре искусства", "Четыре времени суток", "Луна и звезды", "Четыре драгоценных камня" и "Четыре цветка" и сегодня являются одними из самых популярных произведений Альфонса Мухи.
Эти панно имеют вытянутую форму - они узкие и высокие; их печатают как в дешевых вариантах, так и в дорогих, использующих последнее слово полиграфической техники. Они задуманы как настенные украшения, как массовое искусство для каждого, которое "будет прекрасно смотреться и в прихожей, и на лестничной клетке", как пишет, вполне благосклонно, один из художественных критиков.
Шампенуа и его художник попали в самый "нерв". Всего годом раньше торговец художественными изделиями Самюэль Бинг основал в Париже салон "Ар Нуво". Пока художественного течения с таким названием еще не существует, однако растущий с каждым днем поток произведений этого стиля, ставшего известным под различными именами в разных странах (в России - модерн), начинает подрывать строгий этикет салонного и монументального искусства. Искусство поступает в серийное производство, Belle Époque - Прекрасная эпоха - создает самую большую в истории галерею, состоящую из множества разнообразных предметов обихода.
"ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА" (1898 г.)
Развивающиеся волосы и танцующие листья,
в прозрачности утреннего света,
передающие играющую легкость движений
в панно "Танец"
Ранние сумерки в панно "Поэзия"
Интимность лунного вечера и жест прислушивания
в панно "Музыка"
Радость дневного света
в панно "Живопись"
Здесь Альфонс Муха находит плодотворное поле деятельности: "Я был рад, что делал искусство не для закрытых салонов, а мог делать искусство для народа. Она было дешевым, его каждый мог себе купить, и оно попадало как в семьи имущих, так и в семьи неимущих".
Панно Мухи идут нарасхват. Шампануа дополнительно печатает около 150 мотивов на почтовых открытках, введенных во Франции как средство корреспонденции в 1873 году, и эти открыта разносят "стиль Мухи" по всему миру.
Один из самых популярных циклов Альфонса Мухи -
"ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ СУТОК" (1899 г.).
Слева направо: "Утреннее пробуждение", "Дневные дела",
"Вечерние мечтания" и "Ночной покой"
"ЛУНА И ЗВЕЗДЫ" (1902 г.)
"ЧЕТЫРЕ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯ" (1900 г.)
"ЧЕТЫРЕ ЦВЕТКА"
В том же 1896 году из под руки усердно работающего декоратора выходят первые рекламные плакаты. Их ему заказывают фирмы, использующие магическую силу своего имени для того, чтобы представить свою продукцию в наилучшем свете.
Но о работе Альфонса Мухи в рекламе я расскажу в следующий раз.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.