В конце правления Екатерины II порядки, царившие в столичном Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, стали притчей во языцех. По мнению многих его выпускников, заведение переживало «золотой век». Но вот с государственной точки зрения, с этим благостным периодом пора было кончать.
Действительно, учебное хозяйство находилось далеко не в блестящем состоянии. С одной стороны, за провинности кадетов нещадно наказывали. Арсенал взысканий был огромен. Несмотря на отмену розог «как главной меры воспитания», приказы по Шляхетскому корпусу свидетельствуют, что будущих офицеров частенько наказывали поркой «фухтелями», - когда наказуемого били плашмя обнажённым клинком шпаги или палаша, - за леность, драки и «резвость в классах». Помимо того в корпусе бытовали битье линейкой, жгутом из носового платка, стояние на коленях, стояние у штрафного столба в столовой, стояние на одной ноге (с милостивого разрешения - со сменой ноги через определенное время). Воспитанников лишали обеда, сладкого блюда, увольнения в город, погон, мундира, ефрейторского или унтер-офицерского звания; практиковались записи на черную доску, внеочередное дневальство, арест и, наконец, отчисление из кадетского корпуса. С другой стороны, директор корпуса немец граф Ангальдт совершенно распустил своих подопечных. Так, например, обнаружив, что на утренней поверке не хватает нескольких кадетов, не выполнивших команду «подъем», Ангальдт сам отправлялся в спальню, осторожно приближался к спящим, укрывал их одеялом и умолял дежурного офицера не беспокоить «спящего отрока».
Большую часть времени Ангальдт уделял украшению корпуса бюстами, статуями, скульптурами, картинами и росписями. Именно в этот период стены корпуса получили название «говорящих». Между тем учебно-воспитательная работа, дисциплина, хозяйство пришли в совершенный упадок.
Кадет учили чему угодно, но только не тому, что действительно может понадобиться офицеру.
Учителя и воспитатели поражали своим невежеством. В журнале «Русская старина» однажды напечатали следующую историю о Сухопутном кадетском корпусе:
Сидят два кадета и готовят урок по алгебре. Мимо проходит дежурный офицер и спрашивает:
- Что вы делаете?
- Корень извлекаем.
- Ну извлекайте, только не ешьте!
Оставляли желать лучшего и занятия по истории. В 1761 году был осуществлён перевод «Краткой универсальной истории господина Ла Кроца» (второе издание последовало в 1765-м) и «Первых оснований универсальной истории» профессора Московского университета Филиппа Дильтея; в 1763-м - «Шляхетных детей истории да отчасти генеалогии обучающего гофмейстера» Шарля де Лонэ.
Учебники часто составлялись по образцу катехизиса - в форме вопросов и ответов, естественно, начинаясь с сотворения мира и расселения потомства впавших в грех прародителей: «Какое правительство у людей до потопа было? - Почти все сынове Божий, т.е. добродетельные люди, содержанием животных и земледельством питаючись, всякой праотец свой дом или фамилию правил. А дети человеческие, по городам живучи, мещанское правительство имели».
За кратким упоминанием о первобытном обществе, «временах мрачных и неизвестных», следовали полулегендарные рассказы о древнейших монархиях - Ассирии, Вавилоне, Египте; о Троянской войне, греческих городах-государствах, походах Александра Македонского и развитии Римской державы. На учеников обрушивался поток дат (в книге Ла Кроца - 750!), имен и подробностей:
- Что об Артаксерксе II знать должно?
- У него было 360 наложниц, с которыми прижил он 115 сынов...
- Какие беспутства объявляет особливо история о Калигуле?
- Оная сообщает, что он желал, чтоб римский народ имел одну голову, чтобы можно было отсечь оную одним ударом
Древних деятелей сменяли герои Средневековья, за Карлом Великим шли вожди крестовых походов, венценосцы, их министры и отважные герои:
- Какой конец имела сия Орлеанская девица?
- Англичане, поймав ее в сражении, сожгли живую в 1431 г. как волшебницу.
Перед взором школьника проходили Лютер и Генрих IV, Ришелье и «хитрейший похититель престола» Оливер Кромвель, возглавивший «злоухищрения» подданных против законного короля; испанские конкистадоры и даже их современник Вольтер. Учебники 1760-х годов уже включали и сведения из отечественной истории, излагаемые параллельно с основными событиями, происходившими в Европе, Азии и Америке или в дополнительном разделе. Источником их послужил «Краткий российский летописец» М.В. Ломоносова, выпущенный в 1760 году как пособие для академической гимназии.
Многие преподаватели из иностранцев плохо говорили по-русски, и когда учитель важно произносил вместо «оценить обстановку» - «оженить обстановку», а вместо «перегрузочный пункт» - «перьегузочный пункт», кадеты отвечали ему дружным хохотом. По признанию самих же кадет, были среди учителей и такие, «у коих для получения оценки по математике, физике или географии достаточно было рассказать анекдот на беглом немецком или французском».
Для пущей красоты при исполнении ружейных приемов Ангальдт приказал ослабить гайки у затворов: исполнение приемов теперь сопровождалось дружным металлическим стуком, радующим слух начальства, но ружья после этого теряли пристрелку и не отвечали своему прямому назначению.
Вот в таком-то состоянии,15 сентября 1794 года, и принял дела в шляхетском корпусе любимец Екатерины и Суворова, генерал-поручик Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Стараниями Кутузова корпус превратился в образцовое военное учебное заведение, чьи выпускники покрыли себя славой на полях сражений.
-----------------------------------
Источники:
В. Мелентьев. Фельдмаршалы Победы. Кутузов и Барклай де Толли.
И.В. Курукин. Для вперения в юношество любви к Отечеству: Екатерина II и изучение истории в русской школе конца XVIII - начале XIX века.