Благодаря уникальному историческому опыту тысячелетнего сосуществования славян (и в, частности, русского народа) с ирано-угро-тюрко-монгольскими племенами и народами, Россия изначально развивалась как государство, ориентированное не только на европейский Запад, но и на азиатский Восток. Иначе говоря, данная тема подразумевает исследование истоков нашей национальной самобытности и идентичности, о способности русского народа впитывать и творчески претворять достижения самых разных культур.
Этот опыт включал в себя как жестокую конфронтацию (которая, однако, никогда не имела целью полное истребление соперника), так и взаимообогащение - на уровне языка, религии, обрядов, культуры, государственного строительства.
Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению Ойкумены, распространению различного рода инноваций, внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, в этническую историю народов Старого Света. Обладая огромным военным потенциалом, они оказали также существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации (см.: Крадин Н.Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция//Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000).
Немногим народам удавалось хотя бы отстоять свою независимость под натиском кочевых орд. Восточнославянский (русский) этнос представляет в этом смысле исключительное явление: он стал чуть ли не единственным среди оседлых этносов, который не только выстоял в борьбе со Степью, но и сумел включить кочевые народы в созданную им цивилизацию. Причем, именно в составе русского мира кочевники смогли сохранить и свою национальную идентичность, и присущие им хозяйственно-культурные традиции.
Наиболее яркий след в истории оставили так называемые «кочевые империи» - крупные политические образования кочевников, объединявшие на непродолжительное время гигантские территории и наводившие ужас на соседей-земледельцев.
Создание степных держав происходило тремя основными путями.
Первый вариант представляет собой классический путь внутренней интеграции кочевнического этноса в централизованную империю. Как правило, этот процесс был связан с появлением в среде кочевников талантливого политического и военного деятеля, которому удавалось объединить все племена и ханства в единое государство. После объединения кочевников для поддержания единства империи такой правитель должен был организовать поступление прибавочного продукта извне. Классический пример - Чингисхан.
Второй вариант связан с миграцией кочевников и последующим подчинением им земледельцев. Причем завоевание крупных земледельческих цивилизаций часто осуществлялось уже сформировавшимися кочевыми империями. Примеры - гунны, авары, булгары, венгры.
Наконец, существовал третий, относительно мирный вариант: образование кочевых «квазиимперий» из осколков более обширной державы: Хазарский каганат, унаследовавший традиции Тюркского каганата, татарские ханства после распада Золотой Орды и т. д.
Кочевые империи практиковали три модели стратегии и тактики по отношению к оседлым народам:
1) наиболее типичная - кочевники и земледельцы сосуществуют на расстоянии; получение прибавочного продукта кочевниками осуществляется посредством «дистанционной эксплуатации»: набеги, вымогание «подарков» (по сути, рэкет) и т.д. (гунны, тюрки, первое Скифское царство и др.);
2) данническая - земледельцы зависят от кочевников; форма эксплуатации - данничество (Хазарский каганат, Золотая Орда);
3) завоевательная - кочевники завоевывают земледельческое общество и переселяются на его территорию (Парфия, поздняя Скифия, Болгария - Дунайская и Волжская, Венгрия и др.). На смену грабежам и данничеству приходит регулярное налогообложение земледельцев и горожан.
Славянам в своей истории пришлось поочередно столкнуться со всеми тремя видами кочевых империй. Это были различные вызовы, различными были и ответы.
На заре цивилизации человечество разделилась на оседлые и кочевнические народы, вступившие между собой в отношения самого тесного сотрудничества и одновременно - жестокой конфронтации. Согласно археологическим данным, взаимоотношения между человеком и лошадью началось в обществе эпохи меди. Предположительно, первыми всадниками были индоевропейцы - представители т.н. стоговской культуры, которая процветала на территории современных восточной Украины и южной России в 6-4 тыс. до н. э. (на зубах найденных здесь конских черепов обнаружены следы удил).
На первых порах кочевники демонстрировали решительное преобладание над земледельцами. В дальнейшем оседлые и кочевые народы начали выравниваться в своем развитии: они одновременно вступили в бронзовый и железный века. Греческая и римская цивилизации совершили технологический прорыв, который, однако, не привел к решительному превосходству над варварами в военном деле. Славяне же в период античности продолжали отставать от кочевников в культурно-экономическом плане.
Господство в степи индоевропейских народов (скифов и сарматов) продолжалось до III-IV вв. н.э., когда на смену им пришли тюрки и угры.
В это время славяне и степные кочевники уже были «обречены» на соседство и взаимодействие в силу простой географии и самого хода истории. Их появление во всемирной истории, точнее - вторжение в нее, было практически одновременным (эпоха Великого переселения народов). Общим для кочевников и славян объектом вожделения была Римская империя и ее наследница - Византия: прорвав границы империи, те и другие попали на страницы средневековых хроник.
С момента появления на границах империи, славяне действовали совместно с кочевниками - сначала гуннами, потом аварами. Это взаимодействие позволило славянам колонизовать то европейское пространство, на котором они существуют и поныне.
В рамках Гуннского, а затем Аварского каганата возникла первая форма синтеза кочевнической и земледельческой культур. Нельзя не отметить огромного влияния аваров на формирование культуры европейского рыцарства. В то же время в этот период славяне научились давать отпор кочевникам. Первое славянское государственное объединение - держава Само (на территории Чехии и Моравии, VII в.) сложилось в жесточайшем противостоянии с аварами.
В лице славян Европа обрела народ, который оградил её от непрерывного наплыва кочевых орд с востока; и этот народ не только встал на пути разрушительного потока, но и смело двинулся навстречу ему. Вместе со славянами в лесную глушь и степное безбрежье Восточной Европы, где царил мертвенный застой или в бессмысленном кружении, сменяя друг друга, проносились кочевые вихри, пришла История.
В ходе расселения по территории древней Руси восточные славяне вошли в соприкосновение с Хазарским каганатом. Несмотря на то, что некоторые славянские племена попали в данническую зависимость от хазар, в целом Хазарский каганат сыграл скорее положительную роль в русской истории, послужив для славян своеобразной «стеной» от нашествий более диких и агрессивных степных орд, а также арабов-мусульман.
Разгром Хазарского каганата русскими дружинами стал выражением растущего могущества Древнерусского государства, претендовавшего на роль «наследника» хазарских правителей и главного союзника Византии в этом регионе. Недаром князья Владимир и Ярослав Мудрый переняли даже хазарскую титулатуру и стали называться каганами.
На пике государственного могущества древней Руси (Х-XII вв.) ей противостояли не кочевые империи, а рыхлые родо-племенные объединения торков, печенегов и половцев. В борьбе с ними претерпевает радикальное изменение древнерусское военное искусство: на смену пешей рати, передвигающейся по рекам в ладьях, приходят конные дружины, универсальное вооружение и специфическая военная тактика, позволяющие с успехом выдерживать столкновения как со степной, так и с рыцарской конницей. Русские князья научились не только давать отпор степным ордам, но и впервые в истории славянства стали использовать кочевников для решения внутриполитических конфликтов.
На заре Нового времени кочевые империи окончательно исчерпали свою силу. Правотворить мировую историю переходит к европейской цивилизации и России, как ее неотъемлемой части.
Многовековой опыт взаимодействия русского народа с кочевниками не пропал зря, позволив ему пережить самую драматическую эпоху отношений со Степью - монгольское нашествие и ордынское иго. Образование последней кочевой империи стало лишь прелюдией к созданию Российской империи, впитавшей в себя высочайшие достижения как земледельческой, так и степной цивилизаций.
Таким образом на протяжении нескольких тысячелетий наиболее тектонические сдвиги Истории происходили не в «цивилизованной» греко-римской Европе, а в Азии и Великой степи. Европа в конце концов имела дело только со следствиями этих глобальных сдвигов (в виде нашествий степных народов). Для славян же кочевники стали тем историческим «потоком», который вынес славянство на просторы мировой истории.