«Человек действительно мертв только тогда, когда о нем больше никто не думает». (Бертольд Брехт)
8 ноября 1325 года, в приморском городке Барт, близ Штральзунда умер последний «русский князь» с острова Русь (совр. Рюген) Вислав III. Умер от нестерпимого горя, всего на полгода пережив потерю единственного сына.
Смерть его не прошла незамеченной для современников, но взволновала их ненадолго и скоро встала в ряд других событий - великих и малых, - случившихся в том году.
Светская хроника 1325 года открылась свадебным хоралом, прозвучавшим 16 января под сводами авиньонской церкви Сент-Клэр, где счастливый граф Гуго II де Сад по прозвищу «Старик» заключил брак со златокудрой Лаурой де Нов, пятнадцати лет. Добродетельная Лор (так звучит её имя на провансальском наречии) принесёт своему мужу приданое в шесть тысяч ливров и одиннадцать детей, один из которых - Гуго III - станет предком небезызвестного Донасьена Альфонса Франсуа, маркиза де Сада. А ещё она невольно вольёт мучительную отраду в сердце и душу Петрарки…
В тот год фортуна играла жизнями и коронами государей. Андроник Младший, непутёвый внук и тезка престарелого византийского императора Андроника II Палеолога, ранее добившийся назначения наместником Фракии и Македонии, подступил с большим войском к Константинополю и принудил деда объявить его соправителем и венчать на царство. Удержать империю в границах приобретённого Андронику III не удастся: хотя он и сделает одно из последних приращений одряхлевшей державы ромеев, покорив Эпир, зато отдаст болгарам пограничные крепости и уступит туркам лучшие провинции Малой Азии.
На самой западной оконечности Европы в начале января умер шестой король Португалии из Бургундской династии Диниш I. За долгие годы его правления все соседи Португалии, наконец, признали её независимым государством, и в 1297 году Диниш подписал с Фердинандом IV Кастильским пакт о границах, действительный и поныне.
Вслед за смертью португальца, в своём дворце, от руки двоюродного брата пал эмир Гранады Исмаил I Насрид - последний выдающийся правитель испанских мавров, который знал, что такое военное счастье. Он нанёс тяжёлое поражение кастильцам у Аликума и в горах Сьерра де Эльвира, отбил у неверных несколько крепостей. Спустя шесть лет после смерти Исмаила слабый и бездеятельный Мухаммад IV признает себя вассалом кастильского короля Альфонсо XI, и Реконкиста приобретёт необратимый характер.
Жители Нидерландов в 1325 году впервые увидели потомков Моисея на улицах своих городов.
Автор опубликованного в Шотландии географического атласа оповестил своих читателей о необычной крупной рыбе со змеиными шеей, головой и с тройным горбом на хребте, обитающей в озере Лох-Несс.
Венгерский король Карл I Роберт сделал своей столицей Вышеград, а литовский князь Гедимин провозгласил стольным городом Вильно.
Юный Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи ибн Баттута, покинувший жарким утром 14 июля родной Танжер, чтобы совершить хадж в Мекку, не мог предполагать, что вернётся домой спустя четверть века, пройдя по суше и по морю больше 120 тысяч километров, а его книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» будет признана энциклопедией средневекового Востока.
Далеко на западе, за океаном, народ ацтеков основал на острове посреди солёного озера Тескоко город Теночтитлан, названный в честь легендарного вождя Теноча (будущий Мехико). Ко времени испанского завоевания столица Ацтекской империи намного превзойдёт по размерам, количеству жителей и коммунальной организации любой европейский город.
А на востоке, почти в такой же незнаемой для европейцев дали, через несколько дней после того, как тело князя Вислава III будет предано земле, тверской князь Дмитрий Михайлович в гневе зарубит в Орде своего обидчика - московского князя Юрия Даниловича. На московский престол сядет младший брат убиенного Иван Данилович по прозванию Калита. По его просьбе митрополит Пётр тогда же перенесёт митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Первопрестольная начнёт собирание русских земель.
Но вернёмся на остров Русь.
Своим названием он обязан племени ругов, чьё происхождение неясно. Руги говорили на германском наречии, и тем не менее отличались от германцев этнически - «превосходили германцев телом и духом», по словам хрониста VI века Иордана. Их основные поселения находились на южном побережье Балтики. В эпоху Великого переселения народов руги заселили близлежащий крупный остров. По их имени он получил название Ругия.
Но уже совсем скоро сюда же хлынули славянские переселенцы. То были свирепые раны, или ружане (руяне). К концу VIII столетия они полностью ассимилировали местные общины ругов, хотя и приобрели двуязычие. С этого времени наряду с прежним названием Ругия, за островом закрепляются названия Рана, Руян, Рутения, Русиния, Русь, а его жителей называют соответственно ругами, ранами, руянами, рутенами, русинами, русью.
Подробнее см. в моих материалах «Остров Русь - Русская Атлантида»
Часть 1 Часть 2 Правящие здесь «русские» роды отличались глубокой древностью, их генеалогия простиралась в глубь веков не на одну сотню лет. В дохристианские времена местные «русские» князья носили титул королей. Одно время, сразу после падения Аварского каганата, примеривали на себя титул кагана (сообщение Бертинских анналов под 839 г. и многих арабских авторов), но эта претензия не встретила признания у восточнофранкских государей и других правителей Западной Европы.
Несмотря на высокий ранг «русских» владык в те далёкие времена, их имена не сохранились в письменных источниках. Династическое предание помнит только князя Вислава, который предположительно жил около 955 года. Если эта легенда правдива, то имя Вислав стоит у начала и конца славянской династии Виславидов, правителей Рюгена.
Княжество Рюген в середине XII века (выделено жёлтым)
В 1168 году датский король Вальдемар I (названный в честь своего прадеда по женской линии - Владимира Мономаха) захватил стольный град «русских» князей - Аркону. Король повелел вытащить из местного святилища четырёхликий идол Святовита, самого почитаемого бога всех поморских славян, «накинуть ему на шею верёвку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь» (сообщение средневекового хрониста Гельмольда).
Славянское население острова принимает христианство, «русские» князья присягают на верность датской короне и со временем германизируются. Князь Вислав II, отец нашего героя, даже засылал в германские земли зазывал, чтобы побудить немцев активнее переселяться в его владения. Благосостояние Рюгенского княжества, как и любого феодального государства, напрямую зависело от количества рабочих рук.
Молодость
В 1265 (по другим известиям, в 1268-м) году у князя Вислава II и принцессы Агнессы Брауншвейг-Люнебургской из династии Вельфов родился первенец. Его нарекли именем родоначальника с приставкой «Молодой», чтобы отличать от отца. Впоследствии родители подарили ему троих братьев (Яромар, Самбор, Святополк) и четырёх сестёр (Маргарита, Евфимия, Елена, София).
В немецком написании и произношении имя Wizlaw звучало как Вицлав, Визлав. Славянские подданные Вислава III произносили его имя более мягко: Вийслав, как это видно по латинской форме имени на его печати.
Для своих современников он был Виславом Четвёртым (отсчёт ведётся от Вислава I, который княжил в 1221-1250 годах). Именно так называли его и первые исследователи миннезанга Фридрих Генрих фон дер Хаген и Людвиг Эттмюллер. Действительно, на завещании его отца Вислава II от 1302 года стоит приписка нотариуса: «Wislaus III». Причина этого сбоя в нумерации кроется в том, что у Вислава II был дядя по имени Вислав (1231-1242), собственно, второй Вислав в династии, который, однако, не учитывается в современной исторической науке, поскольку он умер ещё в детском возрасте, не числясь даже номинальным главой княжества.
Ко времени рождения Вислава Молодого на острове в ходу были два языка: славянский (ныне исчезнувший полабский) и «виндальский» - особое славянское наречие, испытавшее влияние германского языка. Вислав тоже воспитывался в атмосфере двуязычия. Полабский и средненижненемецкий языки были для него родными.
Герб Рюгена
Под влиянием матери или кого-то из родственников по материнской линии Вислав получил придворное рыцарское (северогерманское) образование. Он был начитан в Священном Писании, знаком с римской историей, астрономией, изящными искусствами, умел играть на каком-то музыкальном инструменте. Господствующий при дворе Вислава II дух куртуазности виден также по тому, что его дочь Евфимия став норвежской королевой, привезла с собой на новую родину три немецких и французских стихотворных романа.
Решающую роль в воспитании Вислава сыграл загадочный наставник, скрывшийся за прозвищем «мейстер Унгеларте (Der Ungelârte)», что можно перевести как "Нелюдимый". Судя по всему, это был странствующий миннезингер, которого Вислав позже прославит как создателя чудесного «тоскующего плача» и своего учителя. К сожалению, все тексты Унгеларте утрачены.
Видимо, под его влиянием Вислав сел за изучение средневерхненемецкого языка - языка рыцарства и куртуазности. Усиленными штудями он приобрёл обширный словарный запас, позволявший ему отпускать острые словечки и выдумывать сложные метафоры и рифмы. Однако средневерхненемецкий навсегда остался для него «иностранным» языком.
Чарующие песни Унгеларте рано запали ему в душу. «Я никогда не слышал ничего, что я считал бы столь прекрасным», - говорится в одной из песен Вислава. Само по себе это не удивительно. Удивительно то, что «тоскующий плач» наставника вызвал в душе юного княжича желание подпевать и отвечать. В ту пору немецкий миннезанг уже давно пережил свой расцвет и даже породил сатирические перепевы. Во времена Вислава этот вид поэзии считался по преимуществу уделом простолюдинов и бедных дворян. Песни Унгеларте приоткрыли перед его венценосным учеником вход в духовную жизнь народа.
Первые поэтические строфы сложились в голове Вислава ещё в ту пору, когда он был «мальчиком», как он называет себя в одной из ранних песен (Песня VIII). Восхищение искусством учителя было столь велико, что порождало творческую робость. Вероятно, прошли годы, прежде чем Вислав отважился спеть на публике песню, сложенную по мотивам «тоскующего плача». Мы не знаем, кем были его первые слушатели - его ли братьями и сёстрами или, быть может, он выступил перед ближним придворным кругом. Знаем только, что приём не был обескураживающим и побудил Вислава больше не таить слова и звуки, льющиеся из его сердца.
Взрослея, он на время подпадал под влияние и других мастеров, помимо Унгеларте, особенно Готфрида фон Нейфен, Штайнмара, Ульриха фон Винтерштеттен и Рейнмара фон Цветер. Но вскоре голос его окреп, и он разработал свой собственный стиль. Мы располагаем двадцатью семью его песнями и короткими стихотворениями с моралистическим оттенком, что составляет, вероятно, около трети от общего числа созданных им произведений. В мелодиях Вислава ясно различима народная музыка Северной и Восточной Европы, в которой можно расслышать отголоски славянских мотивов. Стихотворной основой его строф стала канцона (заимствованная из французской поэзии трубадуров), в форме AAB или AABA.
Это лист 78v с концом песни Uvol vph ir stold helde и началом песни Meyie scone kum io tzů
Многие песни Вислава, подобно народным произведениям, начинаются с зарисовок природы. Одно из самых известных его сочинений (Loybere Risen, "Падают листья") описывает приход зимы и поиски тепла, которое можно найти в любви между людьми. Настроение здесь задают падающие листья на холодном ветру. Эта песня реконструирована сейчас многими музыкантами, исполняющими её на аутентичных инструментах XIV века, как, например, знаменитая немецкая медиваль-фолк-рок группа Faun.
Click to view
Пять майских песен открываются картинами вновь пробуждающейся природы: первые тёплые лучи солнца, цветущие деревья, пение птиц отзываются в людском кругу весельем, музыкой, танцами и любовью. Правда характерная для Средневековья литературная искусственность сказывается в том, что воспетая природа всегда абстрактна и не имеет характерных черт прекрасного островного дома Вислава.
Сердце «русского» князя бьётся в лад с сердцами поэтов всех времён. Он оплакивает несовершенство этого мира, в котором нам уготовано столько утрат, осуждает вражду и злобу (клевета для него - это «гной»), взывает к совести, побуждает людей заботиться о любимых, поступать справедливо и не склоняться перед судьбой («смириться с глупостью и ложью этого мира - самое худшее страдание»). Любопытно, что в притче о сне Навуходоносора Вислав заставляет христиан совместно с язычниками оплакивать упадок мира. Видимо, «русские» князья вполне терпимо относились к верованиям своих предков, возможно ещё не полностью изжитым в их владениях. Но идея христианской любви уже всецело владеет Виславом. Она звучит в рождественском гимне (Bóg się nam zrodził, "Бог рождён для нас"), который считается самой старой колядкой на славянском языке в северной Польше, в Померании, и также имеет множество современных исполнений. Яркий пример того, что Вислав, несмотря на немецкое образование, не утратил связи с полабским языком, а его песни были любимы славянским населением острова.
Click to view
Вступление Вислава во взрослую жизнь было огорчено расставанием с любимым учителем. Завершив обучение юного князя, Унгеларте уехал в Штральзунд. Этот крупный и процветающий город входил в обширные материковые владения Виславидов. Последующие известия об Унгеларте (около 1300 года) знают его как настоятеля местной церковной школы. Видимо, эта должность была вознаграждением за заслуги при дворе «русских» князей.
О характере молодого Вислава даёт представление случай, произошедший с ним во время пребывания в Риге (было ли это образовательное путешествие или дипломатическая миссия, - цель его поездки в Ливонию не вполне ясна). Рюгенский княжич пробыл в городе достаточно долго. Испытывая нужду в деньгах, он занял у местного купца приличную сумму, но изо дня в день откладывал погашение долга. Однажды, во время службы в местном соборе, купец решительно потребовал от Вислава, наконец, расплатиться. Вислав вспылил, - возможно, не стерпев как личного унижения, так и столь вопиющего поругания святости богослужения. Произошла горячая ссора, во время которой Вислав побил купца и получил в ответ удар ножом в ногу. Вислав охромел на всю жизнь. Несмотря на это, он отстоял в соборе покаянный молебен.
Как бы ни толковать поведение Вислава в этом деле, никто не мог усомниться в его природном благородстве. Двое странствующих менестрелей - Генрих Мейсенский и Гольденер, - долгое время гостившие при дворе Вислава II, могли не кривя душой воздавать песенные хвалы доброте, скромности и чувству справедливости своего высокого собрата по поэтическому цеху.
После смерти отца в 1302 году Вислав III разделил престол со своим младшим братом Самбором (остальные два к тому времени уже умерли). Оба ещё не были женаты и не имели детей - странный факт, учитывая тиранический обычай того времени, который предписывал молодым людям не медлить с женитьбой после достижения 15-17-летнего возраста. Очевидно, Вислав II опасался за судьбу династии, в связи с чем объявил своими наследниками сразу двух оставшихся в живых сыновей.
Печати Вислава и Самбора (справа и слева от всадника), их брата Яромара как избранного епископа Каммина (с изображением Иоанна Крестителя, справа). В центре - предполагаемая конная печать князя Вислава III, реконструированная из найденного в Штральзунде обломка.
Папа Бенедикт XI называл обоих правителей Рюгена «князьями русов» (principibus Russianorum), см. А.И.Тургенев «Акты исторические, относящиеся к России, извлечённые из иностранных архивов и библиотек» (Том 1, Спб., 1841. С. 351). Братья враждовали друг с другом до тех пор, пока подданные в 1304 году не заставили их подписать мирное соглашение. Вскоре после этого Самбор умер, и Вислав III стал единовластным правителем княжества.
Только теперь он связывает себя узами брака Избранницей Вислава стала некая Маргарита - женщина, о которой мы знаем лишь её имя. Кажется, она уже некоторое время была его возлюбленной, и в таком случае не исключено, что ей посвящена часть любовной лирики Вислава. Так или иначе, нельзя сомневаться, что это был выбор сердца, а не следствие одних лишь династических соображений. В одном из дошедших до нас песенных обращений к Виславу поэт называет Маргариту «его великая любовь».
Потоп
Самостоятельное княжение Вислава III началось с природной катастрофы, постигшей его родной остров.
Около 1300 года европейский климат изменился: он стал более влажным и холодным. То было предвестием Малого Ледникового периода, вызванного резким снижением солнечной активности.
В конце октября 1304 года сильный западный ветер, не стихавший несколько дней, нагнал воду в средней и северной части Балтийского моря, которая, как только ветер спал, в День Всех Святых 1 ноября хлынула на поморское побережье. Хроники сообщают о массовой гибели людей и разрушении множества домов и церквей с колокольнями. Мощные волны даже изменили береговую линию, скрыв под водой узкий сухопутный перешеек с южной оконечностью Рюгена - Руденом, который отныне превратился в небольшой островок.
Это происшествие стало символическим знаком того, что «Русская Атлантида» на Балтике начинает медленно погружаться в историческое небытие.
Правление
Всего за подписью Вислава III до нас дошло 154 документа (64 в виде оригиналов и 90 в виде копий). Последний датирован 2 ноября 1325 года, то есть незадолго до его смерти. Семь-восемь указов и установлений в год - для своего времени неплохая административная активность. Небезынтересно, что из этих 154 документов только 24 оформлены на немецком языке, что составляет менее 16% от общего числа.
Восковая печать на документе от 9 июня 1304 года, хранящемся в городских архивах Штральзунда.
Как и у любого государя Средневековья, большую часть внимания Вислава поглощали земельные распри и войны с вассалами и другими государями. Особое значение для него имела борьба за Штральзунд, где Вислав пытался опереться на низшие слои населения в противовес городским патрициям, которые поддержали восставших вассалов князя. Демократические наклонности Вислава, возможно, подпитывались не только политическими расчётами, но также его духовной близостью к народной поэзии, оформившейся в молодости под влиянием Унгеларте и не растраченной с годами.
Льняное покрывало для скамьи из церкви Святой Марии, принадлежавшее когда-то Цистерцианскому женскому монастырю, с сценами, предположительно относящимися к какому-то событию из жизни Вислава III.
Военные предприятия Вислава закончились неудачей. К бедствиям войны добавился Великий голод, который длился с 1315 по 1322 год. Обильные дожди и жестокие зимы губили урожаи. Голод, обнищание и растущие цены увеличивали число врагов Вислава. Княжеская казна опустела, и Вислав вынужден был обращаться к своим вассалам и к Церкви с просьбами о займах и закладывать большие участки земли богатым горожанам (большую их часть он так и не выкупил).
Чеканки Вислава III с типичным руянским флагом.
Под конец жизни Вислав III оказался в непростой ситуации. Рыцарство княжества и патриции Штральзунда видели в нём побеждённого врага. Истощённые союзники больше не могли оказывать помощь. Сам Вислав был уже немолод, и находил в себе всё меньше сил для политических и военных баталий.
В этих условиях на первое место выдвинулся вопрос о престолонаследии.
Маргарита умерла всего через несколько лет после свадьбы, так и не став матерью. Около 1310 года Вислав женился вторым браком на Агнессе, дочери графа Ульриха фон Линдов-Руппин. Спустя два года Агнесса произвела на свет долгожданного наследника, названного Яромаром. Несмотря на это Вислав вынужден был заключить в 1321 году со своим племянником, померанским герцогом Вартиславом IV*, договор, согласно которому в случае пресечения династии Виславидов наследование должно было перейти к Померанскому дому.
*Сын сестры Вислава, Маргариты, и Богуслава IV, герцога Померания-Вольгаст.
Конечно, Вислав истово молился, чтобы этого не случилось. Материальным свидетельством его упований стал крупный земельный дар (имение Каррендорф) двум монастырям Грайфсвальда (ганзейский город в померанских владениях Вислава). Кроме того, он решил не повторять собственной ошибки и не затягивать с женитьбой сына. 15 марта 1325 года Яромар был обручён с Беатрикс, дочерью Генриха II Мекленбургского. Однако внезапная смерть Яромара в мае того же года разрушила все надежды Вислава на продолжение рода.
Вислав нежно любил сына, которому посвятил часть своего творчества. В одном стихотворном обращении он заклинает его всегда поступать благородно, по-справедливости - и тогда «однажды тебя примут в высоком царстве Бога». Однако же он, конечно, не думал, что врата небесного сада откроются для Яромара так скоро.
Потеря сына надломила князя. Он последовал за Яромаром сначала душой, а вскоре и телом. Нам остался только его духовный облик, ибо живописных изображений Вислава III не сохранилось.
Со смертью последнего «русского князя» судьба острова Русь была предрешена. Спустя еще некоторое время немецкий историк Томас Канцов, автор «Померанской хроники» (1532-1541) отметит, что «около 1404 года умерла на Ране (Рюгене. - С. Ц.) в Ясмонде старуха по имени Голицына; она и её муж были последние, которые на Ране умели говорить по-славянски».
***
«Эдуардыч, пиши ещё!»
Сбербанк
2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/author/sergey-cvetkov/ Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru
«Последняя война Российской империи»
(описание) Добавьте описание
Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!
Добавьте описание
«Названный Лжедмитрием». ВКонтакте
https://vk.com/id301377172 Мой телеграм-канал
Истории от историка.