Иоанн Скот, по мнению многих ученых, является самой изумительной личностью Запада IX столетия. Живи он раньше или позже, он, возможно, вызывал бы меньший интерес. Но в эпоху раннего Средневековья, за которой укрепилась репутация «веков мрака», его личность действительно выделяется на фоне всеобщего варварства.
О начале и конце жизни Иоанна Скота ничего неизвестно. Принято считать, что он родился на рубеже VIII-IX веков в Ирландии. Отсюда его прозвище Скот, то есть Ирландец, поскольку в IX веке Ирландия была известна как Scotus Major, а ирландцы - как Scotus. К его имени иногда еще прибавляют Эриугена (Eriugena), что означает "принадлежащий к народу Эрин", то есть опять-таки к ирландцам (Эрин - Ирландия, а эрины - одно из ирландских племен). Таким образом имя Иоанн Скот Эриугена, под которым его знают словари, означает, собственно, Иоанн Ирландский Ирландец.
От ирландских монахов он усвоил отличное знание древнегреческого языка, что позволило ему познакомиться с античной философией. Опустошительные вторжения норманнов вынудили Иоанна Скота перебраться на континент.
Значительную часть своей жизни он провел под покровительством Соломона того времени - Карла II Лысого, короля Франции, который около 843 года поставил его во главе придворной школы.
Иоанн Скот был неоплатоник, блестящий знаток греческого языка и пантеист. Разум он ставил выше веры, а авторитет духовенства не ставил ни во что.
В 840-х годах в Церкви разгорелся жаркий спор о предопределении и свободе воли. Тема эта всегда была щекотливой для христианского богословия. Многие отцы церкви, говоря о ней, впадали в ересь. Не избежал этого и наш философ. В своем трактате «О Божественном предопределении» Иоанн Скот провозгласил, что философия является равным или даже высшим авторитетом, независимым от откровения. Он настаивал, что разум и откровение - это два источника истины и потому не могут противоречить друг другу. А иной раз такой казус и случается, то предпочтение должно быть отдано разуму. Истинная религия, заявляет Иоанн, является и истинной философией, как верно и то, что истинная философия есть истинная религия. Более того, он утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры: «Авторитет рождается от истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета». Отсюда парадоксальный вывод: «Никто не восходит на небо иначе, чем через философию».
Иоанн Скот высказывал и куда более еретические идеи. Таковым, например, является его взгляд на творение как на процесс, не имеющий начала во времени, - взгляд, вынуждающий его утверждать, что история сотворения мира, рассказанная в Книге бытия, является иносказанием. По его мнению, Бог не может быть источником добра и зла одновременно, поэтому Он не может одновременно спасать одних и осуждать других. Эриугена также утверждал, что первоначально человек не знал греха и что наказание греха не вечно; в конце концов даже дьяволы будут спасены, хотя и позднее, чем другие люди.
Сочинение Иоанна дважды было осуждено церковными соборами, причем в приговоре одного из них его книга была названа «Скотовой бурдой».
Однако Скот избежал наказания благодаря поддержке короля, с которым он был на дружеской ноге. Передают, что однажды король за обедом спросил Иоанна, сидевшего за столом напротив: «Что отделяет Скота от скота?» На что Иоанн невозмутимо ответил: «Только ширина обеденного стола». Кажется, король не обиделся.
В 877 году Карл II Лысый умер, и после этой даты об Иоанне ничего не известно. Полагают, что он также умер в том же году или немного позже. Согласно легенде, король Альфред Великий пригласил его в Англию, где Иоанн и погиб - ученики закололи его до смерти писчими перьями.
Учение Эриугены пользовалось популярностью, поэтому в 1225 году папа Гонорий III приказал сжечь все его книги. К счастью, несколько экземпляров сочинений Скота всё же уцелело.