День тринадцатый (01.08.2013)
Дождь закончился ещё ночью, и утро обещало прекрасный день. Сегодня едем к леднику Engabreen, языку ледника Svartisen, который спускается почти до самого фьорда. Чтобы попасть к леднику необходимо пересечь Holandsfjord.
Расписание катеров и цены можно найти по следующей ссылке:
http://engenbreenskyss.no/en/. Также расписание катеров к леднику публикуется в Kystriksvenien Travel Guide. Что любопытно, так это то, что формально катер платный только в обратную сторону. Т.е., если далее идти на линейный маршрут, то пересечь Holandsfjord на катере можно абсолютно бесплатно. Ходит катер не то чтобы очень часто (порядка 8-10 раз в день), но если желающих попасть на него будет много, то возможен и дополнительный рейс. Продолжительность поездки на катере по Holand-фьорду занимает всего-то около 10 минут. Пристань находится примерно в 1 км от главного шоссе, ориентир - туристический информационный центр.
Для справки ниже привожу актуальное расписание на 2016 год.
Shuttle Boat Schedule 28.mai - 4.september
From Holandsvik
From Svartisen
07:45 a
10:00 b
10:15 b
11:00
11:15
12:00
12:15
14:00
14:15
15:00
15:15
16:00 b
16:15 b
17:00
17:15
18:15 b
18:30 b
19:30 b
a: reservation required at Tel: 959 20 327, minimum one day in advance
b: between 10 June and 15 August
В общем, взглянув на расписание, можно сделать следующие выводы:
1) лучшее время для посещения между 10 июня и 15 августа.
2) времени подойти к леднику, чтобы полазать, пофотографировать и т.д. хватит, но подняться наверх к хижине
Tåkeheimen и выше к самой высокой точке ледника ̶ вершине Snøtinden (1594м), за световой день явно не удастся. В случае хорошей устойчивой погоды летом весьма привлекательным выглядит вариант ночного восхождения. Однако в любом случае потребуются кошки.
Ну а мы кошки с собой не взяли, так что выбрали простейший вариант ̶ только вблизи и около. И как оказалось не зря, ибо Марианна таки подвернула ногу и обратно к фьорду спускалась уже прихрамывая.
Вид на ледник со смотровой площадки Braset накануне вечером. Как-то мрачновато.
Хотя и утром, незадолго до 10-ти часового катера, облака по-прежнему гуляли вокруг ледника. Но проблески неба таки внушали надежду, что прогулка удастся.
Свартисен (Svartisen) представляет собой собирательный термин для двух ледников, расположенных в Северной Норвегии: площадь Западного ледника (Engabreen) составляет 221 км2, а Восточного (Austerdalsisen) 148 км2 (т.е. общая площадь ледника составляет 370 квадратных километров). Имя Свартисен происходит от старого слова, которое означает глубокий голубой цвет льда. И это истинная правда - см. фото ниже.
Свартисен, помимо того, что является одним из самых больших ледников в Норвегии, также является и самым низким на европейском континенте. Его нижняя точка находится на высоте всего 20 м над уровнем моря (трудно сказать, насколько это правда, но вроде действительно язык ледника сползает практически во фьорд). Это делает ледник доступным как для альпинизма, так и для и туристических прогулок. Самая высокая точка ледника - 1594 метра над уровнем моря (гора Snøtinden), и в толще своей ледник достигает до 450 метров.
Чтобы посетить Восточный ледник надо проехать от Мо-и-Рана (Mo i Rana) проехать около 30 км на север по E6 до озера Свартисен (Svartisen). С западной оконечности озера к леднику ведёт маркированная трасса, также во время туристического сезона (с июня по август) можно воспользоваться катером. На берегу озера есть возможности для установки палаток. На Восточном леднике Austerdalsisen мы пока не были, хотя то, что катер - это опция, и до ледника можно дойти пешком от парковки, принципиально позволяет планировать длительные прогулки.
Прогулка до Западного ледника (Engabreen) заметно короче. Хотя при этом необходимо воспользоваться катером, для того чтобы пересечь Holandsfjord. К тому же, нижная точка ледника Engabreen находится заметно ниже над уровнем моря. От причала, куда прибывает катер, до начала тропы к леднику примерно 3 км по хорошей гравийной дороге. Этот путь можно проделать и на велосипеде - аренда байка на день стоит 65 NOK. Учитывая, что и катер удовольствие не самое дешевое, не уверен, что байк - это хороший вариант.
В конце дороги выходим к кафе.
Отсюда до начала подъема на ледник нужно пройти ещё несколько сот метров по тропе.
Любопытно, но в этих горах на глубине 200 метров под толщей ледника находится исследовательская лаборатория Svartisen, по-сути, единственная в своем роде. В лаборатории имеются два выходных люка, которые позволяют ученым получить прямой доступ к леднику снизу. Тропу потеряли, так что идём напрямую. В принципе, до подножия ледника идти можно как угодно. В конце концов, вышли к ручью в его западной части.
А вот и сам ледник. И люди на нём. Для желающих организуются туры. Ну не знаю, что мы, ледников не видели? Стоит это удовольствие дорого, да к тому же предлагается сильно упрощённый вариант. Проводники заранее вырубают ступени, что было легче идти. Если есть с собой кошки и каски, то можно погулять и самостоятельно. Ледник, по-крайней мере, в нижней своей части открытый, так что провалиться особо и некуда. Но лучше связаться для страховки.
Без кошек забраться нереально.
А лёд на самом деле голубой!
Вид на озеро Engabrevatnet и Holandsfjord.
Свартисен. Еще несколько фото. Пятьдесят оттенков голубого...
Всё. Пора спускаться.
На пристани в ожидании катера. В общем, как то незаметно ушел почти целый день. На пристани были в районе 18 часов. Погода снова начала хмурится.
Большинство запланированных маршрутов прошли, кроме разве что «Семи сестёр». Но, похоже, в этот раз не судьба. Марианна сильно подвернула ногу (последствия старой травмы), так что горная часть на это раз закончилась. Поэтому принимаем решение двигаться в сторону дома, а точнее в Швецию и в аквапарк в Бодене. Затем надеемся, что нога потихонечку отойдёт и можно будет пробежаться по несложным маршрутам в национальных парках Финляндии. Конечно, вдоль 17-ой дороги ещё много достопримечательностей, но что-то мы уже видели в 2011-ом. И об этом будет дополнительный рассказ. А сейчас успеваем по-быстрому проскочить два парома Føroy-Ågskardet и Jektvik-Kilboghamn. Причем паром Jektvik-Kilboghamn в 20.30 был последним.
Далее едем к Mo i Rana и по E12. Встали в районе к полуночи на ночевку в кемпинге Tärnaby (
http://www.tarnabycamping.se/) - есть указатель с трассы. На карте ниже кемпинг отмечен стрелкой.
И, между прочим, подробные карты Швеции можно найти на
http://kartor.eniro.se/