Призва­ние Барта ван Ло­трин­гена

May 22, 2016 11:07

Ин­тер­вью с ди­зай­не­ром ком­па­нии DAF, ру­ко­во­ди­те­лем от­дела раз­ра­ботки стиля

Лео­нид Круг­лов Журнал Грузовик Пресс

Ра­бота ди­зай­нера ком­мер­че­ского транс­порта на­много слож­нее и ин­те­рес­нее, чем ра­бота ху­дож­ника-кон­струк­тора, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щего сти­ли­сти­че­ские ре­ше­ния лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей. Одно дело учесть при про­ек­ти­ро­ва­нии ав­то­мо­биля тре­бо­ва­ния моды, вкусы по­тен­ци­аль­ных вла­дель­цев и стан­дарты без­опас­но­сти, а кроме этого ему ещё не­об­хо­димо учи­ты­вать усло­вия по­грузки и раз­грузки, ха­рак­тер и осо­бен­но­сти пе­ре­во­зи­мых гру­зов, воз­мож­ность ра­бо­тать оди­ноч­кой и в со­ставе ав­то­по­езда и мно­гое дру­гое. А если при этом ещё раз­ра­ба­ты­ва­ется сразу целое се­мейство?

Одной из наи­бо­лее ин­те­рес­ных пре­мьер в мире ком­мер­че­ского транс­порта стала пре­мьера се­мейства ав­то­мо­би­лей DAF эко­ло­ги­че­ского класса Euro 6. Едва ли не все экс­перты, рас­смат­ри­вая новые кон­струк­тор­ские и тех­ни­че­ские ре­ше­ния, за­ло­жен­ные в них, от­ме­чали вы­со­кий уро­вень ди­зай­нер­ских про­ра­бо­ток стиля гру­зо­ви­ков. Вы­пол­нить в еди­ном стиле три мо­дели ав­то­мо­би­лей раз­лич­ной гру­зо­подъём­но­сти и пред­на­зна­чен­ных для ре­ше­ния раз­лич­ных транс­порт­ных задач - слож­ная и вы­со­ко­про­фес­си­о­наль­ная ра­бота.



Встре­титься и по­го­во­рить с ди­зай­не­ром ком­па­нии DAF - боль­шая жур­на­лист­ская удача. Не часто нас, жур­на­ли­стов, ком­па­ния пус­кает в свя­тая свя­тых - отдел раз­ра­ботки стиля. Итак, наш со­бе­сед­ник ру­ко­во­ди­тель от­дела Барт ван Ло­трин­ген, кстати, впер­вые да­ю­щий ин­тер­вью рос­сийскому из­да­нию.

«Гру­зо­вик Пресс» («ГП»): Сна­чала, по­жа­луй­ста, вкратце рас­ска­жите о себе: сколько Вам лет, какое у Вас об­ра­зо­ва­ние, когда Вы на­чали ра­бо­тать в ком­па­нии DAF, что было самой пер­вой за­да­чей, ко­то­рую Вам при­шлось ре­шать?

Барт ван Ло­трин­ген (Б.Л.): Меня зовут Барт ван Ло­трин­ген (Bart van Lotringen), мне 51 год, я вы­пуск­ник лон­дон­ского Ко­ро­лев­ского кол­ле­джа ис­кусств, где по­лу­чил сте­пень ма­ги­стра, спе­ци­аль­ность «Ди­зайн ав­то­мо­би­лей», и Дел­фт­ского тех­ни­че­ского уни­вер­си­тета (также сте­пень ма­ги­стра по спе­ци­аль­но­сти «Раз­ра­ботка про­мыш­лен­ного ди­зайна»). В ком­па­нию DAF я при­шёл в 2000 году, и пер­вая за­дача, ко­то­рую мне пред­сто­яло ре­шить, - ра­бота над ин­те­рье­ром ка­бины в рам­ках про­граммы Euro 4 и Euro 5».

«ГП»: Кого из ди­зай­не­ров, ра­бо­та­ю­щих в об­ла­сти ком­мер­че­ских ав­то­мо­би­лей, Вы могли бы на­з­вать своим учи­те­лем или эта­ло­ном с точки зре­ния про­фес­си­о­на­лизма?



Б.Л.: Моя ка­рьера в ав­то­мо­би­ле­стро­е­нии на­ча­лась в 1989 году с про­из­вод­ства лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей. В этой сфере у меня было до­вольно много на­став­ни­ков. Тем не менее, если бы мне при­шлось на­з­вать только од­ного из них, им стал бы Федде Тал­сма (Fedde Talsma), про­сла­вив­шийся сво­ими раз­ра­бот­ками лег­ко­вых и гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей. Именно у него я на­учился сов­ме­щать ху­до­же­ствен­ное чутьё с ин­же­нер­ными и мар­ке­тин­го­выми кри­те­ри­ями, не­об­хо­ди­мыми для про­ек­ти­ро­ва­ния та­кого слож­ного про­дукта, как лег­ко­вой или гру­зо­вой ав­то­мо­биль.

Мне ка­жется, в ав­то­мо­биль­ной от­расли тру­дится мно­же­ство ди­зай­не­ров, ко­то­рые об­ла­дают фан­та­сти­че­скими твор­че­скими спо­соб­но­стями и огром­ным та­лан­том. Но лишь не­мно­гие из них вла­деют до­ста­точ­ным объё­мом зна­ний, умеют рас­смат­ри­вать в ком­плексе все ас­пекты ав­то­мо­биля и могут при­ве­сти убе­ди­тель­ные до­ка­за­тельства, по­чему те или иные кон­крет­ные пред­ло­же­ния по­ка­жут более вы­со­кие ре­зультаты на рынке. Именно таким че­ло­ве­ком был Федде Тал­сма.

В нашей ра­боте часто при­хо­дится убеж­дать ру­ко­вод­ство ин­ве­сти­ро­вать в про­дукт круп­ные де­неж­ные суммы на таком этапе про­екта, на ко­то­ром ещё не­по­нятны его воз­мож­ные ре­зультаты, так как про­дукт вый­дет в свет лишь через не­сколько лет. Это боль­шая от­вет­ствен­ность, к ко­то­рой не сле­дует от­но­ситься лег­ко­мыс­ленно.

«ГП»: Барт, рас­ска­жите о наи­бо­лее ин­те­рес­ных экс­пе­ри­мен­таль­ных ра­бо­тах и самых пер­спек­тив­ных про­ек­тах с точки зре­ния ди­зайна, ре­а­ли­зо­ван­ных в ком­па­нии DAF в по­след­ние годы.



Б.Л.: Наи­боль­шее удо­вольствие я по­лу­чаю, ра­бо­тая над слож­ными, но ин­те­рес­ными про­ек­тами по раз­ра­ботке всей серии ав­то­мо­би­лей, ко­то­рые должны об­ла­дать ин­ди­ви­ду­аль­ными осо­бен­но­стями, спе­ци­фич­ными для их при­ме­не­ния, и иметь еди­ный ди­зайн, а также об­ла­дать ха­рак­тер­ной для плат­формы DAF эф­фек­тив­но­стью. При этом не­об­хо­димо раз­ра­бо­тать стра­те­гию, опре­де­лив общие и ха­рак­тер­ные черты ав­то­мо­би­лей, чтобы при­дать тех­нике ин­ди­ви­ду­аль­ность и за­дан­ные свойства. Эту за­дачу можно ре­шить, лишь об­ла­дая глу­бо­ким по­ни­ма­нием того, каким об­ра­зом будут ис­поль­зо­ваться и из­го­тов­ляться эти ав­то­мо­били.

Одним из таких про­ек­тов была про­грамма Euro 6, став­шая слож­ной за­да­чей для нашей ко­манды.

Нам при­шлось раз­ра­ба­ты­вать всю ли­нейку ав­то­мо­би­лей од­но­вре­менно в те­че­ние ко­рот­кого про­ме­жутка вре­мени в со­ставе не­боль­шой, но очень це­ле­устрем­лен­ной группы. За­дачу уда­лось ре­шить только бла­го­даря общей уве­рен­но­сти в выбран­ном на­прав­ле­нии, с опо­рой на вклад каж­дого из чле­нов группы.

«ГП»: Про­цесс раз­ви­тия ди­зайна гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей про­шёл через не­сколько эта­пов: био­ди­зайн, техно и т. д. Каких прин­ци­пов при­дер­жи­ва­е­тесь именно Вы?



Б.Л.: Я не ис­поль­зую для опи­са­ния тен­ден­ции раз­ви­тия стиля ком­мер­че­ского транс­порта такие тер­мины, как «био­ди­зайн», «техно» или как там ещё на­зы­ва­ются на­прав­ле­ния раз­ви­тия ди­зайна.

Спе­ци­а­ли­сты DAF стре­мятся по­лу­чить оп­ти­маль­ный стиль и ди­зайн. Для каж­дой об­ла­сти при­ме­не­ния или сек­тора не­об­хо­дим такой стиль, ко­то­рый будет со­о­т­вет­ство­вать осо­бен­но­стям ис­поль­зо­ва­ния и ха­рак­тер­ным си­ту­а­циям. Ма­ги­страль­ный гру­зо­вой ав­то­мо­биль имеет об­те­ка­е­мые формы и пре­стиж­ный внеш­ний вид, гру­зо­вой ав­то­мо­биль по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти будет вы­гля­деть на­дёж­ным и дол­го­веч­ным, а раз­воз­ный гру­зо­вик дол­жен быть без­опас­ным и хо­рошо смот­реться в го­род­ской среде. При­ме­нять кон­крет­ные кон­струк­тив­ные ре­ше­ния ав­то­мо­биля не­об­хо­димо с учё­том со­о­т­вет­ствия за­дан­ных форм и про­пор­ций его на­зна­че­нию. За­круглён­ные, пря­мо­у­голь­ные, глад­кие или резко очер­чен­ные формы ста­нут во­пло­ще­нием ва­шего глав­ного мес­седжа.

«ГП»: Ра­бота над общей сти­ли­сти­кой ав­то­мо­биля тесно свя­зана с по­ис­ком ком­про­мисса между тех­но­ло­ги­ями и ху­до­же­ствен­ным сти­лем. Что Вы пред­по­чи­та­ете?



Б.Л.: Я все­гда счи­тал, что нашей за­да­чей, как и всех ди­зай­не­ров во­обще, яв­ля­ется поиск ра­зум­ного со­че­та­ния всех свойств про­дукта (в нашем слу­чае - ав­то­мо­биля). Не­об­хо­димо стре­миться к наи­выс­шему уровню в каж­дой из об­ла­стей. И я не вижу здесь про­ти­во­ре­чия, ско­рее это при­ят­ная твор­че­ская го­ло­во­ломка. В конце кон­цов, мы все­гда на­хо­дим ра­зум­ный ком­про­мисс, од­нако я счи­таю эту за­дачу есте­ствен­ной и по­лез­ной. Давно про­шли те вре­мена, когда ди­зай­нер опре­де­лял лишь тех­ни­че­скую форму. Сей­час ди­зай­нер вхо­дит в группу спе­ци­а­ли­стов и ока­зы­вает зна­чи­тель­ное вли­я­ние на ар­хи­тек­туру ав­то­мо­биля в целом. Он дол­жен объеди­нить все эле­менты в общую при­вле­ка­тель­ную кон­цеп­цию. Бла­го­даря на­шему ам­би­ци­оз­ному стрем­ле­нию к со­з­да­нию са­мого луч­шего про­дукта, мы ока­зы­ваем вли­я­ние друг на друга.

При этом сле­дует от­ме­тить, что хо­ро­ший ди­зайн можно по­лу­чить, лишь до­бив­шись под­хо­дя­щих усло­вий. И я по­ла­гаю, что буду ощу­щать это про­ти­во­ре­чие еже­дневно на про­тя­же­нии всей ка­рьеры.



«ГП»: Ком­па­ния DAF вы­пус­кает ши­ро­кий ас­сор­ти­мент гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей, раз­де­ля­е­мых по их гру­зо­подъём­но­сти. Есть ли у Вас, Барт, стрем­ле­ние сде­лать каж­дую мо­дель ин­ди­ви­ду­аль­ной или уни­фи­ци­ро­ван­ной?

Б.Л.: Я бы пред­почёл клас­си­фи­ци­ро­вать нашу про­дук­цию ско­рее на ос­нове на­прав­ле­ний её ис­поль­зо­ва­ния и об­ла­стей при­ме­не­ния, а не по гру­зо­подъём­но­сти. В таком слу­чае до­ста­точно легко при­дать ав­то­мо­би­лям соб­ствен­ную уни­каль­ную ин­ди­ви­ду­аль­ность и свойства. При этом все они должны со­о­т­вет­ство­вать вы­со­кому уровню ка­че­ства, пред­став­ля­ю­щему ре­аль­ную цен­ность для поль­зо­ва­теля и вла­дельца. Наши про­дукты имеют общий фир­мен­ный стиль, ха­рак­тер­ный для всего се­мейства DAF и ука­зы­ва­ю­щий на то, что они из­го­тов­лены ува­жа­е­мым про­из­во­ди­те­лем. Это чем-то по­хоже на друж­ную семью, где каж­дый из её чле­нов на­делён ин­ди­ви­ду­аль­ными чер­тами, но при этом все все­гда дер­жатся вме­сте.

«ГП»: Куда идёт ди­зайн средств ком­мер­че­ского транс­порта и как, по Ва­шему мне­нию, из­ме­нится стиль гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей в бли­жай­шем бу­ду­щем?



Б.Л.: Время от вре­мени на ди­зайн гру­зо­ви­ков в зна­чи­тель­ной сте­пени вли­яет новое и пер­спек­тив­ное за­ко­но­да­тельство или тех­ни­че­ские раз­ра­ботки. Сей­час мы вновь на­хо­димся в по­доб­ных усло­виях. Ев­ро­пейский пар­ла­мент вы­на­ши­вает идею не­боль­шого уве­ли­че­ния мак­си­маль­ной длины гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей при усло­вии, что они ста­нут более без­опас­ными и об­те­ка­е­мыми. До сих пор до конца не ясно, каким об­ра­зом будут сфор­му­ли­ро­ваны новые пра­вила и когда они всту­пят в силу. Наши те­ку­щие ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти ди­зайна и тех­но­ло­гий на­прав­лены на изу­че­ние пер­спек­тив раз­лич­ных сце­на­риев. Лично я могу ска­зать, что воз­мож­ность уве­ли­че­ния длины со­пря­жена со мно­же­ством новых до­пол­ни­тель­ных воз­мож­но­стей и слож­ных задач. Мы уже почти при­выкли к су­ще­ству­ю­щим огра­ни­че­ниям длины и на­учи­лись ис­поль­зо­вать каж­дый до­ступ­ный мил­ли­метр для по­лу­че­ния наи­бо­лее эф­фек­тив­ной ком­по­новки и зна­чи­тель­ного сво­бод­ного про­стран­ства. Ярким об­раз­цом этого слу­жит мо­дель DAF XF.

Ди­зай­неру этот новый пе­риод до­став­ляет боль­шое удо­вольствие. Те­перь нам не­об­хо­димо пе­ре­смот­реть стан­дарты с учё­том зав­траш­него дня, и для этого можно под­верг­нуть со­м­не­нию аб­со­лютно всё, что угодно. Наша цель - поиск наи­луч­шей ар­хи­тек­туры ав­то­мо­биля бу­ду­щего по ана­ло­гии с мо­де­лью XF Super Space Cab, за­да­ю­щей новые стан­дарты с точки зре­ния вме­сти­тель­но­сти, ком­форта и без­опас­но­сти.



Ко­манда сти­ли­стов под ру­ко­вод­ством Барта ван Ло­трин­гена на­равне с кон­струк­то­рами и тех­но­ло­гами ком­па­нии DAF раз­де­лила успех но­вого се­мейства гру­зо­ви­ков из Эйн­д­хо­вена. Че­реда пре­зен­та­ций шла своим че­ре­дом, жур­на­ли­сты и транс­порт­ники вос­хи­ща­лись но­вин­ками, а ди­зай­неры вовсю тру­ди­лись над со­вер­шенно дру­гими ав­то­мо­би­лями, ко­то­рым через не­сколько лет ещё только пред­стоит уди­вить мир. И тогда мы смо­жем ещё раз вос­хи­титься ре­зульта­тами ра­боты Берта ван Ло­трин­гена.

Previous post Next post
Up