Каждый раз, когда Израиль залетает в неприятности, в стране наблюдается явление, которое я называю «плач по пропаганде». Вот мы кругом правы, все из себя пострадавшие, а не любят нас в мире, не могут оценить справедливость нашего дела. Кто виноват и как будем исправлять? Правительство наверняка недостаточно понимает важность темы, а деньги тратит вместо правильной пропаганды на всякую хрень.
Суровый правый соотечественник ответит на это «Бесполезно, все они антисемиты и жидоморы». А суровый левый возразит: «Ведем себя как скоты, палестинчиков оккупируем, блокадируем и третируем. Честный западный гражданин видит нашу гнилую сущность, никакие пропагандистские трюки и вложенное в них бабло не помогут, пока не исправимся». В общем, горячий, но довольно-таки идущий по кругу разговор выходит.
Явным или неявным персонажем этого разговора является гражданин-обыватель какой-нибудь большой и важной страны, типа США, до которого маленькая страна, например, Израиль, должна попытаться донести свою позицию и на что-то полезное для маленькой страны его сподвигнуть. Предполагается, что он изначально очень слабо информирован, рационален и в целом хочет хорошего.
Один из моих друзей четверть века назад был на постдоке в Канаде, потом вернулся. Тогда Канада для многих русскоязычных израильтян выглядела как Земля Обетованная, особенно если первая версия Земли Обетованной не приглянулась. Никаких проблем в отношении евреев еще и в помине не было. Много людей из моего круга знакомых туда уехало навсегда.
У друга был знакомый серб. А тогда был какой-то очередной блудняк на Балканах. Уж не помню, о Косово или Боснии шла конкретно речь. По телевизору канадцев интенсивно просвещали по этой вряд ли ранее им привычной теме. Понятно, в каком ключе. И этот самый серб взял сербский флажок и поперся на автобусе на просербскую демонстрацию. К нему в автобусе простые канадцы довольно жестко отнеслись. Атаковали и из автобуса выкинули. Мой друг проницательно заглянул в будущее, которое теперь уже настоящее, и сказал по поводу этого канадского инцидента что-то вроде: «Бродит в людях злоба и напряжение, даже когда все хорошо. А будет не так хорошо, может многим достаться, включая евреев». И не остался в Канаде, кстати.
Есть разные взгляды на мораль. По некоторым из них широта переживаний человека является по умолчанием положительным индикатором его моральных качеств. Переживает за ребенка своего, много играет и занимается с ним? Эка невидаль, это и кошка может. За страну переживает, помогает в свободное время каким-то незнакомым согражданам? Уже получше, но определенный националистический душок в этом все-таки присутствует. Соболезнует неграм в Африке, пингвинам в Антарктиде, рвет рубаху за Донбасс из Австралии, за Палестину из Ирландии, за Израиль из Айовы? Вот это всем нам пример, чтоб не впасть в отчаяние, такими и должны быть сознательные граждане в дивном новом глобальном мире. Соответственно и недовольных сербом канадцев надо в чем-то похвалить. Может одновременно пожурив за излишнюю горячность. С другой стороны, череп ведь не проломили, можно и не журить.
Признаюсь, что как националисту из небольшой страны, мне этот моральный подход совсем не близок. Сразу на память приходят «невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев» и «вы не сочувствуете детям Германии». Кстати, снобизм профессора Преображенского в отношении бедных слоев населения своей страны мне не заходит, а вот именно по теме внешней политики я с ним солидарен.
Допустим, я честный западный обыватель и мне что-то рассказали по телевизору, Интернету или соцсетям про новую для меня тему. Косово, Малави, хуситы, Хан-Юнес, Кфар-Аза. Эмоционально, с разрыванием рубахи на груди и всякими страшными кадрами. Во-первых, почему мне все-таки это так эмоционально важно? Все проблемы родной семьи, родного города, родной страны уже решены? Во-вторых, если у меня есть какая-то голова на плечах, то понимать должен: в первый раз об этих хуситах и Рафиахе слышу, поэтому проманипулировать мной через ту ли иную правильно подобранную картинку - как на два пальца пописать. Это не дела моей семьи, моего города или моей страны, в которых я чего-то понимаю, и поэтому меня труднее кинуть и обмануть. Можно, конечно, взять отпуск на месяц и подучить матчасть про хуситов, хутси и шиитов, но реально так почти никто не делает.
Еще раз подчеркну. У конкретного человека может быть сто двадцать весомых причин переживать за что-то географически далекое. Может он из еврейской, армянской или палестинской диаспоры, может его город детства разнесла российская артиллерия, может он реально великий специалист по Гондурасу, ездит туда постоянно и у него две гондурасских любовницы. Но две менее уважительные причины всегда под подозрением в таких случаях. Во-первых, такой «неравнодушный обыватель» может быть туповат и легко подвержен манипулированию. Во-вторых или чаще вдобавок к первому, он может быть ханжой, который стремится на пустом месте и легким путем заработать себе репутацию и моральный капитал. Что стало особенно актуально в наш период пустого и бессмысленного сплетничества и морализаторства в соцсетях.
Так что в сухом остатке имеем: вопрос пропаганды маленькой страны в большой державе не целиком, но во многом сводится к вопросу «как убедить в правильности нашего дела дураков и ханжей, поскольку остальным малоинформированным гражданам будет примерно пофиг и они поплывут по течению». Иногда слышал от собеседников по теме что-то вроде такого вопроса. «Да, я понимаю, что у Израиля есть упертые враги, их не ублажишь и не переубедишь. Но их же меньшинство в той же Америке. Нужно стараться, чтоб они не сагитировали общую массу.»
Я отвечаю так. Предполагается, что в стране X по отношению к Израилю присутствуют только враги, типа заметное меньшинство, и большинство изначально равнодушных обывателей? Как воздействовать на обывателя? В такой постановке вопроса абсолютно никак, сливай воду, страна для Израиля потеряна. Враги раскрутят пропаганду в СМИ и соцсетях, заведут эмоционально идиотов и ханжей, а простые нормальные люди не станут бодаться с тремя вышеназванными группами по какому-то далекому от своих интересов поводу.
Получается довольно печально, может есть более правильная и утешительная постановка вопроса? Да, есть. Помимо врагов и равнодушных обывателей, в далекой и могущественной стране у нас могут быть еще и друзья. Люди, у которых по тем или иным шкурным или идейным причинам “skin in the game”. Например, в США у Израиля это кто? Евреи, во-первых. Мы им можем не нравиться, как типа кишиневские родственники элитному еврею-москвичу, но национальная еврейская чуйка, хочется верить, еще не отвалилась. Чисто теоретически в сферическом вакууме нелюбовь к Израилю и антисемитизм не обязаны идти вместе. А практически и статистически никуда друг от друга не денутся. Подзабудут это американские евреи - Сюзан Сарандон напомнит.
И, на настоящий момент, сильно верующие христиане во-вторых. У них весьма исторически сложные отношения с евреями, но сейчас типа медовый месяц. О евреях опять же, они не вчера услышали, поскольку поколениями читают и перечитывают Ветхий Завет. А в XX-м веке большую роль сыграли Билли Грэм и другие популярные проповедники. Важным новым фактором стал отказ от былой вражды белых протестантов с евреями и католиками. Главной проблемой истового христианина становится моральное разложение отошедшего от Бога светского человека, что влечет за собой естественность союза с верующими других конфессий. Эти проповедники от 60-х до 80-х бывали важными советниками американских президентов и сыграли важную роль в трансформациях конкретно Республиканской партии.
Значит, надо класть яйца в эти две корзины - еврейскую и христианскую. Не забывая, естественно, о реальной политике и общих политических интересах с той или иной администрацией. А уж об агитации среди дураков, ханжей или вдруг заинтересовавшихся темой нормальных людей должны заботиться в первую очередь образовавшиеся у нас друзья. Чьи пропагандистские ресурсы и возможности в далекой большой стране заведомо больше наших. Как, увы, и ресурсы наших врагов типа современных американских ультралевых.