Анализ конфессиональной структуры населения мира в ХХ- начале ХХIв.

Jun 29, 2012 07:46

Автор статьи: кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, МПГУ
Е-mai1: stgorohov@yandex.ru
Источник: География в школе . 9/2011
В статье автор анализирует изменение конфессиональной структуры населения
мира и регионов в ХХ в., дает прогноз дальнейшего развития религиозной жизни мирового сообщества и его влияния на развитие цивилизаций.

Ключевые слова: конфессиональная структура населения, мировые религии, иерархия ценностей цивилизаций, межконфессиональные конфликты, национальные религии.

В ХХ в. проявилось несколько тенденций в религиозной жизни современного общества. Во-первых, рассматриваемый период характеризуется.распространением свободомыслия и агностицизма. Если в 1900 г. к неверующим относили себя только 0,3°/о наcеления 3емли, то к 2000 г. их стало уже 20°/о.

Упадок религиозности затронул, прежде всего, такие регионы, как Восточная Азия, Европа и СНГ. Лидерство в списке «не религиозных» регионов удерживает именно Восточная Азия. Так, около трех четвертей населения КНР и КНДР, две трети населения Вьетнама, половина жителей: Японии и Республики Корея не относит сёбя ни к одной религии. В европейских странах наибольшей долей неверующих от- личаются Великобритания, Латвия, Эстония, Албания и Чехия - около половины населения. В Нидерландах, Финляндии, Франции они составляют более трети, в ФРГ -четверть всех жителей страны. В России регулярно посещают богослужения не более 10°/о населения. Чем объясняется такая ситуация?

Многие исследователи видят основную причину отхода населения от религии в политике государственного атеизма, проводимой во многих из вышеперечисленных государств, а также в потребительском характере современного западного общества или разлагающем влиянии массовой культуры. На наш взгляд, такая точка зрения верна лишь отчасти. Так, она не в со- стоянии объяснить, почему в Польше за 45 лет государственного атеизма верующими остаются более 90°/о населения, а в соседней Чехии, где у власти находился сходный режим, церкви стоят пустыми; или почему, например; в промышленной испанской провинции Баскония религиозность населения вдвое выше, чем в сельской Андалусии, а россияне посещают церковь в три раза реже жителей Украины. И такие при- меры можно приводить десятками (см. рис. 1*). На наш взгляд, для каждой страны, для каждого народа существует свой неизменяемый века- ми уровень религиозности. От чего он зависит? От особенностей национального характера и этнической кухни или от геологического строения территории и уровня естественной радиации - вопрос .открытый. Однако вспомним, что еще в Х111 в. на 1V Латеранском соборе всемогущий папа Иннокентий 111 укорял епископов Англии и Франции за то, что их паства ходит на исповедь не чаще одного раза в год! А великая китайская цивилизация фактически вообще не создала религии, так как конфуцианство и даосизм являются скорее философско-этическими школами. Безусловно, доля нерелигиозного населения существенно возросла за последнее столетие, но не так значительно, как это видно из данных статистики. Просто ХХ век - век свободы совести, позволивший человеку впервые открыто заявлять о своей религиозной принадлежности.
Во-вторых, последнее столетие стало временем усиления конкуренции между конфессиями мира. В связи с этим в мировую политическую жизнь возвращаются религиозный экстремизм и фанатизм, казалось бы забытые со времен
средневековья и крестовых походов. Пример этому-террористическая деятельность мусульманских экстремистов в Египте, Алжире, Судане, Палестине и Чечне, в результате которой гибнут тысячи людей, в том числе и либерально мыслящих мусульман. Террористом номер один в мире стал Усама бен Ладен, объявивший священную войну (джихад) против западного образа жизни. Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. и последовавшие за ни- ми события дали возможность говорить о начале периода новых религиозных войн в истории человечества, .
Рис. 1. Доля верующего населения
в странах Европы,

Однако религиозный взрывной потенциал отнюдь не ограничивается сферой распространения ислама. Религиозными мотивами объяснил свой поступок фанатик-иудаист, убивший в 1995 г. лауреата Нобелевской премии Мира премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. С начала 1990-х гг. Индия стала ареной насильственных действий индуистских коммуналистов, разрушавших мусульманскую святыню - мечеть Бабура в Айодхье. В Японии необуддийская секта Аум Синрике осуществила серию атак отравляющим газом, в результате которых в токийском метро погибли десятки людей. По всему миру полыхают конфликты, имеющие религиозную окраску. В 2005 - 2006 гг. почти все страны Западной Европы и мусульманского
Востока охватил карикатурный скандал, приведший к ухудшению отношений между ЕС и исламским миром. Причиной конфликта послужили карикатуры на пророка Мухаммеда, напечатанные в 2005 г. в одной из датских газет. Для подавляющего числа .европейцев свобода слова - основополагающий принцип Западной цивилизации - была важнее оскорбленного религиозного чувства мусульман. Во многих странах Европы принимаются законы, направленные на укрепление светского характера государства, однако большинство мусульман воспринимают их как антиисламские. Так, в начале ХХ1 в. во Франции, Германии и Бельгии были : приняты законы , запрещающие ношение предметов одежды, демонстрирующих религиозную принадлежность (в том числе платков-хиджабов и паранджи). В 2009 г. 57°/о участвовавших в референдуме граждан Швейцарии высказались за запрет строительства в стране минаретов.
Еще одной определяющей тенденцией жизни населения мира были изменение пропорций в численности адептов крупнейших религий и их расселении.

Многие исследователи заявляют, что прошедшее столетие - век заката христианства. Действительно, статистические данные показывают сокращение доли христиан в населении Земли с 34,2 ДО ЗЗ°/о (см. рис. 2*): Впервые за последние 500 лет доля христианского населения в мире стала падать! Однако до заката христианства еще очень далеко. Скорее можно констатировать уменьшение значимости од- них направлений христианства и рост других, а также ослабление влияния христианства в традиционных районах его распространения и активное завоевание им новых территорий, К тому же за последнее столетие абсолютная численность христиан в мире возросла почти в 4 раза с 0,56 млрд в 1900 г. до 2,22 млрд человек в 2010 г. и, по прогнозам, к 2025 г. достигнет . 2,60 млрд, а к 2050 г. - 3,00 млрд.
Существуют два основных источника роста конфессиональных групп. Во-первых, это демографический рост, обусловленный различием в показателях рождаемости у разных конфессиональных групп мира. В настоящее время по темпам естественного прироста среди религий мира лидирует ислам (см. табл. 1, 2). Это видно при сравнении суммарных коэффициентов, в
• Составлено по [3, 4, 10].

 христиане ® мусульмане
 индуисты ,;® буддисты ~ китайская народная религия ~ другие
Рис 2. Изменение доли различных религиозных групп в населении; мира с 1900 по•2010 г., % рождаемости (среднее количество детей, рож- денных женщиной за ее жизнь).

Так в 1989 г. на одну мусульманку приходилось 5,2 ребенка;: в то время как на христианку только 3,3, однако уже в 2000 г. эти цифры составляли соответственно 3,7 и 2,6, а в 2010. г. они сблизились еще больше - З,О и 2,6: Такое сближение достаточно легко объясняется с помощью одного из положений теории демографического перехода, согласно которому на Земле по мере повышения уровне
социально-экономического развития будет снижаться уровень рождаемости населения. К тому же доля азиатов и африканцев, для которых характерны высокие темпы воспроизводства населения, в структуре христианского населения мира постоянно повышается, что также приводит постепенному выравниванию уровня рождаемости у христиан и мусульман (см: ниже).

Во-вторых,:это миссионерская активность конфессии, показателем которой является численность новообращенных. По этому показателю безусловным лидером является христианство-2,5 млн. новообращенных за год, что более чем 2,5 раза больше, чем в исламе. А «отстающим” является индуизм, ежегодно в среднем теряющий 700 тыс. своих адептов, переходящих основном в христианство, ислам и буддизм.

Уже к 2050 г. в мире сложится ситуация, когда адепты христианства и ислама будут составлять около 65°/о населения мира (в 1900 г. - 47°/о, в 2000 г. - 52°/о, в 2010 г. - уже почти 55°/о).
В истории человечества не было еще периода,чтобы две религии настолько господствовали в мире. При этом христианство будет отличать самый высокий миссионерский прирост, в то время как адепты ислама будут лидировать в демографическом росте. Индуизм, буддизм и китайская национальная религия, скорее всего, не смогут увеличить свое влияние в нашем веке, но сохранят свои позиции в своих исторических ареалах и даже расширят свою географию за
счет миграции адептов.
Previous post Next post
Up