Вопрос, который нам часто ставят - вопрос о спасении "добродетельных неверующих" распадается, на самом деле, на четыре разных вопроса, на которые мы должны ответить по-разному. Пока я рассмотю один из них. Первый вопрос - может ли человек вообще обрести спасение своим хорошим поведением? (
дальше )
"Если ты делаешь "добро", ожидая за него какой-либо награды, лучше бы ты этого "добра" не делал - это твоя прямая дорога в ад. Если ты делаешь "добро", не ожидая за него никакой награды, но ощущаешь, что делаешь "добро", лучше бы ты этого "добра" не делал - это твоя кривая дорога в ад. И только если ты поступаешь по первому импульсу, не думая ни о добре, ни о зле, ты делаешь добро".
Что это значит? Человеку не дано видеть всю цепочку следствий его поступка. Ты перевел старушку через улицу, а ее на той стороне сосулькой убило. А если ты не знаешь последствий твоего поступка, так какое ты имеешь право расценивать его как "добро" или "зло"? Ты самонадеянно берешь на себя прерогативу Бога - познание добра и зла. Именно здесь и заключен Первородный грех: всего-навсего съев какое-то яблоко, Ева и Адам решили, что они стали "мудрыми, как Боги" - познали добро и зло, именно этим их соблазнял Змий, и они поддались этому искушению, за что и были выгнаны из Рая. Естественно, никакого познания не произошло, но с тех пор человек в своей гордыни решил, что он может отличить добро от зла и, следовательно, равен Богу.
При чем здесь первый импульс? Именно первый импульс к действию тебе посылает Бог, Аллах, Будда, Дао, далее везде. Всякий раз, когда ты не выполняешь волю первого импульса, ты нарушаешь Его Волю, заменяя его решение своим.
Талейран, к примеру, учил своих учеников, что дипломат ни в коем случае не должен действовать по первому импульсу, потому что первый импульс - самый блдагородный и, следовательно, самый невыгодный для дилломата.
А как насчет старушки? Помоги ей перейти улицу, но не думай, что ты совершил добрый поступок.
Один из сильнейших коанов дзена:
"Какое у тебя лицо, когда ты не думаешь ни о добре, ни о зле?"
Reply
Это они так говорят? :)
В целом Ваши рассуждения мне нравятся, кроме одного: "лучше бы ты этого "добра" не делал - это твоя кривая дорога в ад".
Мне ближе несколько иная позиция. Да, я сознаю, что я делаю добро и что в этом (в осознании) я не прав. Я хочу награды за свое добро и в этом я не прав. Но я все равно буду его делать, потому что добро надо делать не смотря ни на что. А бороться с моей жаждой награды я буду отдельно.
Reply
Reply
Так говорят те, кого я считаю своими Учителями, и у меня нет оснований им не верить.
Reply
Reply
"Какое у тебя лицо, когда ты не думаешь ни о добре, ни о зле?"
Решение этого коана пришло ко мне такое:
"Иногда я встаю с кровати правой ногой, а иногда - левой".
Что это значит? Нет первого импульса - с какой ноги встать, значит, в этом поступке нет ни добра, ни зла, вот такое у меня лицо в эту минуту.
Первый импульс всегда призывает к добру - даже если "убить этого человека"..
Reply
Смахивает на оксюморон. :)
Reply
Другое дело, что насчет первого импульса масса спекуляций может появиться: "захотел и убил", "захотел и у ребенка монетку отнял", ну так а где спекуляций нет? Ни одна конфессия столько людей не убила, как христианство с его Нагорной Проповедью.
Reply
Не знаю. Но у нас принято оценивать доброту поступка, исходя не из последствий, которыми человек не управляет, а из чистоты целей и намерений. Если я перевел старушку через улицу, а не неё упала там сосулька, это делает мой поступок злым, коль скоро мной двигало стремление помочь старушке.
А я действительно могу, подобно Богу, отличить добро от зла. Далеко не всегда правильно, но заложена такая возможность в человеке.
"Ни одна конфессия столько людей не убила, как христианство с его Нагорной Проповедью".
Ну вот. А я считал, что у нас высокий уровень дискуссии. :( Ну да, христиане много людей убили. Это говорит о том, что они не слушались первого импульса, или наоборот? :)
Reply
Это говорит о возможных массовых спекуляциях в любой конфессии, включая и христтианство, только и всего. А дискуссии у нас с Вами нет никакой. Я Вас ни в чем не убеждаю, просто высказал мое мнение, вот и все. Вмешался в разговор, так сказать, по первому импульсу и по нему же удаляюсь. Извините.
Reply
Leave a comment