Вообще представление о грехе как о болезни (а не о вине прежде всего, и потом уже болезни) означает радикально иное восприятие греха и радикально иное поведение
( Read more... )
Теперь мы можем перейти к вопросу о том, что такое грех - "болезнь" или "вина"? Тут нам поможет Евр.2:14-15 (кстати, часть апостольского чтения недавнего праздника Благовещения) - "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству". Это можно понять так: из-за страха смерти (и говоря шире - из-за своей тленности, т.к. она вкупе со страхом смерти влечет порабощение страстям) человек становится удобопреклонным ко греху, "не может не грешить", говоря словами Августина. Поэтому и получается, что "несть человек, иже жив будет и не согрешит": если и Адам, который еще не был тленным (но не был и нетленным - "сотворен промежду тлением и нетлением", см. Синаксарь Великого Пятка) не смог удержаться от непослушания, то нам, актуально (а не потенциально) смертным и облеченным в "кожаные ризы" это куда труднее. Оправдывать это нас ни в коей мере не оправдывает (что мы "от страха смерти через всю жизнь подвержены рабству" еще не значит, что в данном конкретном случае мы не можем поступить по Правде Божией и не согрешить), но говорит о том, что мы нуждаемся в искуплении (что в общем-то для христианина очевидно).
Теперь о том, как мы спасаемся. Христос "искупил нас от клятвы", смертью лишив силы имеющего державу смерти (что это - "юридизм"? "органика"? IMHO и то, и другое, как я уже сказал: "юридизм" по отношению к Адаму, "органика" по отношению к нам), и для спасения нам надо жить во Христе, слагая с себя ветхого человека "истлевающего в обольстительных похотях" и облекаясь в нового, созданного по образу его ("совлечение ветхого человека" - это, очевидно, покаяние). Получится это у нас, сможем мы принять этот дар новой жизни - облечемся в конце времен в нетление и воскресение мертвых будет для нас "воскресением жизни", нет - оно для нас будет "воскресением жизни" и мы пройдем вечно дотлевать в тьму внешнюю (уготованную, собственно, не нам, а известно-кому и "аггелам его"), "где червь их не умирает и огнь их не угасает". Ну а если и "не дообожились до конца", не в полноте облеклись в Христа - не страшно: тот "спасется, как бы из огня", т.е. то, в чем человек не успел облечься (не смог, не захотел и т.п.) - то в Жизнь Вечную с ним не войдет (потому и сказано "лучше с одним глазом войти в Жизнь Вечную, чем с двумя - в геенну"). Главное - хоть как-то начать облекаться: Господь, говоря словами Пасхального Слова Златоуста, "и намерения целует").
Продолжаю.
Теперь мы можем перейти к вопросу о том, что такое грех - "болезнь" или "вина"? Тут нам поможет Евр.2:14-15 (кстати, часть апостольского чтения недавнего праздника Благовещения) - "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству". Это можно понять так: из-за страха смерти (и говоря шире - из-за своей тленности, т.к. она вкупе со страхом смерти влечет порабощение страстям) человек становится удобопреклонным ко греху, "не может не грешить", говоря словами Августина. Поэтому и получается, что "несть человек, иже жив будет и не согрешит": если и Адам, который еще не был тленным (но не был и нетленным - "сотворен промежду тлением и нетлением", см. Синаксарь Великого Пятка) не смог удержаться от непослушания, то нам, актуально (а не потенциально) смертным и облеченным в "кожаные ризы" это куда труднее. Оправдывать это нас ни в коей мере не оправдывает (что мы "от страха смерти через всю жизнь подвержены рабству" еще не значит, что в данном конкретном случае мы не можем поступить по Правде Божией и не согрешить), но говорит о том, что мы нуждаемся в искуплении (что в общем-то для христианина очевидно).
Теперь о том, как мы спасаемся. Христос "искупил нас от клятвы", смертью лишив силы имеющего державу смерти (что это - "юридизм"? "органика"? IMHO и то, и другое, как я уже сказал: "юридизм" по отношению к Адаму, "органика" по отношению к нам), и для спасения нам надо жить во Христе, слагая с себя ветхого человека "истлевающего в обольстительных похотях" и облекаясь в нового, созданного по образу его ("совлечение ветхого человека" - это, очевидно, покаяние). Получится это у нас, сможем мы принять этот дар новой жизни - облечемся в конце времен в нетление и воскресение мертвых будет для нас "воскресением жизни", нет - оно для нас будет "воскресением жизни" и мы пройдем вечно дотлевать в тьму внешнюю (уготованную, собственно, не нам, а известно-кому и "аггелам его"), "где червь их не умирает и огнь их не угасает". Ну а если и "не дообожились до конца", не в полноте облеклись в Христа - не страшно: тот "спасется, как бы из огня", т.е. то, в чем человек не успел облечься (не смог, не захотел и т.п.) - то в Жизнь Вечную с ним не войдет (потому и сказано "лучше с одним глазом войти в Жизнь Вечную, чем с двумя - в геенну"). Главное - хоть как-то начать облекаться: Господь, говоря словами Пасхального Слова Златоуста, "и намерения целует").
Reply
Leave a comment