Восстановление Ту-104А в Бердске

May 15, 2017 19:30




В воскресенье, 14 мая 2017 года мне посчастливилось побывать на аэродроме "Бердск Центральный". Целью поездки было навестить первый советский реактивный пассажирский самолет Туполев 104А, который стоит там уже 38 лет.


27 июня 1978 года самолет Ту-104А с регистрационным номером СССР-42382 совершил посадку на центральный аэродром г. Бердска на вечную стоянку. Сохранилась видеохроника этого момента:

image Click to view


С того момента самолет используется как склад инвентаря парашютистов, а также, как экспонат ушедшей эпохи. Шли годы... Беспощадные 90-е сделали свое дело: в кабине не стало половины приборов, частично обезобразили салон и фюзеляж. Но в 2009 году Мария Карманова (maryka84) основала проект, посвященный реставрации Ту-104, "Цель - не только поддерживать самолет в приемлемом состоянии и собрать как можно больше недостающего оборудования, но и по мере возможностей "оживить" его...". С тех пор удалось:
- собрать кое-какую документацию (РЛЭ, описания некоторых систем и др.);
- уточнить список недостающего оборудования (до сих пор корректируется);
- найти и установить недостающие приборы на доски;
- найти существенную часть навигационного и радиооборудования и др.
Мария считает, что этот самолет "объединяет единомышленников и дает возможность создавать и развивать разные занятные идеи". В этом плане, я полностью согласен с ней.
   Итак, переходим к фотоотчету. К сожалению, погода немного подкачала, но мы не унываем, ведь у природы нет плохой погоды!

Фотографии в альбоме «Восстановление 104», автор dolgodvorovs на Яндекс.Фотках

1. Привет, "Верблюд"! Это название присвоила ему НАТО.



2. Конкретно этот экземпляр произведен 29 июня 1958 года.



3. Несмотря на почтенный возраст, "Тушка" продолжает уверенно стоять на своих троих.



4. Даже не верится, что самолет, которому уже почти полвека, проржавев, не сломался вовсе. Вот, что значит советская техника!



5. Когда - то на этом месте был двигатель РД-3М-500.



6. Полотно уже почти стерлось, однако серп и молот остались почти нетронутыми!



7. Примечательно, что синяя полоса сохранилась в хорошем состоянии только в правой части фюзеляжа, чего нельзя сказать о левой...



8. Двигатели Ту-104 не имели реверса, поэтому самолет использовал тормозной парашют при приземлении.



9. Welcome aboard!



10. Экипаж - 5 человек. Для современной авиации это много, но по тем временам это считалось нормой.



11. Индикатор положения закрылков. На шкале и стрелке нанесена светомасса постоянного действия на основе Радия-226 (красно-оранжевого цвета). Этот экземпляр "светит" 3 мР/ч.



12. Штурманская кабина показалась мне слишком тесной. С моим ростом под 2 метра, я еле смог на корточках пробраться к креслу.



13.



14. Авиагоризонт (по моим предположениям АГИ-1).



15. Место пилота.



16. Сколько тумблеров... Несмотря на кремовый цвет некоторых из них, ни один не является радиоактивным.



17. На другой панели все-таки нашелся один радиоактивный тумблер (предположительно АЗС-5).



18. Он расположен справа.



19. Панель первого пилота.



20. Во время эксплуатации был переоборудован в Ту-104В на 100 мест.



21. На взлет!



22. Кого заинтересует, можете почитать...



23. Уютный уголок : )



24.



25. А нам пора на выход!



26. Киль и стабилизатор.



27. "Под крылом самолета о чем-то поет...".



28. Порезанный Ан-2 ДОСААФ.



29. Вид с крыла.



30. Напоследок, сделаем общее фото.



31. Для авиационных романтиков...



Выражаю огромную благодарность Марии Кармановой за теплое общение, увлекательную экскурсию! Также, благодарю команду Сибирского споттинга в лице Марианны, Александра, Антона, Мехрзода за коллективную организацию мероприятия!

ссср, май, 2017, анри-01-02 сосна, nikkor 18-140, nikon d3300, туполев, ссср-42382, бердск-центральный, анри-01-02, аэрофлот, весна, ту-104а, ту-104

Previous post Next post
Up