Первый свой отзыв на только что напечатанную трехтысячным тиражом в московском издательстве «Отчий дом» книгу протоиерея Александра Шаргунова «Без Царя» писал я, имея под рукой одно лишь авторское предисловие, вышедшее на Русской Народной Линии:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/819975.htmlИ вот теперь передо мной сама книга.
Обозреть весь 560-страничный том дело, разумеется, слишком затратное по времени, но понять его суть - как по анализу единой капли весь источник - все-таки, как нам кажется, вполне возможно, причем по главе весьма невеликой по объему, но при этом очень важной, если даже и вообще не определяющей, по смыслу (541-548).
Не для этого ли вообще книга и вышла?
Многое из сказанного в этой главе автор ее излагал еще в 2021-м в опубликованном на Русской Народной Линии интервью:
https://ruskline.ru/news_rl/2021/10/04/chtoby_uverovat_nado_lyubit Однако по сравнению с ним книга содержит и свои нюансы.
Вот как эта глава начинается:
«Недоверие некоторых православных к подлинности» «екатеринбургских останков» о. Александр весьма необычно сопоставляет с тем, что в 1918-1922 гг. «происходило при вскрытии мощей советской властью» - акцией, в результате которой большевики надеялись «посеять сомнение в народе, соблазнить всех» (с. 542-543):
Теперь тоже, выходит, так?..
Иными словами, у всех на глазах совершается подлог: подвергавшиеся когда-то поруганию церковно-признанные мощи прославленных святых приравниваются к нынешним «екатеринбургским останкам», суждение о которых Церковью пока что не вынесено.
Далее, вполне солидаризируясь с экс-следователем В.Н. Соловьевым (это и сейчас его «пунктик»), о. Александр пишет:
Удивительно, что всё это выходит из-под пера человека, известного в свое время тем, что он собирал и печатал сборники свидетельств чудес от Святых Царственных Мучеников, в течение нескольких лет читал на радио «Радонеж» полученные им в связи с этим письма. Получается, что тогда, еще до церковного в России прославления, когда почитание Их, мягко говоря, не приветствовалось, это тому самому почитанию никак не мешало, а вот теперь некие верующие (причем не обладающие никакой властью в Церкви мiряне), наделенные, видимо, какой-то сверхъестественной силой, «настраивают православный народ против признания останков святыми мощами» (с 541). И вот именно это-то, оказывается, теперь и препятствует почитанию «екатеринбургских останков».
Что тут скажешь, чудны дела Твои Господи!
Небезынтересны сведения и о давних связях настоятеля храма Святителя Николая в Пыжах с пресловутым Гелием Рябовым (далеко неполные, конечно), которые он все же решил предать огласке:
Ни дать ни взять настоящий герой сопротивления этот Рябов; подпольщик-конспиратор! Только вот вопрос: за кого о. Александр нас принимает? Ну, не смешно ли?
Фото из кн.: Архимандрит Тихон (Затёкин) «“…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение». Издательский отдел Нижегородской епархии, 2022. С. 159.
На 578-й странице той же книги о. Тихон перечисляет переданные Рябовым протоиерею Шаргунову «находки»:
Что же, однако, делать и как быть с теми, кто, вопреки пропаганде и увещеваниям со стороны власть имущих в мiру и в Церкви, до сих пор не верит, что «екатеринбургские останки» принадлежат Царственным Мученикам, выдвигая при этом серьезные аргументы? - Отец Александр, не утруждая себя рассмотрением всех высказываемых резонов, практически незавуалированно, не мудрствуя лукаво, просто-напросто угрожает им чисто политическими мерами, уподобляясь по существу тем самым красным гонителям, призывавшим в начале 1920-х к расправе с «контрреволюционными церковниками» и «попами-антисоветчиками», защищавшими от поругания мощи святых.
Не случайно, думается, точно такие же методы из арсенала недоброй памяти прошлого используют ныне и другие единомышленники отца Александра. Как мы уже однажды отмечали, «не брезгуя дурно пахнущим давно осужденными методами», они стремятся, «как можно быстрее опорочить оппонента и, используя текущую обстановку, понадежнее запечатать ему рот». А там уж «продвигают - каждый на своем месте - общий нарратив»:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/810882.html Додумались ли они до этого сами или им «подсказали» - не так уж и важно.
Но вот и сама эта инвектива протоиерея Шаргунова:
Именно к этому привели в конце концов стежки-дорожки маститого протоиерея, рассуждающего о «любви» и одновременно обвиняющего думающих иначе ближних в тяжком грехе (покушении на единство Церкви), объявляющего в предисловии (с. 5) - пусть и опосредованно - «Царицын Знак» (не дающий, видимо, ему покоя известный со времен древних римских христианских катакомб гамматический крест), без каких-либо оговорок, воплощением «ненависти»:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/819975.htmlСтранным образом всё это оказывается вполне устраивает официальную церковную цензуру, одобрившую книгу и рекомендовавшую ее для душеполезного чтения, в отличие от некоторых других, видимо, не очень правильных с их точки зрения:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/543167.html
Сам текст о. Александра «подкрепляет» и посильный вклад издательства.
Посмотрите-ка, вот как, к примеру, на единственной восьмиполосной вклейке выглядит Царица-Мученица: