ТАК ВОТ РЕЗЬБУ И СРЫВАЕТ…

Jun 18, 2024 19:43




Приветствую, дорогой Сергей. Хотел бы поделиться некоторыми соображениями в связи с твоей публикацией о Дугине: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/799639.html Как человек, несомненно, многоодарённый, он выражает собой очень характерную русскую черту, которая в словесном выражении звучит довольно банально - доведение до крайности. Но если «копнуть», за этой банальностью кроются настоящие бездны - и чем больше в них смотришь, тем неотвратимее они тебя поглощают. Что-то в этом есть от сектантской суицидальности. Самосожжения староверов - отсюда. И дугинские «апокалиптические» проповеди - они именно сектантские, ибо само староверие в какой-то момент стало по духу и стилю сектой. Что же это за проповедь? Превратить Россию в огромную тоталитарную секту и устроить супер-самосожжение - вот суть («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем» - не оттуда ли?).
Проблема в том, что сие ведь не просто личные умонастроения Александра Гельевича. Есть нечто, что откликается на это в душе народной. Взять те же «гари» - они же имели достаточно массовый характер. А низовое распространение изуверского сектантства, например, скопцов - оно стало немалой проблемой для властей Империи. Очевидно, была (и есть?) в народной душе некая струнка, отзывчивость к изуверской религиозности, к «докручиванию винта», выражаясь по Розанову. Мы, русские, почему-то считаем, что если есть некая «резьба» в том или ином вопросе (включая религию), то её непременно надо «докрутить» до предела, «до края», а то и дальше. Недаром у нас бытует такое выражение: сорвало резьбу. Причём это срывание резьбы почитается у нас чуть ли не за доблесть, как проявление истинной, «широкой» русскости и подлинно-духовной («огненной») жизни. Мы, дескать, не чета всяким там немцам-мещанам. Хотя на самом деле это признак отсутствия глубокой устоявшейся культуры: религиозной, политической, гражданской, бытовой… Ибо культура есть способность вовремя останавливаться.
Взять хотя бы относительно недавнее интервью Александра Гельевича Такеру Карлсону. В нём он громит либерализм, провозглашая, что тот непременно, как дважды два - четыре, ведёт к полной атомизации общества, к атеизму, ЛГБТ+* и трансгуманизму, т.е. к окончательному расчеловечиванию. Мы и тут видим ту же самую мыслительную технологию «докручивания винта», только на сей раз обращённую не в себя, а против идеологических противников. Очевидно, Александр Гельевич убеждён, что если сам он считает самосожжение вершиной христианской веры, то либерал непременно должен в итоге прийти к отмене человека как творения Божьего.
Однако мне лично внутренняя логика либерализма в трактовке Дугина вовсе не представляется обязательной и непреложной. Мне совсем не очевидно, что либерализм должен неизбежно делать шаг к атеизму и далее, «пакетом». Да, этот шаг можно сделать, а можно его и НЕ делать. Скажем, Демпартия США такой шаг делает, а вот Республиканцы - не делают. Либеральная деградация влево возможна, и она есть, но она не фатальна. Далеко не все «докручивают» либеральный «винт», а уж тем паче - срывают «резьбу». Абсурд, до которого можно довести идею, вовсе не является её истинным выражением. В своём изначальном посыле либерализм исходит из христианской ценности личности, из необходимости личного пространства, защищённого от произвола государства и большинства (или меньшинства, что сегодня не менее актуально). Либерализм - это, если коротко, благородное чувство дистанции. Разумеется, либерализм можно извратить, превратить в монстра, например, в диктатуру «угнетённых меньшинств», в систему «отмен», исторической ревизии и борьбы с инакомыслием, что мы и наблюдаем. Ну так ведь и христианство можно, «докрутив винт», превратить в изуверскую секту самоубийц, считая себя при этом пророком истины… Я же предпочту сохранять «римскую» ясность разума. По крайней мере - попытаюсь, так точнее.
Ну вот, пожалуй, и всё. Обнимаю - Алексей Широпаев
18-ое июня 2024, Москва.

_________________
* Признана в РФ экстремистской организацией.

Postscriptum:


Алексей Широпаев, Александр Дугин, Староверы

Previous post Next post
Up