Княгиня Елена Петровна (1884-1962) в пожилых годах.
В.В. Серафимов
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ОТ ПУБЛИКАТОРА (продолжение)
Августейший иподиакон-3
РЕКОНСТРУКЦИЯ СОБЫТИЙ [1]
Так что же произошло зимой и ранней весной 1918 г. в церковной биографии Иоанна Константиновича? Почему газеты говорят о со-служении князя Иоанна и Святителя Вениамина Петроградского?
Прежде всего прошла серия заметок о принятии князем Иоанном священства, о планах монашества и архиерейства:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/788825.htmlДля властей сочетание слов: «Романов» и «священник» - это был убедительный повод для жестких репрессий. Возможно, имела место нарочитая информационная провокация.
От ее последствий необходимо было защитить князя.
Вот как трактует события газета «Петроградский голос» от 14 (1) марта № 33 (с. 3) в заметке «Слухи о принятии монашества б. вел. кн. Иоанном Константиновичем»:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/788825.html«В последние дни он просил одного из викариев посвятить его в стихарь. Это посвящение будет сопровождаться тем, что он будет за богослужением носить обыкновенный причетнический стихарь с крестообразно повязанным (по-иподиаконски) орарем».
Понятна благая цель анонимного автора заметки отвести от князя подозрение в принятии им священства и далее, через монашество, - Архиерейского сана. Именно поэтому, возможно, статус и пафос события нарочито понижается. Орарь «по-иподиаконски» есть аллюзия как раз на тех юношей, которые не будучи посвящены ни в какую церковную степень, при архиерейском богослужении выполняют функции «учиненных» иподиаконов:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/789285.htmlПри прочих (не архиерейских) богослужениях такие юноши, если были семинаристы, могли носить черный подрясник без стихаря, в большие Праздники - стихарь, но никогда перекрещенный орарь. А вот рукоположенный иподиакон при всяком богослужении, где участвует, по неписанному уставу, может одевать стихарь с орарем, хотя ничего специально иподиаконского в отсутствии архиерея он не совершает.
Не выдерживает критики и заявление автора заметки 14 (1) марта о посвящении Иоанна в стихарь «в последние дни» - подобное событие состоялось не позднее второй декады января по церковному стилю (см. выше даты писем Августейших заточников из Тобольска), т.е. более 5 недель назад.
Сообщение о совершении посвящения в стихарь «викарием», а не правящим митрополитом, носит, вероятно, тот же посыл «на понижение» и встречает одно, но довольно существенное опровержение. На сегодня мы имеем единственное свидетельство, где, от лица очевидца, возможно, сообщаются некоторые подробности события. Автор его Петр Евгеньевич Ковалевский (1901-1978), историк, религиозный мыслитель, исследователь русской эмиграции, который в 1918 г. заносит в свой дневник без обозначения даты, что Иоанн Константинович «был очень церковный и богомольный, сперва читал часы и шестопсалмие, а потом Митрополит посвятил его в иподиаконы, и он часто прислуживал за архиерейскими службами» [2].
Конечно же, хотя Петру Ковалевскому было на момент события неполных 17 лет, но он был юноша церковный, его семья была прихожанами Казанского собора, он часто видел там князя. «Сперва читал часы и шестопсалмие» следует понимать, скорее, как «в первое время», - в том смысле, что Иоанн исполнял обязанности чтеца, в т.ч. и в Казанском соборе. «А потом» означает более позднее время, когда Иоанн становится посвященным иподиаконом. По контексту, вред ли речь здесь идет о событиях в пределах одного богослужения.
Январь 1918 г. в Петрограде был ознаменован тремя основными богоборческим акциями большевиков. Это были: конфискация синодальных типографий (01.01); попытка захвата Александро-Невской Лавры (19.01), причем был убит протоиерей Петр Скипетров; издание декрета «О свободе совести» (20.01), а фактически об отделении Церкви от государства. Уже 19-го января последовало знаменитое Послание Патриарха Тихона с «анафемой» богоборцам и со следующим призывом: «А Вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад наших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы. Зовите /…/ становиться в ряды духовных борцов /…/»
21 января был объявлен как «день народного моления»: Все верующее население столицы наполнило с утра храмы и церкви и приняло участие в торжественных крестных ходах и молениях на открытом воздухе в Александро-Невской Лавре и у Казанского собора» [3].
В статье из красной газеты, перепечатанной в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» № 3-4 от 31 января отмечена как подробность проявление стихийно-монархических настроений - воспевание тропаря Святому Кресту в его редакции до церковных нововведений февральского переворота - с упоминанием Императора Николая II.
Петроградский голос, 1918, № 33, 14 (1) марта, с. 3.
Через 2 дня после крестного хода отмечается приток людей с просьбами благословить их на дело христианско-церковной проповеди:
«В Лавру, в Казанский собор приходят сотни людей с просьбой благословить их на дело проповеди в пользу церкви» [4].
Вот именно в этот момент, непосредственно после крестного хода, на волне всенародного церковно-патриотического порыва, Иоанн Константинович мог обратиться с прошением к своему Митрополиту о посвящении его в церковный чин. И вскоре же он мог и получить просимое. Для принятия иподиаконства согласием супруги можно было еще пренебречь. Князь оставался в этом церковном чине полноправным членом Династии - вплоть до престолонаследия и мог продолжить, при открытии возможности, исполнение своих династических представительских функций. И в то же время, тáинственно он становился уже в ряды петроградского духовенства. Делая Иоанна иподиаконом, Митрополит тем самым приписывал его непосредственно к своему епархиальному управлению - и потому не вставал вопрос об особом приходском месте его служения, связанный в то время с обязательным избранием на приходском совете. Иоанн становился личным митрополичьим иподиаконом.
Об этом мы имеем яркое свидетельство в той же газете «Петроградский голос» № 38 от 20 (7) марта, среда (с. 4).
«На прошлой неделе» [вероятно, в первую годовщину явления образа Божией Матери «Державная», т.е. в ночь с 14 (1) на 15 (2) марта] Иоанн «помогает в алтаре» Митрополиту при совершении последним целонощного всенощного бдения в Богородичной Покровской церкви в районе Коломны, весьма удаленной от Мраморного дворца, где проживал князь с семьей. Причем сообщается, что Иоанн как посвященный в стихарь «постоянно помогает» митрополиту или его преосвященному викарию за богослужениями.
Такая «помощь» могла означать в том числе штатное церковное послушание иподиакона [5]. Ведь, напомним, прошло уже более 5 недель с момента его весьма вероятного посвящения в 20-х числах января. Так вычисляется несмотря на скачок в 13 дней, которые украл Ленин у России при переходе на новый стиль: по декрету Совета народных комиссаров, после 31 января 1918 г. в России сразу наступил день 14 февраля - в стране был введен календарь «нового» стиля (григорианский). Но церковное счисление осталось твердым и не дает возможности ошибок!
Находит свое объяснение и газетное сообщение о рукоположении Иоанна «во диакона» в воскресенье 3 марта (18 февраля) в Иоанновском монастыре на Карповке:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/788825.htmlСкорее всего, это был как раз тот случай, когда иподиакон совершал свое служение при викарном епископе. Факт служения в Иоанновском монастыре по праздникам именно викариев, как будто, подтверждается документально [6]. Иоанна доселе хорошо знали на Карповке как регента и как «учиненного» чтеца. И в то воскресенье кто-то из прихожан, несколько недель не посещавший службы, увидев его впервые в черном подряснике, в стихаре, препоясанном крестообразно орарем, с архиерейской умывальницей в руках перед Царскими вратами, - вполне мог сделать вывод, что он именно во время этой Литургии стал диаконом. А следующим логическим умозаключением стала версия о его рукоположении «в следующее воскресенье» (викарный архиерей чаще не служил, чем по воскресным дням) в сан священника. В один и тот же день пройти степени диакона и священника невозможно. Так же примерно впоследствии могла родиться и версия о том, что князь «попросил одного из викариев» о посвящении в стихарь.
Известного своим высоким религиозным настроем князя и Святителя Вениамина, очевидно, связывало нечто большее, чем формальное знакомство [7]. Августейший владелец Павловска и Вениамин Епископ Гдовский преосвященный викарий Петроградской епархии (до весны 1917 г.) в 1916 г. вместе праздновали «летнюю» Казанскую. «По вековому обычаю 8 июля крестный ход из Мариинской госпитальной церкви обходил весь Павловск. В тот год чтимую Казанскую икону, осеняемую рипидами [8], нес князь Иоанн Константинович, а за сонмом духовенства с крестом в руке шествовал епископ Вениамин. Крестный ход продолжался намного дольше, чем обычно: он останавливался у всех лазаретов для коротких заздравных литий, «причем Его Высочество и епископ во многих местах входили внутрь помещений, где были тяжело раненные» [9].
26 марта (н. ст.) в столице становится известно о готовящейся высылке князей, и среди них Иоанна Константиновича, причем его имя стойко связано в прессе с «диаконством». Газета «Новые ведомости» от 30 (17) марта (с.7) сообщает: «б. великий князь Иоанн Константинович, принявший диаконский сан, получит место в монастыре возле Вятки. Никаких ходатайств за него не возбуждалось со стороны столичного духовенства».
Еще через несколько дней Иоанн Константинович с двумя братьями и их двоюродным дядей были высланы в Вятку. Начался их крестный путь к Алапаевской голгофе.
Петроградский голос, 1918, № 43, 26 (13) марта, с. 3.
Наш век, 1918, № 64, 3 апреля (21 марта), с. 3.
А Митрополит Вениамин, впоследствии, вскоре после официального объявления о «похищении белыми» алапаевских узников (на самом деле, уже после их гибели), напишет свое очередное послание от 7 сентября 1918 г. № 783, которое доселе не цитировалось историками.
Высокопреосвященный Вениамин (Казанский) Митрополит Петроградский и Гдовский (1873-1922).
«В Совет комиссаров Союза коммун Северной области.
По долгу Архипастырского служения моего, в сознании ответственности пред Богом и верующим народом, во имя блага миллионов верующих и для успокоения десятков тысяч взволнованных и смущенных людей, почитаю необходимым, чтобы представители власти дали ясный ответ /…/ [об] арестах священно- и церковнослужителей и церковных деятелей, заключение их в тюрьмы без объяснения причин и поводов ареста и даже без возможности знать, где находятся заключенные и живы ли они /…/ Если неповинны пастыри, то не является ли преследование пастырей уже прямым гонением на Церковь Христову и на веру христианскую /…/ если они взяты от своего делания просто как пастыри и служители Христа [и еще живы] /…/ тогда никакая замена их новыми лицами невозможна и не допустима» [10].
И здесь Митрополит Петроградский вторит Святителю Василию Великому, который в 4-м веке призывал свою паству хранить верность неправедно изгнанным мiрскими властями православным пастырям и не подчиняться другим, еретичествующим, поставленным на их место «мiрскими руками» - оппортунистам [11]. «А если [ваши] Епископы были прогнаны из церквей /…/ это не должно вас колебать» [12], - поучает он православных монахов, утверждая постулат о спасении «малого остатка» Христиан, устоявших в Истине до конца. Именно так, в святоотеческом духе, Митрополит Вениамин провозглашает свою и своей паствы каноническую верность священно- и церковнослужителям, изгнанным за Христа и «правды ради» Его. Иподиакон Иоанн несмотря на изгнание остался в клире Петроградской митрополии. Митрополит и сам, спустя 4 года, примет мученическую кончину: за Церковь, Ее верность Христу и Ее чистоту от еретического засилья.
И, без сомнения, Святитель Петрограда был с благоговением встречен в Царстве Небесном своим верным иподиаконом Иоанном, князем крови правящей Династии Российской Империи - и ныне они продолжают свое совместное служение у Горнего Престола [13].
Примечания
[1] Для окончательного и определенного вывода о церковном статусе князя Иоанна Константиновича не хватает строго документальных данных - источников первого порядка, - а именно: в бумагах канцелярии Митрополита Петроградского, Петроградского епархиального совета должны были отложиться официальные прошения, резолюции и определения касательно его возможной хиротонии в ту или иную степень. Нами исследованы описи и просмотрены актуальные по теме дела в петроградских архивах: РГИА, ЦГИА СПБ., ЦГА СПб., а также в архиве СПб. Духовной академии. По результатам, приходится констатировать ничтожную сохранность официально-церковной документации Петроградской епархии за 1918 г. Возможно, что документы пропали во время блокады Петрограда в 1941-1944 гг., когда не только официальными отчетами, но даже антикварными книжными изданиями и мебелью драгоценных пород горожане топили долгими холодными зимами печи в своих квартирах.
[2] Ковалевский П.Е. Дневники. 1918-1922. Т. 1 / подгот. текста, предисл. и комм. Н.П. Копаневой, СПб.: Европейский Дом, 2001, с.27.
[3] Воля страны, 1918, 23 янв., с.3.
[4] Новые ведомости, 1918, 23 янв., с.3.
[5] Иподиаконство не предполагает обязательной богослужебной практики в конкретном храме, в отличие от диаконства или священства, где таковая предусмотрена продолжительностью до 40 дней.
[6] Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 1998, с.110-111.
[7] См.: Галкин А.К. Бовкало А.А. Избранник Божий и народа. Жизнеописание Священномученика Вениамина, Митрополита Петроградского. СПб.: Блокадный храм, 2006.
[8] Рипида - богослужебная утварь в виде металлического или деревянного двустороннего изображения шестикрылого серафима в круге, в квадрате, в ромбе или в звезде на длинной рукояти.
[9] День Казанской Б[ожией] Матери. - Колокол, 1916, № 3043, 10 июля, с.З.
[10] ЦГИА СПб, ф.1001, оп.1, д.7, л.14.
[11] Творения Святителя Василия Великого т.2. М.: Сибирская благозвонница, 2012, с.831-832. Далее: Творения Святителя Василия Великого, 2012.
[12] Творения Святителя Василия Великого, 2012, с.1128.
[13] Священномученик Вениамин Митрополит Петроградский прославлен во всех ветвях Русской Православной Церкви, мученик князь Иоанн - в РПЦЗ (1981).