Публикуемое далее письмо от 21 июля / 3 августа 1964 г. игумении Тамары (1890-1979), рожденной Княжны Императорской Крови Татьяны Константиновны, в 1951-1975 гг. настоятельницы Спасо-Вознесенского монастыря на Елеонской горе, адресовано ее родным: сыну князю Теймуразу Константиновичу Багратиону-Мухранскому (1912-1992), его второй супруге Ирине Сергеевне (1926-2015), урожденной Чернышовой-Безобразовой, и младшей сестре - Княжне Императорской Крови Вере Константиновне (1906-2001)
Документ публикуется нами впервые по машинописной копии, изготовленной для Княжны Веры Константиновны, находящейся вместе с частью ее архива в Москве в собрании Православного братства Святителя Филарета Московского (Другую публикацию документов из этого архива см. в нашей кн.: С.Ф. Фомин «Алапаевские мученики: убиты и забыты. Исследования. Документы. Материалы». М. 2023. С. 491-504. См. также:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/704558.html).
Копия письма мама́ = матушки Тамары от 21-го июля / 3-го августа 1964 г.
Св[ятая] Ц[ерковь]
Елеонский Монастырь
+
Дорогие о Господе и наши милые Теймураз, Ирина и Вера,
С таким духовным и симпатичным русским Батюшкой, англичанином посылаю вам две Вифлеемские перламутровые звезды.
Одну прошу передать belle mère Теймураза [1] и этим сделать радость ему и Ирине вместе; другую пусть Вера подарит кому она особенно захочет, потому что у нее самой такая есть. Ключ так еще к нам не вернулся и о. Митрофан Парижский [2] свой ключ № 3 монастырской нашей гостиницы вернул на аэродроме.
Игумения Тамара со своей невесткой княгиней Ириной Сергеевной Багратион-Мухранской. Елеон.
У нас нового ничего нет. А то, что творится, говорится, предпринимается, нам не известно. Чего «никогда не было», наш верхний этаж мон[астырской] гостиницы занят весь мужчинами; один светский Тим[офей] Степ[анович] Денке [3], все остальные монашествующие. Страшно приятно пребывание у нас о. игумена Лавра [4]. О[тец] Дим[итрий] [5] сказал: это любимый Батюшка Матушки Игумении. Нам всем нравится его служение и особенный распев возгласов.
Когда по-английски после «Отче наш» заамвонную молитву читал о. Джемс, то две наши старые монахини м. Рафаила [6] и м. Макрина [7] сказали: «арабский батюшка красиво читает по-арабски»!
С паломниками еп[ископа] Мефодия [8] были у меня страшно трогательные Бибикова из Лозанны [9] и ее сестра Ара из Парижа [10]. Вспоминали как Вера и Ирина жили у нее. Был брат м. Варвары [11], кот[орого] хорошо знает м[итрополит] Анастасий [12], и его ждали все 18 лет, что я здесь на Св. Земле, и не может посвящаться в священники из-за больных ног [13]. Священ[ник] Николай Оболенский [14] очень красивый и представительный даже элегантный Батюшка (с видом грузина, говорит о. Дим[итрий]) - его мать Дадиани [15], провел со мной длинный вечер после обеда и мне было очень приятно.
Я ему рассказала как Папа [16] страшно сердился, который вообще только два раза сердился, когда один академик спрашивал его про Федора Кузьмича или когда другие гости его об этом расспрашивали. Папа всегда отвечал, что ничего этого не было.
И потом я слышала, что все старшие сыновья, Вел[икие] Князья не могли об этом говорить.
Но МАМА [17] - без него говорила, что на большом тракте от Петербурга, но не помню куда, в Стрельну что ли, была построена Чесменская богадельня для инвалидов. Я ее помню, длинное здание в один этаж, снаружи побеленная вся дверь и окно; дверь и окно и палисадник спереди. И что это было построено специально; я переспросила о[тца] Об[оленского], было ли где-нибудь напечатано про Ф[едора] К[узьмича] о Чесменской богадельне; о. Об[оленский]: нигде не написано. Так вот, помню Мама, сидя на диванчике [за] занавеской, отделявшей от их спальни в Мраморном [дворце], говорила, что эта Ч[есменская] б[огадельня] была построена специально, чтобы, под видом навещания инвалида или инвалидов, Государь мог беседовать с Ф[едором] К[узьмичом]. Он туда приезжал, когда у Государя были трудные государственные вопросы и Государь с ним советовался.
Еще, что Ф[едор] К[узьмич] был на Коронации (я не знаю, какой); св[ященник] Об[оленский]: Николая I; но как могли его не узнать? Св[ященник] Н. Об[оленский]: он был… - и показал на свою бороду.
Я: а где он пропадал 10 лет? Св. Об[оленский]: он был тут, - и показал пальцем вниз.
Я: Куда он уплыл с английским фрегатом? Св. Об[оленский]: сюда, в Св. Землю. И был на Св. З[емле] 10 лет.
Протоиерей Николай Оболенский.
Потом мы вдвоем решали, что после Коронации, после бесед в Ч[есменской] бог[адельне] ему могли из Царской конюшни подарить коня и потому в Сибири, когда подко[вы]вали его лошадь, то она оказалась с серебр[яными] подковами с оттиском Царской конюшни. Он мне обещал прислать книгу БАРЯТИНСКОГО [18] (друга детских лет Имп[ератора] Николая II), который долго собирал материал о Ф[едоре] К[узьмиче]. От[ец] Об[оленский] со мной спорил, что еще не минуло 100 лет со смерти Ф[едора] К[узьмича]. Меня это страшно интересует.
Вчера Гротов у нас за чаем говорил о Ватик[анском] Соб[оре] и его [пропуск: общении? беседе?] с совет[скими] наблюдателями. Один из последних попросил у Гротова из его библиотеки (Алексей Ростов) книгу о Ф[едоре] К[узьмиче] Зызыкина [19] и прибавил: на что ему Ф[едор] К[узьмич]; я подумала: как на что, ведь все время прибавляют в печати, что Советы не объявляют в документах о Ф[едоре] К[узьмиче]. Еще о. О[боленский] говорил, что вся переписка Императриц того времени уничтожена.
Я писала Тальбергу [20] то, что я знала (уже давно): Дяденька [21] и я вернулись из Крыма в Петроград через Оптину Пустынь с убийства Распутина в 1916 году с вами двумя. В Сретение 2 февр[аля] 1917 года были у Литургии в Мраморном (кажется, именины Игумении). В Петр[ограде] доложили: Государю - он и Государыне - я, что хотели явиться по случаю возвращения. И завтракали у Них в Зимнем Дворце. [22] Потом Дяденька сказал Саса [23]: теперь я сделаю визиты Великим Князьям, - и почему-то на следующий день поехал к Борису Владимiровичу [24] в Царское Село.
Когда вернулся, то рассказывал, что Борис был очень возбужден. Дяденька сказал ему: мы завтракали вчера у Государя. А Борис ответил: мы тоже завтракали у Государя с Николаем Михайловичем [25] и под впечатлением разговора за завтраком рассказывал он возбужденно. (Так что предполагаю: Дяденька видел его сразу после этого завтрака.) Ник[олай] Мих[айлович] очень увлекался тем, как читающая публика довольна его I томом о Царствовании и жизни Гос[ударя] Им[ператора] Александра I. (Я удивляюсь, живя больше 3 мес[яцев] в Вологде [26], как мне в голову не пришло расспросить его.) И пот[ому] что ему дал Государь допуск ко всем государствен[ным] архивам и всем это известно, что он принимается писать II том, за который многие ему заплатили вперед, и так счастлив, рад, что раскроет всё про конец А[лександра] I и про Федора Кузьмича и как все именно этого с нетерпением дожидаются, и что чем более говорил Н[иколай] М[ихайлович], тем более отмалчивался Государь и, наконец, сказал тихо: «об этом нельзя писать». Н[иколай] М[ихайлович]: Как? Ведь все на меня надеятся и деньги вперед уплатили. А Государь говорит: ты хочешь à la queu de poisson [рыбий хвост (фр.)] (а хвост рыбы [в письме дан его рисунок] раздвоенный - это я тебе прибавляю: значит «ни то, ни сё», как о. Орлов [27] говорил, когда не мог сказать: да - да, нет - нет). Долго Н[иколай] М[ихайлович] громко спорил, а Государь тихо настаивал на Своем. Вдруг Государь заговорил: Ты Меня не понимаешь, Я не говорю в тобой как с родным, а как Государь Император приказываю тебе этого конца не писать.
И оба, и Ник[олай] Мих[айлович] и присутствовавший Борис были потрясены.
Оболенский думал, что секрет оттого, что хоронили Царя, а был другой и что это кощунство.
Дядя Петюша [28] очень много рассказывал Гаврилушке [29] то, что, наверное, знал и интересно будет ли со временем больше раскрыто.
На могиле Ф[едора] К[озьмича] написано огромными буквами «Благословенный»; мне говорил М.С. Путятин [30], и надгробие такое, как в Петроп[авловской] крепости у всех Царей и Великих Князей (св[ященник] Оболенский). И Государь Наследником служил там панихиду.
Максимилиан Лейхтенбергский [31], муж Марии Николаевны [32] ездил с Николаем I к живому Ф[едору] К[узьмичу] и написал книгу; это написала Альмединген [33]. Знают ли ваши Боперы [34] подробности об этом всем?
Целую по-монашески
с любовью во Христе.
Напишите, что услышите.
Ваш Мом
Иг[умения] Тамара.
П.С. Кому-то Дмитрий Павлович [35] говорил: неужели Н[иколай] М[ихайлович] так написал? У меня в руках были также документы и я вынес совсем обратное впечатление.
***
Замечание [Княжны] Веры [Константиновны]: я просила Тихона Куликовского [36] послать Мому [игумении Тамаре] заказным книгу профессора СТРАХОВСКОГО [37], его вдова живет в Канаде, канадийка. 100 лет уже прошло, или в этом [1964-м] году. Не фрегат, а частная яхта. Потомки владельца, КАЖЕТСЯ, ничего не нашли при вскрытии документов или шкатулки. НЕ МАСОНЧИКИ ЛИ?
Княжна Вера Константиновна и Тихон Николаевич Куликовский. Июнь 1967 г.
Комментарии
[1] Елизавета Дмитриевна Чернышова-Безобразова (1893-1974), урожденная графиня Шереметева. В первом браке (1912) за князем Б.Л. Вяземском (1883-1917); во втором (1921) - за Сергеем Александровичем Чернышовым-Безобразовым (1894-1972), от которого родилась дочь Ирина.
[2] Архимандрит Митрофан (Мануйлов, 1900-1986) - выехал в Европу во время второй мiровой войны, пострижен в монахи и посвящен в священный сан (1954). Заместитель настоятеля парижского храма «Всех святых в Земле Российской просиявших» (1958). Настоятель с возведением в сан игумена (1961). В 1964 г. переехал в Сан-Франциско. Архимандрит (1967).
[3] Тимофей Степанович Денке (?-1974) - инженер по специальности; после кончины супруги (1962) переехал из Джорданвилля на Елеон, где был многолетним помощником игумении Тамары, осуществив несколько инженерных проектов, облегчивших хозяйственную деятельность обители. Кроме безвозмездного трудничества, изучал финансовую деятельность Русской духовной миссии, выявив несколько крупных нарушений в корыстных целях, связанных с деятельностью начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антония (графа Граббе, 1926-2005). Трагически погиб во время крушения самолета по пути в Нью-Йорк над морем.
[4] Игумен (1959) Лавр (Шкурла, 1928-2008) - в описываемое время заведующий книжным складом Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Впоследствии архиерей, Первоиерарх (2001) Русской Православной Церкви Заграницей. В 2007 г. подписал Акт о каноническом общении Зарубежной Церкви с Московской Патриархией.
[5] Архимандрит (1946) Димитрий (Биакай, 1908-1985) - родился в Киеве в семье офицера Российской Императорской армии, по национальности татарина. Монашеский постриг принял в Киево-Печерской Лавре во время второй мiровой войны. Эвакуировался в Германию, где служил, до 1950 гю, когда был отправлен для служения в Святую Землю. Начальник Русской Православной Миссии в Иерусалиме (1951-1968). Духовник Гефсиманской женской обители и Вифанской общины Воскресения Христова в Иерусалиме. Настоятель храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме. Местопребыванием его был Елеонский монастырь.
[6] Монахиня Рафаила (Купчикова, 1897-?) - родом из Царства Польского, в 1950-1960-х насельница Елеонского монастыря. Была одной из первых воспитанниц игумении Тамары и начальника Русской Духовной миссии архимандрита Димитрия.
[7] Монахиня Макрина (Куменко, 1881-?) - в 1950-1960-х насельница Елеонского монастыря.
[8] Епископ Мефодий (Кульман, 1902-1974) - начатое в Петрограде высшее образование продолжил на историко-филологическом факультете в Праге (1922-1926), доктор философии. Духовное образование получил в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (1928). Принял монашеский постриг (1928) и посвящение в священный сан (1931). Состоял в Русском Экзархате Константинопольского Патриарха. Председатель Епархиального Палестинского комитета и организатор ежегодного паломничества в Святую Землю (1952-1973). Епископ Кампанский (1953) с местопребыванием в Аньере.
[9] Светлейшая княгиня Дарья Михайловна Горчакова (1883-1962), урожденная Бибикова - дочь Воронежского губернатора, с 1904 г. замужем за светлейшим князем Александром Константиновичем Горчаковым (1875-1916), внуком главы русского внешнеполитического ведомства при Императоре Александре II, последнего канцлера Российской Империи. Скончался от ран, полученных на фронте.
[10] Варвара Михайловна Татищева (1878-1958), урожденная Бибикова - была замужем (1903) за Борисом Алексеевичем Татищевым (1876-1940).
[11] Игумения Варвара (Цветкова, 1889-1983) - дочь товарища председателя Московского купеческого банка. Будучи маленькой девочкой, сидела на коленях о. Иоанна Кронштадского; духовными ее руководителями были номомученики Владыки Арсений (Жадановский) и Серафим (Звездинский), старец иеросхимонах Аристоклий Афонский. В 1922 г. вместе с семьей выслана в Германию. В 1929 г. прибыла в Иерусалим, где поступила в монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании. В 1934 г. ее постригли в мантию. Долгое время была хранительницей усыпальницы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны (которую она лично знала) и ее келейницы Варвары. В 1968-1983 гг. игумения, настоятельница Гефсиманской женской обители и Вифанской общины Воскресения Христова в Иерусалиме.
[12] Митрополит Анастасий (Грибановский, 1873-1965) - с 1936 г. Первоиерарх Зарубежной Церкви.
[13] Николай Николаевич Цветков.
[14] Митрофорный протоиерей Николай Александрович Оболенский (1900-1979) - происходил из княжеского рода, сын генерал-майора Свиты ЕИВ, С.-Петербургского градоначальника, во время Великой войны командира бригады на Румынском фронте. Крестник Императрицы Марии Феодоровны и Великого Князя Константина Константиновича. Воспитанник Пажеского корпуса, эмигрировал с родителями; жил во Франции, окончил Экономический институт Женевского университета. Женился (1937) на Вере Аполлоновне Макаровой (1911-1944). Во время войны участвовали в движении французского Сопротивления. Был арестован немцами и отправлен в Бухенвальд, а супруга была казнена. Рукоположен в священный сан (1963). Служил в Свято-Александро-Невском соборе в Париже (1963-1979) и в других приходах во Франции. Состоял в юрисдикции Русского Экзархата Константинопольского Патриархата. Скончался в городе Коломб под Парижем. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
[15] Княгиня Саломея Николаевна (1878-1961), урожденная светлейшая княжна Дадиани-Мингрельская, дочь князя Николая І Давидовича Дадиани (1847-1903), последнего владетельного князя Мегрелии.
[16] Великий Князь Константин Константинович (1858-1915).
[17] Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна (1865-1927).
[18] Имеется в виду книга князя В.А. Барятинского (по всей вероятности 4-е ее издание): V. Вariatinsky «Le mystere d’ Alexandre I-er. Le Tzar a-t-il survecu sous le nom de Fedor Kousmitch?». Paris. 1929.
[19] Речь идет о 272-страничной книге профессора М.В. Зызыкина «Тайны Императора Александра I», вышедшей в 1952 г. в Буэнос-Айресе в издательстве монархической газеты «Наша страна».
[20] Николая Дмитриевич Тальберг (1886-1967) - русский духовный писатель и историк.
[21] Великий Князь Дмитрий Константинович (1860-1918) - третий сын Великого Князя Константина Николаевича, родной брат Великого Князя Константина Константиновича.
[22] Об этом есть запись в дневнике Императора Николая II (12 февраля 1917): «Утром шел снег и мело; днем вышло солнце, и стало морознее. Были у обедни, завтракал Митя». Дополнительные подробности находим в мемуарах брата игумении Тамары: «Когда дяденька вернулся в Петроград, он, как полагалось, явился к Государю. Это было в воскресенье, и он был приглашен к обедне в Федоровском соборе в Царском Селе, а затем к завтраку. Он стоял на правом клиросе, как и Государь со Своей Семьей. Их Величества, как всегда, были с ним очень любезны. Никаких неприятных разговоров о происшедших событиях [Великокняжеской фронде в связи с убийством Царского Друга Г.Е. Распутина. - С.Ф.] не было. Государь и Государыня прекрасно знали, что дяденька ни во что не вмешивался […] Они также знали, как и все, каким глубоко религиозным человеком он был» (Князь Гавриил Константинович «В Мраморном дворце. Из хроники нашей семьи». СПб. 1993. С. 217-218).
[23] Так среди своих звали полковника Александра Васильевича Короченцова (1877-1922), сначала заведующего Двором Великого Князя Константина Константиновича, позднее ставшего управляющим делами Великого Князя Дмитрия Константиновича. После революции через Украину и Румынию он вывез в Швейцарию княгиню Т.К. Багратион-Мухранскую, урожденную Княжну Императорской Крови Татьяну Константиновну, вместе с детьми. 9 ноября 1921 г. А.В. Короченцов, предмет увлечения Княгини еще в юности, стал ее мужем. Брак продлился, однако, недолго: 6 февраля 1922 г. Короченцов скончался от дифтерита.
[24] Великий Князь Борис Владимiрович (1877-1943).
[25] В Царском дневнике значится (2 февраля 1917): «Утром был Борис с раненым прапорщиком Массальским…» Последнее упоминание о встрече с Великим Князем Николаем Михайловичем в Царском дневнике помечено 1 ноября 1916 г., произошло оно в Ставке: «После обеда у Меня долго сидел Николай Михайлович».
[26] После октябрьского переворота 1917 г. Княгиня с двумя малолетними детьми сопровождала своего дядю, Великого Князя Дмитрия Константиновича в его ссылке (с апреля по июль 1918 г.) в Вологду. Там в то же время находился и Великий Князь Николай Михайлович.
[27] Протопресвитер Сергий Иоаннович Орлов (1864-1944) - настоятель Крестовоздвиженского храма в Женеве. Известен сменой церковных юрисдикций: принадлежал одно время к евлогианцам, в 1927 г. перейдя в Зарубежную Церковь.
[28] Великий Князь Петр Николаевич (1864-1931).
[29] Князь Гавриил Константинович (1887-1955).
[30] Князь Михаил Сергеевич Путятин (1861-1938) - генерал-майор, начальник Царскосельского Дворцового управления.
[31] Герцог Максимилиан Лейхтенбергский (1817-1852) - член Русской Императорской Фамилии; со 2 июля 1839 г. женат на любимой дочери Императора Николая I - Великой Княгине Марии Николаевне. Президент Императорской Академии Художеств (1843), главноуправляющий Горным институтом (1844) Владел мызой Сергиевкой на берегу Финского залива.
[32] Великая Княгиня Мария Николаевна (1819-1876), с 1839 г. Герцогиня Лейхтенбергская.
[33] Речь идет, скорее всего, об одной из дочерей дворянина швейцарского происхождения генерал-майора А.Н. Альмедингена (1908-1908) - издателя, редактора и журналиста: Наталье Алексеевне (1883-1943) - литераторе, историке и профессоре (1919) или ее младшей сестре Татьяне Алексеевне (1885-1943) - писательнице и редакторе.
[34] Носители фамилии Бопре, возникшей во Франции не позже середины XVIII в., ассоциировались с настоящими гуманитариями, ценителями искусства. Считалось, что у них всегда найдется тема для разговоров.
[35] Великий Князь Дмитрий Павлович (1891-1942).
[36] Тихон Николаевич Куликовский (1917-1993) - сын Великой Княгини Ольги Александровны (1882-1960) и полковника Николая Александровича Куликовского (1881-1958).
[37] В машинописной копии ошибочно: «СТРАХУРСКОГО». Леонид Иванович Страховский (1898-1963) - русский историк-эмигрант. Отец его был губернатором Тургайской, Вятской и Тифлисской губерний. С 1913 г. воспитывался в Императорском Александровском лицее; в 1917-м поступил в Петроградский университет. Участвовал в Белом движении на Севере и Юге России. С 1920 г. в эмиграции. В 1928 г. окончил Лувенский католический университет в Бельгии со степенью доктора истории. С конца 1920-х жил в США, где преподавал европейскую и русскую историю в разных университетах, включая Гарвардский (с 1943). В 1948 г. переехал в Канаду, где был профессором истории и литературы факультета славистики Торонтского университета. Среди 13 его книг, вышедших в основном на английском языке, есть одна 300-страничная, которую имеет в виду Княжна Вера Константиновна: L.I. Strakhovsky «Alexander I of Russia. The man who defeated Napoleon» New York. 1947.